Статья в сборнике по теме "Работа учителя-логопеда с ограниченными возможностями здоровья в детском саду".
статья по коррекционной педагогике

Логишенкова Татьяна Юрьевна

Статья в сборнике XX Вишняковские чтения Вузовская наука: условия эффективности социально-экономического и культурного развития региона.23 марта 2017 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

«Такая странная вещь — речь,

ведь если хочешь,

ею можно выразить все, что угодно,

хоть устно, хоть на бумаге…

 Есть только большая вероятность

что тебя поймут неправильно».

Сергей Лукьяненко

На современном этапе интеграция (восстановление, восполнение, целостность) детей с ограниченными возможностями здоровья становится ведущим направлением в развитии специального образования. Процесс организации и осуществления инклюзивного образования теоретически обоснован следующими специалистами (М.С. Артемьева, Е.А. Екжанова, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева, Л.М. Шипицына, Л.Е. Шевчук, Н.Д. Шматко и др.). [1].

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. [3]. Статус ребёнка с ОВЗ определяется психолого-медико-педагогической комиссией, и ею разрабатываются рекомендации по созданию специальных условий получения образования.

В соответствии с разными профессиональными подходами, существуют различные классификации детей с ограниченными возможностями здоровья. В классификации А.Р. Маллера различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:

- глухие;

-  слабослышащие;

-  позднооглохшие;

-  незрячие;

- слабовидящие;

- лица с тяжелыми нарушениями речи;

-  лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;

-  лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

- лица с нарушением интеллекта;

-  дети с задержкой психического развития;

- лица со сложными недостатками развития [2].

В настоящее время число детей с ограниченными возможностями превысило полумиллионную отметку.  По мнению известного учёного, академика РАМН Ю.П. Лисицына выявлены факторы  риска в формировании здоровья населения: 10%-состояние здравоохранения, 20% - состояние внешней среды, 20% - биологические (наследственные), 50 % - условия и образ жизни.

Существуют разные виды помощи при реабилитации детей с ОВЗ (психологическая помощь (ранняя диагностика и коррекция нарушений психологического  развития, работа с родителями); дефектологическая помощь (детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностируются способности к обучению); и  логопедическая помощь, (ранняя диагностика и коррекция нарушений речевого развития). Мы остановимся на логопедической помощи детям с тяжёлыми нарушениями речи.

Главная цель работы учителя-логопеда – научить ребёнка творчески осваивать нормы и правила родного языка, гибко применять их в конкретных ситуациях. Основной задачей коррекционной работы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетико-фонематической системой русского языка, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью общего образования.

Основной формой коррекционно-развивающей работы является - игровая деятельность. 

Развитие ребёнка во всех его проявлениях неразрывно связано с речью. Следовательно, при наличии у ребёнка нарушений речи ему необходимо своевременно оказать помощь, предупредить негативизм, дать возможность освоить программу. 

Свою коррекционно-логопедическую работу мы строим  в тесном сотрудничестве с неврологом. Для каждого ребёнка разрабатываем программу индивидуальных образовательных маршрутов, включающую коррекционно-логопедические задачи и перспективный план работы. Для более эффективных приёмов коррекции учитываем взаимосвязь речевых и двигательных расстройств и общность поражения общей и артикуляционной моторики.

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственность в работе учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателя.

Сегодня развитие ребёнка невозможно без участия семьи. Чтобы добиться эффективных результатов коррекционной работы, мы очень тесно сотрудничаем с родителями наших воспитанников. Уровень педагогической культуры родителей во многом зависит от их педагогического просвещения. Формы организации занятий с детьми и их родителями различны. Родители являются самыми заинтересованными участниками коррекционно-педагогического процесс. Его успешный результат зависит от того, насколько правильно построены отношения между специалистами и родителями. Поэтому мы проявляем инициативу и стараемся понять, каким образом взаимодействовать с каждой семьёй на благо ребёнка. Проводим консультации по интересующим вопросам, совместный тренинг по развитию мелкой моторики, а так же правильному выполнению артикуляционной гимнастики, консультируем родителей по игровой методике развития речи. Также в работе с родителями мы используем нетрадиционные формы работы: педагогические гостиные, познавательные игровые викторины, выставки совместных поделок, презентации, совместная проектная деятельность.

Основными разделами коррекционно-восстановительной работы, проводимой с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (тяжёлые нарушения речи), являются:

  • коррекция рече-двигательных нарушений (укрепление артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики, постановка речевого дыхания и голоса, силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке, выработка синхронности голоса, дыхания);
  • коррекция звуковой и смысловой стороны речи (формирование правильного произношения, фонетических, морфологических и синтаксических обобщений, развитие коммуникативных навыков, совершенствование и развитие связной речи);
  • укрепление артикуляционного аппарата;
  • активизация внимания, памяти и мышления;

               - индивидуализация коррекционного обучения. [3].

Развивающая образовательная среда представлена речевым, сенсорным центрами, центром речевого дыхания и методического сопровождения, здоровьесберегающими технологиями, повышающими эффективность коррекционной работы (различные виды массажа, су-джок терапия, элементы логоритмики), использование нетбуков, персонального компьютера, интерактивной доски, говорящей ручки «Знаток».

Стандарт нового поколения характеризуется системно-деятельностным подходом, в котором главное – развитие личности ребёнка.

Одной из центральных проблем в работе является - мотивация. Поэтому свою работу мы строим таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, умел отстаивать свое мнение. В логопедические занятия включаются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, необходимые для формирования грамматического строя речи, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей дошкольного возраста: внимания, памяти, мышления, которые отвечают новым требованиям.

Для формирования правильного звукопроизношения применяются упражнения на развитие слухового внимания, речевого дыхания, развитие артикуляции. Физкультминутки, помогают детям расслабиться, снять напряжение. Также они развивают общую и мелкую моторику, зрительно-моторную и слухо-моторную координации.

Некоторые формы работы детям наиболее интересны и мы видим результат своей деятельности, после применения современных информационных технологий. С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников мы стали использовать обучающие компьютерные программы. Помимо обучающих технологий, используются здоровье-сберегающие технологии, которые повышают эффективность коррекционной работы. Ребятам очень нравятся различные виды самомассажа: головы, ушных раковин, шеи, лица, кистей и пальцев рук; традиционные и нетрадиционные формы артикуляционной гимнастики (биоэнергопластика, комплексы упражнений для выработки артикуляции звуков, театр пальчиков и язычка, сказочные истории из жизни язычка).

В работе применяется метод су-джок терапии. Использование су-джок массажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком. В работе много времени отводится логопедической и фонетической ритмике.

В последнее время в нашей работе особое место занимает работа с интерактивной доской. Использование интерактивной доски помогает сделать учебный процесс динамичным, красочным, увлекательным,  получить обратную связь с детьми. Термин «интерактивность» происходит от английского слова interaction, которое в переводе означает «взаимодействие». Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.

Мы используем методические пособия, в которых применяются современные компьютерные развивающие игры в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Интерактивная доска - полифункциональное устройство, позволяющее на одном занятии использовать как стандартное программное обеспечение, входящее в состав комплектации ИД, так и тренажеры, видеоролики, авторские презентации, компьютерные игры и т. д., они способствуют решению коррекционно-развивающих задач, соответствующих индивидуальным возможностям ребенка.

Использование интерактивной доски позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.

 Это способствует осознанному усвоению знаний. Работая с доской, ребёнок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений. 

Каждое занятие с использованием компьютерных игр является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств обучения.

Для снижения утомительности на занятиях обеспечиваем гигиенически рациональную организацию рабочего места с использованием здоровьесберегающих технологий.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

Таким образом, индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребёнком разрабатывается с учётом компьютерной и логопедических технологий. Опыт использования логопедических компьютерных программ показал, что применение новых информационных технологий в логопедической работе позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств.

Гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий позволяет ребёнку с ОВЗ выработать разные стратегии поведения в процессе общения и различных видах детской деятельности.

Список литературы 

 1.Зайцев Д.В. Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями // интернет ресурс информационно-аналитический портал SocPolitika.ru // режим доступа: http://www.socpolitika.ru/rus/conferences

2.Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с. 

3.Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв.ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013. - 56 с.

4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17октября 2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая поддержка социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

   Дети с ограниченными возможностями здоровья чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют им полноценно жить в обществе, также препятствуют а...

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....

Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду

Полезные советы родителям в период адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к детскому саду...

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

Проблема развития детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

В последнее время все чаще встречаются  в детском саду детей с ограниченными здоровьями здоровья. По другому их называем еще "особенные". "Особенные" они потому, что таким детям нужен особ...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...