Главные вкладки

    ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ
    консультация

    Дудкина Ольга Валентиновна

    ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_po_ovz.docx27.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕТСКОМ САДУ

    Аннотация. В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Организация физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе применения комплекса средств адаптивной физической культуры позволит повысить эффективность организованной образовательной деятельности, что положительно повлияет на физическое, психическое и эмоциональное благополучие детей.

            Дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, психического и интеллектуального развития.

              Наибольшие затруднения у дошкольников вызывают выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия; страдает техника выполнения основных движений. Это обусловлено недоразвитием общей и мелкой моторики, повышенным мышечным напряжением. У детей данной категории отмечается гипер  или гиподинамия, существенно страдают зрительно-двигательная и слухо-двигательная координация, выявляются недостатки психических функций (зрительная память, концентрация и устойчивость внимания).

                 Основной целью детского сада является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности каждого ребенка. Одной из важнейших целей работы педагогов в детском саду является охрана и укрепление здоровья. Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

            Дети с ограниченными возможностями здоровья (речевые нарушения) часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительное пребывание в коллективе, для них часто характерна скованность, плохая переключаемость различных действий. В связи с этим важно уделить серьезное внимание тем видам работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать своих сверстников по физическому развитию Лучшее средство от гиподинамии – подвижная игра.

               Характер подвижной игры, ее содержание должно быть разнообразным. Это может быть сюжетные игры («У медведя во бору», «Зайца скачут»), бессюжетные и игры с предметами (с мячом, бубном). Эти игры дают возможность отработать с ребенком основные виды движений (ходьба, бег, прыжки) и постепенно подготовить его к овладению более сложными, комбинированными движениями.

               Прежде чем предложить детям подвижную игру, необходимо заблаговременно познакомить их с элементами игры, поупражнять в тех движениях, которые им трудны.            В зависимости от состояния здоровья ребенка необходимо использовать различные средства физической культуры, а при отклонениях в состоянии здоровья – лечебную физическую культуру (ЛФК), которая в данном случае является методом функциональной терапии и составной частью адаптивной физической культуры (АФК).

                ЛФК – метод, при котором используются средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более быстрого и полноценного становления здоровья и предупреждения осложнений заболевания Действующим фактором ЛФК являются физические упражнения, т.е. специально организованные движения (гимнастические, спортивно-прикладные, игровые).

               Современным направлением является адаптивная физическая культура как коррекционно-педагогическая составляющая в системе психолого-педагогической работы.

    Основная задача АФК направлена на восстановление потребности в двигательной активности, которая положительно влияет на здоровье ребенка. Активные  движения повышают устойчивость к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма. Адаптивная физическая культура способствует развитию умственных способностей, восприятия, мышления, пространственных и временных представлений, что в свою очередь стимулирует становление двигательных функций, связи между развитием мелких мышц, движениями руки и речью.

               Среди корригирующих упражнений особое значение имеют дыхательные упражнения; упражнения на расслабление; упражнения на нормализацию поз  и положений головы и конечностей; развитие координации и равновесие; развитие силовых качеств (упражнения сопротивления); коррекция осанки; развитие ритма и пространственной организации движения.

                У многих детей нарушен ритм выполнения движения, поэтому важно учить их согласовывать движения с заданным ритмом, например, выполнять упражнения под счет, хлопки, музыку. Музыкальный ритм способствует уменьшению спазма в мышцах, регулирует амплитуду и темп движений. Выполнение движений в заданном ритме совершенствует активное понимание. Музыка повышает эмоциональный тонус, создает положительный эмоциональный фон.

                  У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается снижения таких физических качеств, как ловкость, скорость, сила, гибкость и выносливость. Поэтому для них крайне важны специальные упражнения (ходьба, бег, прыжки, лазанье по наклонной доске, различные действия с игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами), формирующие основные двигательные навыки и умения, способствующие развитию физических качеств. Детей учат правильно захватывать различные по форме, объему и весу предметы манипулировать ими.

                 При проведении фронтальных занятий следует избегать длительного пребывания детей в одни и тех же позах. Нельзя допускать долгих объяснений заданий т.к. это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей т.к. это усиливает мышечное напряжение и усложняет выполнение упражнений.

              Основные виды и содержание упражнений, используемые на физкультурных занятиях:

    -упражнения для растягивания мышц используются для снятия напряжения;

    -упражнения для развития чувствительности мышц (силовые упражнения на сопротивление);

    -упражнения для улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности мышц;

    -упражнения для укрепления ведущих групп мышц;

    -упражнения на выносливость;

    -статические упражнения напряжения – расслабление, для устранения спазмов и судорог.

    -тренировка ходьбой;

    -упражнения для улучшения равновесия и двигательной силы.

               Таким образом, выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению их здоровья и физическому развитию, закрепляет успехи ребенка, достигнутые в коррекционно-развивающей работе.

     

    Библиографический список:

    1.Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. М.: 2004. – 66 с.

    2.Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников. Пособие для инструкторов лечеб. физкультуры, воспитателей и родителей. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с.

    3.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами развития). – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 304 с.

    4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.

    Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. ред. проф.  Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2009. – 608с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физкультурно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду

    Выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей....

    Крупные возможности мелкой моторики в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья .

        Исследования ученых обращают внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именн...

    Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

    Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

    ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

    Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация  инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...

    Работа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду.

    Самое главное в работе логопеда с детьми с ОВЗ - это помочь, приласкать, посочувствовать и подойти к детям с душой....