Методическая разработка по теме:"Игры с мячом для дошкольников с нарушениями речи"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Белоусова Екатерина Анатольевна

Методическая разработка по теме: "Игры с мячом для дошкольников с нарушениями речи"

Подготовила: учитель-логопед ГБДОУ детскрий сад № 65 Выборгского района г. Санкт-Петербург

Белоусова Екатерина Анатольевна

 

Игры с мячом известны с древних времён. История возникновенния мяча очень интересна.

Из каких только материалов его ни делали.

Всем известно, что тигра-наиболее доступный для детей вид деятельности.

Игры с мячом помогают развить общую и мелкую моторику, ориентирование в пространстве, ругулируют силу и точность движений, глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, формируют произвольное и непроизвольное внимание, нормализуют эмоционально-волевую сферу, помогают  разнообразить деятельность детей, помогают закрепить пройденный материал.

игры с мячом положительно на речевое развитие ребёнка и оказывают положительное  влияние на весь организм в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка
«Игры с мячом для дошкольников с нарушениями речи».
подготовила: учитель-логопед ГБДОУ д/с №65 Выборгского района г. Санкт-Петербург

Белоусова Екатерина Анатольевна

Значение игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи.
Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом
очень популярны, и не случайно считаются самыми распространенными из игр.
Однако дома играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей имеются мячи,
и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Между тем, он может
быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей логопедической
работой и являются стимулирующим дополнительным коррекционным средством,
способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Кроме того, игры с
мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к
ним, больших временных затрат и могут быть рекомендованы воспитателям и
родителям.
Сочетание физических упражнений с “пропеванием” звуков, проговариванием
стихов в ритме движений развивает речь, чувство ритма, динамическую координацию,
а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.
Игры и упражнения с мячом решают много проблем при коррекции речевых
нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР):
- отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению;
- освобождают ребенка от утомительной, неестественной для его возраста
неподвижности на занятиях;
- помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по
всем разделам программы, включая в работу разные уровни регуляции;
- развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;
- помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи;
- регулируют силу и точность движений;
- движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть
брошен любому из детей, формирует произвольное внимание;
- развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции;
-развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца,
улучшают обмен веществ;
- развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
Известный немецкий педагог Фридрих Фребель, отмечая разностороннее
воздействие мяча на психофизическое развитие ребенка, подчеркивал его роль в
развитии координации движений кисти рук. Он считал, что мяч даст ребёнку все, что
требуется для разностороннего развития.
Все игры и упражнения с мячами систематизированы по блокам:
- направленные на развитие ориентировки в пространстве;
- направленные на развитие мелкой моторики;
- направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление
правильного произношения, дифференциацию звуков;
- направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие
грамматического строя речи.
Вашему вниманию предлагаю несколько игр, используемых на занятиях в группе, а
вы можете поиграть не только с детьми в вашем образовательном учреждении и со
своим детьми дома.


Игры и упражнения, направленные на развитие ориентировки в
пространстве.
Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного
восприятия, что создает значительные сложности в ориентировке в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии.
Игры и упражнения данного раздела направлены на отработку силы и точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле, могут
использоваться на занятиях независимо от лексической темы и не требуют большого пространства. Используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи
различной фактуры.
Игра «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»
Цель: развитие моторики, ловкости и внимания.
Задача: закрепление умения ориентироваться в пространстве (справа –слева), закрепление навыков счета.
Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.
Ход игры. Ребенок с мячом становится между двумя обручами разногоцвета, лежащими на полу. Взрослый предлагает ребенку следующие задания.
• Какой обруч находится слева (справа)?
• Стукни три раза мячом в правый обруч.
• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.
• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.
• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.
Упражнение «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!»
Ход упражнения. Упражнение выполняется сидя на стуле, ноги вместе.
Ребенок выполняет удары мячом справа и слева от себя со словами:
- Справа – два, а слева – три,
Справа трижды повтори,
Справа – раз, а слева – два:
Не запутался едва.


Игра «Мячик прыгает по мне — по груди и по спине»
Цель: развитие ориентированности в собственном теле.
Задачи: закрепление умения ориентироваться в собственном теле ипространстве (справа - слева, впереди - сзади); закрепления употребления предлогов.
Оборудование: мячи, сшитые из ткани; теннисные мячи.
Ход игры. Дети выполняют задания по инструкции взрослого:
- В правую руку свой мячик возьми. Над головою его подними. И перед грудью
его подержи. К левой ступне не спеша положи. За спину спрячь и затылка коснись.
Руку смени и другим улыбнись. Правого плечика мячик коснется и ненадолго за спину
вернется. С голени правой да к левой ступне, да на живот - не запутаться б мне.
Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.
Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у
него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области
коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие
движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга.
Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся
пальцев рук тревожат расположенные вблизи речевые зоны, стимулируя их активную
деятельность.
В практике работы с детьми логопедической группы ДОУ прослеживается прямая
зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев
рук у каждого отдельного ребенка. Детям предлагаются разнообразные и
многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее
место занимают игры с мячом.
В играх и упражнениях этого раздела используются небольшие мячики, шарики,
массажные шарики-ежики или разноцветные каучуковые шарики, которые легко
помещаются в ладошках детей. Все упражнения проводятся, сидя за столом.
Цель упражнений: развитие мелкой моторики рук.
Игра-разминка с маленькими массажными или каучуковыми мячиками:
-Мячик сильно посжимаю и ладошку поменяю.
-По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю,
-Взад - перед его качу, влево - вправо, как хочу.
Упражнение «Листок»
Оборудование: силуэты листьев разных деревьев или предметные картинки;
небольшие шарики.

Ход упражнения.

Ребенку предлагается прокатывать шарик по силуэту листка
поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием
небольшого текста:
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Упражнение «Огород»
Оборудование: силуэты овощей (баклажан, тыква, морковь) или предметные
картинки; небольшие шарики.
Ход упражнения. Ребенку предлагается прокатывать шарик по силуэту овоща
поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием
небольшого текста:
Осень дарит урожай,
Не ленись и собирай.
Баклажан весь посинел,
Бок на солнце перегрел.
Тыква вроде бы из долек.
Только вот вопрос: из скольких?
Из земли торчит пенек,
На затылке хохолок.
Это сладкая морковка,
Вниз растет ее головка.
Упражнение «По грибы, по ягоды»
Оборудование: силуэты грибов (ягод) или предметные картинки; небольшиемассажные шарики.
Ход упражнения. Ребенку предлагается прокатывать шарик от гриба к грибу по
линии поочередно различными пальцами левой и правой руки, имитируя сбор грибов
(ягод), с проговариванием небольшого текста:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.


Комплекс упражнений «Разминка»
Оборудование: шарики из пуговиц; каучуковые шарики.
Ход упражнения. Ребенок произносит стихотворение и выполняет действия с
шариком согласно тексту:
Мячик сильно посжимаю
И ладошку поменяю.
«Здравствуй, мой любимый мячик!» -
Скажет утром каждый пальчик.
Крепко мячик обнимает,
Никуда не выпускает.
Только брату отдает:
Брат у брата мяч берет.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево - как хочу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Мячик мой не отдыхает -
Между пальцами гуляет.
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю.

 Игры, направленные на формирование
правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В начале учебного года детей знакомят с гласными звуками, являющимися фундаментом, на котором базируется работа логопеда по развитию фонематических
процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым
анализом и синтезом слов, а, следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал
по обучению грамоте. Работа над звуками закрепляется в играх с мячом, которые
построены так, что длительность прокатывания мяча соотносится с длительностью
пропевания гласных звуков. Таким образом указанные игры способствуют отработкеплавного выдоха, что очень важно в работе над звукопроизношением.
В логопедической группе можно наблюдать детей с нарушением просодическихкомпонентов речи. Эти дефекты очень разнообразны. Ребенок может говорить очень
тихо, почти шепотом или иметь глухой, часто с носовым оттенком, голос. Игры смячом, направленные на пропевание гласных звуков, полезны для этих детей.


К. С. Станиславский, характеризуя звучание русского языка, образно говорил,что: «Гласные - это река, а согласные - берега, и без них наша речь – болото».
В своей повседневной работе по коррекции речи детей учитель-логопед укрепляет
эти «берега» и «реку».
В играх данного раздела используются резиновые мячи, самодельные, сшитые из
ткани (что важно при развитии сенсорных восприятий), набор мячей красного,
зеленого и синего цветов с вышитыми на них буквами. Разноцветные мячи
используются также для анализа и синтеза слогов и слов.
В играх с мячом дети усваивают слоговую структуру слова, закрепляют умение
делить слова на слоги, отрабатываются автоматизация и дифференциация звуков. Во
время игр развиваются внимание и быстрота мышления ребенка. Игры могут
использоваться независимо от лексической темы и автономно.
Целью данных игр является развитие фонематического восприятия.
ТЕМА «ЗВУКИ [А], [У]»
Игра «Гласный звук услышат ушки - мяч взлетает над макушкой»
Задача: закрепление умения выделять заданный гласный звук из ряда других.
Оборудование: мячи резиновые по количеству детей.
Ход игры. Дети очутились в осеннем лесу. Дети стоят полукругом и
внимательно слушают цепочку из гласных звуков: [а]-[у]-[ы]-[э]-[а]-[у]-[а]-[э]-[ы].
Услышав звук [а], дети подбрасывают мяч над головой и ловят его.
Затем проводится игра на звук [у].

Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»
Задача: закрепление умения длительного плавного выдоха; закрепление
произношения гласных звуков.
Оборудование: мячи из ткани по количеству пар.
Ход игры:
Вариант 1. Детям предлагается пропевать гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу.
Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный звук [а]. То же
самое со звуком [у].
Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу - в кругу или парами, пропевая
заданные гласные звуки и прокатывая мяч друг другу. Взрослый обращает внимание
детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать на длительном
выдохе, на коротком выдохе.
Игра «Мяч лови – чистоговорки произноси»
Задача: закрепление умения четко произносить звук «с» в чистоговорках с
отстукиванием ритма.
Оборудование: мяч резиновый по количеству детей.
Ход игры. Дети стоят полукругом, ударяя мячом об пол, четко произносятчистоговорки, выговаривая все звуки:
Са – са –са – укусила в нос оса.
Со – со – со – стал мой нос как колесо.
Сы – сы – сы – не боюсь я злой осы.
Су – су – су – я осу в руке несу.
Тема «Дифференциация звуков «З»-«Ж»
Игра «Умные мячики».
Задача: закрепление умения изменять в словах звук «ш» на заданный звук «ж» и
наоборот.
Оборудование: мяч резиновый.
Ход игры. Взрослый бросает поочередно мяч детям и произносит
слово. Поймавший называет получившееся слово, в котором заменил один звукна другой, и бросает мяч обратно взрослому, четко проговаривая слово.
Шар – жар; шить – жить; шаль – жаль;
шила – жила; шесть – жесть; шарить – жарить;
шалость – жалость; широк – жирок; шутка – жутко;
Луша – лужа; Саша – сажа; тушить – тужить;
машет – мажет; паши – пажи; нашивка – наживка.


ТЕМА «ЗВУКИ [О], [Э]»
Игра «Стучалочка»
Задача: тренировка четкого произношения гласного звука.
Оборудование: мячи резиновые по количеству детей.
Ход игры. Дети и взрослый садятся в круг. Мяч зажат у каждого междуколенями. Взрослый произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном
произношении с постепенным увеличением числа повторений звука на один выдох. Затем можно произносить различные сочетания гласных звуков, в которых звук
[о] произносится длительнее остальных. Аналогично со звуком [э].
Игра «Мяч передавай - со звуком [о] овощи называй»
Задача: закрепление умения выделять заданный гласный звук из ряда других.
Оборудование: мяч из ткани; мяч резиновый.
Ход игры. Дети передают друг другу мяч и называют один овощ, в названии
которого есть звук [о]: огурец, морковь, картофель, чеснок, кабачок, помидор.