Презентация "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"
презентация по коррекционной педагогике

Андронова Мария Петровна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx135.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы с детьми с о граниченными возможностями здоровья в детском саду Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад № 4 «Росинка» комбинированного вида» Выполнила : педагог –психолог Андронова М.П

Слайд 2

Эти дети приходят в наш мир, чтобы проверить нас с вами на человечность. ( Райнхольд Шнайдер )

Слайд 3

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. В неё входят дети: - с тяжелыми нарушениями слуха, - с тяжелыми нарушениями зрения, - с тяжелыми нарушениями речи, - с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП), - с нарушениями интеллекта (У.О), - с задержкой психического развития(ЗПР), - с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (РДА), - с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР), - с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др.).

Слайд 4

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, специалисты должны провести обследование. План изучения ребенка включает такие мероприятия, как: беседа с родителями; -изучение медицинской карты ребенка; -обследование физического развития; -обследование психического развития: характеристика видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. Далее под руководством психолога в учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития

Слайд 5

Правила, которые необходимо учитывать при работе с детьми с нарушениями в развитии. При работе с детьми с некоторыми видами ОВЗ педагогу следует привыкнуть к тому, что результатов придется ждать гораздо дольше, чем с нормой развития. Часть детей никогда не смогут догнать сверстников. Учитывать положение о первичных и вторичных дефектах. Учитывать зону ближайшего развития (различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников). Строить коррекционно-развивающую работу с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени.

Слайд 6

АДАПТАЦИЯ детей с ОВЗ Для детей с ОВЗ период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов. Детские виды деятельности (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование и признание, а это зачастую наносит детям моральную травму. Необходимо уделить достаточное внимание подготовке детей группы и их родителей к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями, так как большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, поведение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).

Слайд 7

Особенности организации работы с детьми с ЗПР в детском саду. С учетом этиологии различают 4 основных варианта задержки психического развития : 1. Конституционального происхождения ; 2. Соматогенного происхождения ; 3. Психогенного происхождения ; 4. Церебрально – органического генеза .

Слайд 8

Несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР: 1. Детям с ЗПР свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания. 2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях. 3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи ».

Слайд 9

4. Высокая степень истощаемости детей с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. 5. Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. 6. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других. 7. В качестве основного метода положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью . В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома. 8. Любое сопровождение детей с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.

Слайд 10

Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду Особенностью у. о. детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у этих детей – это необратимое, непрогрессирующее органическое нарушение, выражающееся в стойком снижении познавательной деятельности . Степени выраженности у.о . 1. Легкая у.о .( дебильность ) 2. Умеренная 3. Тяжелая . ( имбецильность ) 4. Глубокая ( идиотия ) 5. Иная .

Слайд 11

Цели, задачи и содержание работы с детьми с уо : -развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности; - коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; -развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков; -формирование ведущих видов деятельности. -формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности

Слайд 12

Особенности организации работы с аутичными детьми в детском саду. Четыре группы раннего детского аутизма. Дети 1-й группы с аутистической отрешённостью от окружающего характеризуются наиболее агрессивной патологией, наиболее тяжёлыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны . Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Дети 2-й группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определённой возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счёт аутостимуляции положительных ощущений при помощи многочисленных стереотипий: двигательных (прыжки, взмахи рук, перебежки и т. д.), сенсорных ( самораздражение зрения, слуха, осязания) и т. д. Такие аффективно насыщенные действия, доставляя эмоционально положительно окрашенные ощущения и повышая психологичесий тонус, заглушают неприятные воздействия извне.

Слайд 13

Дети 3-й группы с аутистическими замещениями окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой, спонтанно разыгрываемой ребёнком как стихийная психодрама , которая снимает пугающие его переживания и страхи. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному . Характерны развёрнутая речь, более высокий уровень когнитивного развития. Эти дети менее аффективно зависимы от матери, не нуждаются в примитивном контакте и опеке. Поэтому их эмоциональные связи с близкими недостаточны. Низка способность к сопереживанию. При развёрнутом монологе очень слаб диалог. Дети 4-й группы характеризуются сверхтормозимостью . В их статусе на первом плане неврозоподобные расстройства: чрезвычайная робость, пугливость, особенно в контактах, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию . Значительная часть защитных образований носит адекватный, компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких; сохраняют постоянство среды за счёт активного усвоения поведенческих штампов. Формирующих образцы правильного социального поведения, стараются быть «хорошими», выполнять требования близких. У них имеется большая зависимость от матери, но это эмоциональный симбиоз с постоянным аффективным «заражением» от неё.

Слайд 14

Рекомендации по работе с детьми- аутистами Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому. Принимайте его таким, какой он есть. Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность. Придерживайтесь определенного режима дня . Соблюдайте ежедневные ритуалы . Не трогайте ребенка без особой нужды. Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом. Не повышайте голос и не издавайте громких звуков. Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам. Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай». Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать. Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Слайд 15

Как учить ребенка-аутиста : доносить информацию через схемы, наглядные картинки; избегать переутомления ; четко организовывать пространство ; использовать подписанные системы хранения ; подписывать предметы, которыми пользуется ребенок; обращаться к ребенку не напрямую; обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки; осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в целое; использовать подкрепление правильного действия (вкусным поощрением, стимулом); постоянно развивать крупную и мелкую моторику.

Слайд 16

Дети с нарушениями слуха 2 основные группы: 1. Глухие (рано и позднооглохшие), 2. Слабослышащие (с речью и с недоразвитием речи). Наблюдаются : Недоразвитие зрительного восприятия (низкая скорость восприятия и узнавания предметов), Замедление формирования подражания, затруднения при выборе по образцу, Отсутствие речи и дефицит доречевого общения. Задачи умственного воспитания: Формирование представлений и понятий об окружающем мире. Развитие познавательных психических процессов. Формирование первичных способов интеллектуальной деятельности. Формирование словесной речи.

Слайд 17

При занятиях со слабослышащими детьми нужно научиться: Проверять исправность слухового аппарата, Проверять хорошо ли ребенок видит и слышит взрослого и ребят. Использовать достаточно наглядности. Говорить четко, в нормальном темпе и с нормальной артикуляцией. Иницииривать общение.

Слайд 18

Дети с нарушениями зрения. 2 основные группы : 1. Слепые , 2. Слабовидящие . Восприятие детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностям как и в норме, но имеют ряд особенностей: 1. Узкий круг интересов, 2. Меньший эмоциональный отклик, 3. Снижение познавательных интересов , 4. Снижение полноты и точности отображаемого (образы искажаются и могут не соответствовать действительности). 5. Представления значительно отличаются от нормы. (преобладают фрагментарность и недостаточная обобщенность), присутствует схематичность. Процессы запоминания имеют недостаточную осмысленность (затруднения в анализе, синтезе, сравнении, классификации). Проявляется «закон края». Речь развивается по тем же законам, что и у нормы (трудности в правильном произношении и артикуляции).

Слайд 19

При занятиях со слабовидящими детьми применять: Упражнения для снятия напряжения с глаз. Хорошую освещенность рабочего места. Наглядность крупную и четкую. Хорошо дублировать раздаточным материалом. Сопровождать рассказом то, что показываете. Возможность использовать другие сохранные анализаторы.

Слайд 20

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. ДЦП – возникают вследствие поражения двигательных зон и двигательных путей головного мозга. Основная особенность при ДЦП- тесная связь двигательных нарушений с сенсорными. Страдает согласованность между глазом и рукой. Это затрудняет развитие навыков самообслуживания, продуктивной деятельности и др. Зависимость от взрослых отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу. Часты нарушения речи и снижения зрения и слуха. Различные степени нарушения интеллекта. Характерна повышенная утомляемость, впечатлительность, обидчивость.

Слайд 21

Основные принципы в работе с детьми с ОВЗ: 1.Психологическая безопасность (принятие ребенка таким, какой он есть). 2.Помощь в приспособлении к окружающей среде. 3.Единство совместной деятельности 4.Мотивированность к учебному процессу. 5.Включение родителей в коррекционный процесс. 6 . Формирование правильного отношение общества к людям с ОВЗ. Только это поможет жить не параллельно, а вместе. Это процесс длительный и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.

Слайд 22

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

Самое главное в работе логопеда с детьми с ОВЗ - это помочь, приласкать, посочувствовать и подойти к детям с душой....

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ...

СТАТЬЯ Взаимодействие специалистов ГБДОУ детский сад компенсирующего вида в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлым нарушением речи).

• Инклюзивное образование дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) • Взаимодействие участников образовательного процесса. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия. • Особенности органи...

Статья в сборнике по теме "Работа учителя-логопеда с ограниченными возможностями здоровья в детском саду".

Статья в сборнике XX Вишняковские чтения Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона.23 марта 2017 г....