Индивидуальная работа с детьми с ЗПР в условиях массового детского сада
статья по логопедии (подготовительная группа)

Степанова Галина Вениаминовна

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР в условиях массового детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с детьми с ЗПР в условиях массового детского сада.

Степанова Галина Вениаминовна, учитель-логопед ГБДОУ №101 Калининского р-на, г. Санкт-Петербург.

Деятельность детей с ЗПР характеризуется общей неорганизованностью и недостаточной целенаправленностью. Отличается и слабость её речевой регуляции. Эти особенности создают дополнительные трудности в процессе овладения изучаемого материала и обуславливают необходимость специальной коррекционной работы.

Наиболее ярко особенности учебной деятельности детей с ЗПР обнаруживаются при изготовлении ими поделок по наглядному образцу на занятиях ручного труда. Наглядность и завершённость отдельных этапов деятельности на этих занятиях позволяет выявить, прежде всего, недостаточную сформулированность анализа образца-операции, имеющие первостепенное значение для всей последующей работы ребёнка. Дети с ЗПР ограничиваются беглым осмотром образца, не вычленяют многих из его существенных признаков и сразу приступают к изготовлению поделки. Это приводит к многочисленным ошибочным действиям; часть из них тут же исправляется детьми, однако большинство ошибок остаётся неисправленными. Недостаточная целенаправленность деятельности детей с ЗПР выражается в их неумении обдумать свою работу и спланировать ход её выполнения. Эта особенность ярко проявляется при изготовлении аппликаций, в работе с конструктором.

Дети могут заготовить излишнее количество деталей, склеить их до выполнения необходимых предварительных действий. К сравнению собственной работы с образцом эти дети прибегают крайне редко. Они не испытывают потребности сличать с образцом выполняемую работу и полученный результат.

Одна из существенных особенностей детей с ЗПР состоит в недостаточной её регуляции с помощью речи. Это выражается в том, что дети затрудняются в адекватном словесном обозначении совершаемых действий и точном выполнении предложенных речевых инструкций. В их словесных отчётах нет точного обозначения последовательности произведённых действий, содержится описание второстепенных, малозначимых моментов.

Недостаточное умение словесно описать образец наряду со слабой сформированностью процессов анализа и сравнения приводят к несовершенной оценке как результата выполненной работы, так и способа его получения. Дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; они малоактивны, без инициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причину ошибок. Это приводит к тому, что дети продолжают допускать прежние ошибки. Непосредственный интерес к заданию у них быстро угасает, особенно при возникновении затруднений в работе, которые они не стремятся преодолеть.

Среди детей с ЗПР можно выделить две подгруппы. Некоторые дети нерешительны, не верят в собственные силы, бояться даже небольших трудностей. Другие, наоборот, излишне активны, импульсивны, переоценивают свои возможности.

На уроках ручного труда целесообразнее всего корректировать деятельность по наглядно-предметному образцу, так как она занимает большое место в повседневной работе и позволяет формировать обобщённые приёмы умственной работы, необходимые для усвоения материала на любом занятии.

На первом плане стоит обучение анализу образца, то есть его целенаправленному рассмотрению с вычленением существенных признаков.

Формированию умения анализировать образец способствует сравнение двух похожих, но не тождественных объектов, а также для образования какого-либо объекта путём изменения некоторых его признаков. Дети должны выделять признаки сходства и различия сравниваемых объектов. При этом необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения подбираемых упражнений.

Одна из важнейших задач коррекционной работы – усиление регулирующей и направляющей роли речи.

На основе широкого привлечения речи детей нужно добиваться понимания ими смысла выполняемой деятельности.

Коррекция деятельности предполагает формирование у детей навыков самоконтроля, что и является необходимым условием перехода к самостоятельному выполнению заданий. Целесообразно предлагать детям доказывать в развёрнутой и последовательной форме правильность выполненных ими действий. Следует добиваться того, чтобы дети умели находить ошибки не только в собственных работах, но и в работах своих товарищей. Надо добиваться того, чтобы дети стремились понять причину допущенных ошибок и желали улучшить свои результаты. В процессе коррекции деятельности следует помнить и о необходимости индивидуального подхода к детям с учётом их личностных особенностей, обусловленных задержкой психического развития. Одних нужно подбадривать, хвалить за малейшие успехи, других надо сдерживать, учить сначала думать, а потом делать, разъяснять ошибки, допускаемые из-за спешки.

Большое место в коррекционной работе должно быть отведено обучению детей выполнению заданий, включающих в себя нескольких звеньев. Надо приучать внимательно слушать задание, пересказывать его своими словами, чётко представлять количество звеньев и их последовательность. Дети должны уметь повторно возвращаться к услышанному заданию, поэтапно проверяя правильность его выполнения.

Литература:

Волкова Л.С. Логопедия.М.,1995. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.- М.,1990; Ковшиков В.А. Сравнительная характеристика речевых нарушений у детей с временной задержкой психического развития и астенической формой олигофрении //XXIII Герценовские чтения: Дефектология 1970; Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?- М.: Просвещение, 1991; Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников.- М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми в летне-оздоровительный период в детском саду

Прекрасная пора - лето! Оно даёт возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой....

Тематическое планирование работы с детьми по ознакомлению с природой в детском саду (средняя группа)

В этом планировании отображены занятия различного вида деятельности по ознакомлению детей с природой. В каждом месяце дан краткий план занятий и програмное содержание....

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ...

примерный план работы с детьми во время дистанционного обучения в детском саду

план поможет вам распределить работу с родителями( удаленно), поможет наладить обратную связь с родителями. Ну и вы будете уверены, что годовые задачи - решены....

Доклад из опыта работы по теме: «Речевая активность в условиях социализации детского сада» в подготовительной группе

В данном докладе описан опыт работы по развитию речевой  активности воспитанников подготовительной к школе группы в условиях социализации детского сада....