Картотека дидактических игр по формированию фонематического восприятия в старшей группе
картотека по логопедии (старшая группа)

Волченко Марина Алексеевна

В данной картотеке представлены игры для детей 5-6 лет по формированию фонематического восприятия 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volchenko_ma_kartoteka_igr.docx532.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Петушок»

Картотека дидактических игр

по формированию фонематического восприятия

в старшей группе

Составили:

Волченко Марина Алексеевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Шахматова Наталья Александровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

-2022-

Игра «Помоги зайчику перейти через болото»

Цель: совершенствование умения определять наличие звука [Ш] в слогах.

Оборудование: маски животных (лисята, медвежата, лягушата, ежата, зайчата, бельчата) – по количеству детей, «кочки» - зеленые круги.

Описание игры. Играющие, с помощью считалки выбирают зайчика, остальные дети – «лесные зверята». Педагог просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук [Ш]. Далее педагог произносит слоги (СА, ША, ЖА, ШО, ШУ, ФА, СЫ, ШИ, ФО, ШЕ, СУ), при правильно сделанных хлопках «лесными зверятами», зайчик-ребенок «перепрыгивает» с одной кочки на другую. Если дети делают ошибки, зайчик возвращается на предыдущую кочку. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «болото».

Место проведения: спортивный зал.

Игра «Найди свой домик»

Цель: формирование умения определять наличие или отсутствие в названии слов необходимого звука, развитие зрительно-моторной координации у детей.

Оборудование: три стула – «домика», на каждом из них изображение – символа звука [C] – «насос», [Ш] - «шарик лопнул», [Р] – «едет мотоцикл», игрушки с этими звуками.

Описание игры. На некотором расстоянии друг от друга расставлены стулья. На спинки каждого стула прикреплены картинки – символы звуков [C], [Ш] и [Р]. На лавочке расставлены игрушки, различные предметы, в названии которых есть заданные звуки. Дети свободно передвигаются по ковру. По сигналу педагога (удары в бубен) они должны взять игрушку и собраться у своего «домика».

Речевой материал:

[С] – собака, компас, кокос, сок, пояс, сумка, миска, поднос, лиса, носок, ананас, совок, автобус;

[Ш] – штаны, шляпа, шлем, шимпанзе, мишка, гуашь, кошелек, малыш, шапка, неваляшка, лягушка, лосяш, машина, ковш;

[Р] – рыба, робот, картошка, корова, тигр, рак, кран, краб, помидор, топор, крокодил, ручка, веер, кроссовки, ведро, пирамида, ролики, самовар.

Место проведения: спортивный зал.

Упражнение «Правильно - неправильно»

Цель: обучение детей умению узнавать и различать правильно и неправильно произнесенные слова.

Оборудование: картинки с предметами (или игрушки), красные и зеленые кружки (или цветные мячи).

Описание игры. Взрослый дает детям по два кружка –зеленому и красному, и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то они должны поднять зеленый круг, если неправильное - красный. Затем педагог показывает картинку и громко, медленно, четко произносит её. Например, на звук [Ш] – шапка, сапка, шапка, фапка; кофка, кошка, кохка, кошка; камыш, камыф, камыс, камыш.

Игра «Скажи, как я»

Цель: формирование умения выделять интонационно твердый и мягкий согласные звуки.

Оборудование: мяч, картинки с предметами.

Описание игры. Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили звук отчетливо, с соответствующей степенью громкости.

Речевой материал: ракета, репа, кукла, кирпич, барабан, белка, телефон, тарелка, лиса, луна, сено, собака.

Игра «Назови звук»

Цель: формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Оборудование: мяч, картинки с предметами.

Описание игры. Воспитатель: «Я буду кидать мяч и называть слова, выделяя в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» — «л»; «самолеТ» — «т»». В игре принимают участие все дети. Для выделения используются твердые и мягкие согласные звуки. Если ребенок затрудняется с ответом, воспитатель сам называет звук, а ребенок повторяет.

Речевой материал: коНЬки, пеНёк, шляПа, беРёза, гиРя, лаМпа.

Игра «Назови первый звук своего имени»

Цель: развитие умения слышать и выделять первый звук в слове.

Оборудование: мяч.

Описание игры. Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно. В игре принимают участие все дети.

Игра «Магазин»

Цель: развитие умения слышать и выделять первый звук в слове.

Оборудование: стол - «прилавок», мелкие игрушки, книжки, карандаши, ластики, пуговицы, муляжи продуктов питания.

Описание игры. На «прилавке» разложены разнообразные предметы, игрушки. «Продавец» — взрослый, дети – «покупатели». Каждый покупатель выбирает себе товар на свой вкус. Продавец отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, который обозначает нужный предмет.

Игра «Бусы»

Цель: развитие фонематических представлений, анализа, слухового внимания, памяти.

Описание игры. После слов ведущего: «Рассыпались бусы... Мы их соберем, нанижем на нитку и слово найдем». Участники игры по цепочке произносят слова - «бусинки» на определенный звук (без повторов).

Речевой материал: на звук [Р]: радуга – ракета – каравай – пар - рука ...

на звуки [Р] - [Л]: рак – лампа – нора – лук – рыба - мыло…

на звук [Р]: радуга – ракета – каравай – пар - рука ...

на звуки [Р] - [Л]: рак – лампа – нора – лук – рыба - мыло…

Игра «Назови первый звук в слове

Цель: развитие умения слышать и выделять первый звук в слове.

Оборудование: набор фигурок домашних животных - собака, кошка, петух, лошадь, овца, осел, коза, гусь, курица.
Описание игры. Педагог показывает игрушку, например, собаку и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Затем показывает игрушки других домашних животных и просит: «Назовите первый звук в слове». Обращать внимание детей на то, что звуки надо произносить чётко.

Игра «Клубочек»

Цель: формирование умения подбирать слова на заданный звук; развитие коммуникативных навыков;

Оборудование: клубочек.

Описание игры. Дети передают друг другу клубочек по кругу, произнося текст:

«По дорожке (имя ребенка) шла/шёл,

Клубок ниточек нашла/нашёл,

Вы слова на (заданный звук) скажите,

Нашу нитку не порвите».

Ребенок, у которого оказался клубочек должен назвать слово на заданный звук и передать клубочек дальше.

Усложнение. Ребенок должен назвать несколько слов на заданный звук.

Игра «Кто-кто в теремочке живет?»

Цель: развитие слухового внимания; закрепление умения дифференцировать звуки; называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове.

Оборудование: домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.

Описание игры. Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), название которых начинается, например, со звука [к] (или [c], [п]). Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, названия которых начинаются с заданного звука.

Речевой материал:

[К] –корова, курица, кролик, кот, коза, конь

[С] – собака, свинья

[П]- петух, пони

«Услышишь — хлопни»

Цель: развитие слухового внимания, фонематического восприятия.

Описание игры. Взрослый произносит ряд звуков, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Звуковая зарядка»

Цель: развитие слухового внимания, координации движений; навыков дифференциации гласных звуков.

Описание игры.

Вариант 1: взрослый (ведущий) произносит звук, выполняя соответствующее движение, а дети повторяют.

Вариант 2: взрослый (ведущий) произносит звук, а дети выполняют движения по памяти.

Вариант 3: «Путаница» — взрослый (ведущий) произносит звук и выполняет движение ему несоответствующее, а дети — соответствующее.

[А] — руки поднять в стороны на уровень плеч.

[У] — руки вытянуть вперед.

[О] —руки поставить на пояс.

[И] —руки поднять вверх.

[Э] — опущенные руки отвести немного в стороны.

[Ы] — отвести руки назад (или за спину).

«Путешествие»

Цель: формирование умения подбирать слова на заданный звук.

Описание игры. Ведущий говорит: «Наш корабль отправляется, например, в Индию. Что с собой возьмем?» Кто-нибудь из детей спрашивает: «А на какую букву?». «На букву «К»!» – отвечает ведущий. Первый игрок говорит: «Берем кошку!» Другой: «Кактусы!». Третий: «Кастрюли!». Если слов на эту букву уже много сказано, ведущему можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «Р».

«Едем в цирк»

Цель: формирование умения подбирать имена на заданный звук.

Описание игры: Воспитатель: «Сегодня дети собрались ехать в цирк, у них имена начинаются на звук [А] ([О], [У]). Ребята, найдите тех детей, кто поедет в цирк».

Речевой материал: Андрей, Оля, Максим, Алеша, Владик, Анна. Лера, Вика, Маша, Алина, Рома, Алена, Кирилл, Игорь, Анжела, Ульяна, Олег…

«Четвертый — лишний»

Цель: обучение детей дифференциации звуков на уровне слов.

Описание игры. Педагог говорит: «Мы в игру с тобой играем, слово к слову подбираем: санки, сумка, миска, зонт. Кто тут лишний — выйди вон». Детям предлагается найти и назвать лишнее слово, обосновав свой выбор.

«Кто внимательнее?»

Цель: формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Описание игры. Педагог произносит ряд слов со звуками [С] и [З], находящимися в разной фонетической позиции. Если в слове есть звук [С], дети поднимают синий кружок, звук [З] — зеленый: сумка, зайка, зуб, ваза, коса, носки, рис, забор, коза, автобус, насос, базар, звезда, ананас и т. д.

Речевой материал может подбираться на разные группы звуков.

«Кто больше?»

Цель: развитие умения определять наличие в названии слов необходимого звука; формирование умение определять место заданного звука в словах.

Описание игры. Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.

«Новоселье»

Цель: формирование умение определять место заданного звука в словах.

Игровой материал: предметные картинки или игрушки, схемы «позиция звука в слове», «домики» - стулья на которые крепятся схемы.

Описание игры. Перед детьми предметные картинки с изображениями животных и птиц. Педагог говорит, что у животных и птиц — новоселье и предлагает детям расселить их. Дети называют изображенных на картинках зверей, определяют место звука в слове и «заселяют» в соответствующий схеме дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Использование дидактических игр для формирования фонематического восприятия у детей с ОНР."

Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умению различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы....

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Публикация "ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «КАК МУРАВЬИШКА ДОМОЙ СПЕШИЛ»"

Дидактическая игра по фомированию фонематческого восприятия детей старшего дошкольного возраста "Как муравьишка домой спешил"...

«Картотека дидактических игр на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа для детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам»

Воспитание правильной и чистой речи – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и письма....

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений (Старшая группа)

Картотека дидактических игр по формированию  элементарных математических представлений  (Старшая группа)...