Конспект занятия по автоматизации звука Р в рамках проекта "Финансовая грамотность"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мельникова Валентина Миндыкановна

Конспект занятия по автоматизации звука Р 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_avtomatizatsii_zvuka.docx37.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях на логопедическом пункте для детей 5– 6 лет в рамках проекта «Финансовая грамотность»

Цель: автоматизация звука р в словах, предложениях.

Задачи:

 

Образовательные:

  • Развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук.
  • Закрепление навыков согласования существительных с числительными 2 и 5.
  • Развитие навыков ответов на вопросы полным предложением.
  • Обогащение словарного запаса дошкольников: знакомство детей с валютой других стран, изучение экономических категорий «потребности»«труд»«профессия», формирование элементарных представлений о различных профессиях, специальностях.
  • Закрепление умения образовывать притяжательные прилагательные.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки, общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

  • Воспитать принятие социокультурных ценностей, правил и норм поведения.
  • Создание игровой образовательной среды для развития познавательной активности, начало формирования финансово-экономического мышления, социальных и нравственных качеств, ответственности ребёнка через наблюдение и общение.

Оборудование: картинка супермаркет, картинки с названиями магазинов «Пятерочка»«Монетка»«Магнит», картинка корзинки, муляжи продуктов, игрушки, картинки денег и флага стран (рубль, иена, юань, донги, евро), монетки с изображением зашумленных картинок. Для выполнения артикуляционной гимнастики – часы, качели, лошадка, пароход.

Учитель — логопед: А сейчас мы отправляемся в отдел игрушек.

Поиграть сейчас пора-ра-ра-ра

Мы берём с собой в игру-ру-ру-ру

И воздушные шары-ры-ры-ры

И смешного кенгуру-ру-ру-ру

Для песка возьмём ведро-ро-ро-ро

интересная игра-ра-ра-ра

Очень рада детвора-ра-ра-ра

Учитель – логопед: Молодцы! Игрушки захотели от нас спрятаться. Найдём их?

На экране изображены картинки, дети отвечают, где какая игрушка, используя предлоги.

Учитель – логопед: Молодцы, все игрушки отыскали. Какие вы внимательные!

7. Пальчиковая гимнастика.

Учитель – логопед: Итак, мы подошли к кассе. В нашей корзине очень много разного товара. У каждого товара есть цена. Для того чтобы расплатиться нам нужны деньги. В России деньги называются рубли, в Испании — евро, в Японии – иены, в Китае – юани, Франции – франк, во Вьетнаме – донг.

Посмотрите на столах у вас лежат особые монеты. На каждой монетке нарисованы рисунки, но они спутаны. Вам нужно раскрасить только рисунок со звуком Р. И придумать предложение с этим словом.

Но прежде выполним пальчиковую гимнастику.

Деньги были не всегда (все пальчики гладят большой палец).

Люди работали многие года (пальчики вверх и пошевелить)

Покупали, торговали (выкладываем по очереди ладошки вверх).

И при этом всё меняли (руки перед собой, на уровне груди, ладошки вниз)

Соль – на шкуры, на зерно (солим).

Мех – на злато, серебро (меха –гладим по себе).

Люди продавать учились (ладошки вниз, движения от себя к себе),

Деньги позже появились (все пальчики гладят большой палец).

Учитель – логопед: Молодцы! А теперь посмотрите внимательно на листочке, проговорите все слова и раскрасьте только нужные картинки.

8. Самостоятельное выполнение работы.

9. Рефлексия (итог).

Учитель – логопед: Ребята вы сегодня отлично потрудились. Расскажите, куда мы с вами ходили на экскурсию? Что было сложным? Что нового вы узнали? Что понравилось выполнять, почему? (Ответы детей).

Учитель – логопед: Спасибо за занятие!

Использованная литература

Деятельность педагога

Деятельность детей

I.Организационный момент

 Здравствуйте, ребята!  Знакома ли вам эта семья? (это Барбоскины)

У Розы день рождения.  Мама семьи Барбоскиных просит нас помочь, сходить в магазин за продуктами для праздничного стола. Поможем маме? А без чего нельзя ходить на ДР?

Конечно, поможем и обязательно купим подарок для Розы.

Итак, мы идем в магазин!

А какие магазины вы знаете?

II.Основная часть 

1.Актуализация знаний по финансовой грамотности

Я предлагаю отправиться – в супермаркет.

А что такое супермаркет? 

 Это очень большой магазин, в котором можно купить все сразу: продукты, игрушки, технику, одежду, бытовую химию. Все товары мы можем выбрать самим.

Что нам нужно что бы что-то купить? Да,Деньги

А откуда берутся деньги?

А где их зарабатывают?

 А знаете ли вы кем работают ваши родители?

Конечно, для того, чтобы заработать деньги взрослые ходят на работу. На заработанные деньги родители покупают: продукты, одежду, мебель, книги, бытовую технику. Прежде чем потратить деньги, их нужно сначала заработать.

А что можно использовать вместо денег?

Банковские карточки потому, что она заменяет целую пачку денег или даже целую гору монет. 

Мама семьи Барбоскиных дала нам банковскую карту, с помощью которой мы можем оплатить покупки

2. Автоматизация звука [Р] в словах.

Итак, идем в супермаркет

Учитель — логопед: В  супермаркете самообслуживание, что это значит?

А как называется то, что продается в магазине?

Угадайте, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

 Мы сами выбираем товар и расплачиваемся на кассе. Куда мы можем положить выбранный товар?

 Посмотрите, на полках в супермаркете можно найти очень много разнообразного товара. Какие одтелы есть в супермаркете? (отдел посуды, продуковый отдел, Тут и игрушки, и посуда, и продукты.

3. Автоматизация звука [Р] в предложениях.

Отправляемся в продуктовый отдел. Поищем продукты, в названии которых есть звук [р]. Четко проговариваем звук [р] во фразе о своих действиях.

Проговариваем: «Я беру помидор. У меня в корзинке помидоры.»

Дети по очереди выбирают продукты в названии которых есть звук [р]: помидор, сыр, горох, виноград, рыба, груша.

4. Игра «Наоборот»

Ребята, предлагаю пройти на детскую площадку и немного поиграть в игру с мячом «Скажи наоборот»

Материал: подбор слов (дорого - дешево, ленивый - трудолюбивый, , много - мало, покупатель – продавец, копить-тратить доход-расход

5. Слоги

А теперь посчитайте количество слогов в названии ваших покупок (с помощью игры Твистер)

5. Заключительная часть.

Ребята, а мы не купили подарок! В качестве подарка предлагаю купить вкусный и красивый торт! Вы согласны?

6. Вот мы и на кассе. Сейчас я оплачу покупки.

Ребята, я вспомнила оду пословицу Денежки — воробушки, прилетели-улетели. Как вы ее понимаете?

Накупили мы продуктов к праздничному столу, подарок  теперь идем поздравлять Розу

Итог. Рефлексия.

Дети считают.

11.ИГРА «НАОБОРОТ» На детской площадке

Цель: научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Материал: подбор слов (дорого - дешево, ленивый - трудолюбивый, экспорт - импорт, много - мало, покупатель - продавец и т.д.) копить-тратить доход-расход

На товаре быть должна обязательно (цена)

Коль трудиться целый год будет кругленький (доход)

Копеечка рубль бережет Пословица означает, что даже самую мелкую денежную единицу, которая кажется незначительной, требуется тщательно контролировать. Сбережёшь одну копейку, другую — и вот у тебя уже целый рубль. А где рубль, там и десять рублей, а потом и сто, и больше….

II Накупили мы продуков к праздничному столу теперь пора купить торт и мы идем поздравлять розу

Итог. Рефлексия.

Семейный праздник подошел к концу. Нам пора возвращаться домой. Ребята, что вам понравилось в гостях у Барбоскиных?Роза и для вас приготовила подарки.

Без подарка

 

Книжный магазин, магазин бытовой техники, магазин игрушек, овощной и продуктовый магазин.

(Ответы детей) 

деньги

их зарабатывают родители.

На работе

Дети рассказывают о профессиях своих родителей.

Карточки

Товар

В корзинку

Роза говорит вам спасибо. Роза благодарит вас за подарки. День рождения - это самый лучший праздник.

Составляют тексты сказочного содержания

Раздача угощений детям

ИГРА «НЕ ОШИБИТЕСЬ»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры

Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся, по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой котомкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий, изображенного на них.

Задание 2. Составить коротенький рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

ИГРА «РАЗЛОЖИТЕ ТОВАР»

Цель: учить детей классифицировать предметы по общим признакам; закреплять знания малышей о разновидности торговых объектов.

Ход игры

Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1. Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением. Дать названия магазинам, которые могут взять для продажи данный товар, например: «Молоко», «Хлеб», «Игрушки», «Одежда» и тому подобное.

Задание 2.  Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

ИГРА «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель. В игре развивать речевую активность, быстроту мышления.

Ход игры.  Воспитатель произносит несколько слов, а дети должны дополнить их новыми, чтобы получилось законченное предложение.

Например: Мама купила… книжки (тетради, игрушку, конфеты).

В каком магазине Мама купила продукты....

Игра проводится с детьми индивидуально, группами или по рядам. Побеждает ребенок (ряд, группа), составивший больше предложений.

ИГРА «ТОВАРНЫЙ ПОЕЗД»

Цель: Закрепить знание детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.

Ход игры.

Вариант 1: Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты – продукция мясокомбината, молочные продукты – продукция молокозавода.

Вариант 2: Дети группируют предметы по месту производства: мебель – мебельная фабрика, посуда – фаянсовый завод, игрушки – игрушечная фабрика.

ИГРА «НАЗОВИ ПРОФЕССИИ»

Цель: научить ребенка устанавливать зависимость между результатами трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать уважение к профессии взрослых, развивать интерес к людям разных профессий.

Ход игры: ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанною с удовлетворением определенной потребности.

ИГРА «КТО ТРУДИТСЯ, КТО ИГРАЕТ?»

Цель: закреплять представления детей о различии трудовой и игровой деятельности (трудовой - нетрудовой). Материалы: набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов.

Ход игры: У каждого ребенка - набор парных карточек (трудовая - игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т. д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие).

ИГРА «МАГАЗИН ИГРУШЕК» 

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли - продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость). Материалы: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры. Прежде, чем купить понравившуюся игрушку, ребенок называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ИГРА «ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ»

Цель: закреплять понятия «категория товара». Закрепить понятие «категория товара». Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара. Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.

ИГРА «НАОБОРОТ»

 Цель: научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова. Материал: подбор слов (дорого - дешево, ленивый - трудолюбивый, экспорт - импорт, много - мало, покупатель - продавец и т.д.) Ход игры: Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок.

.ИГРА «МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли - продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость), развиваем речь.

Материалы: разные игрушки, ценники, товарные знаки, игровые деньги.

Ход игры.

1 вариант. Чтобы купить понравившуюся игрушку, ребенок должен описать игрушку, называет материал, из которого она сделана (дерево, метал, пластмасса, ткань, и т.д.), место производства (где и кто сделал). Далее определяется цена игрушки. Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

10.ИГРА «ВСЕ ПО ПОЛОЧКАМ»

Цель: закреплять понятия «категория товара». Закрепить понятие «категория товара». Формировать умение выкладывать товар на нужные полки («отделы» магазина).

Ход игры: предложить ребенку роль «продавца» и разложить товар по категории. Сначала предлагать карточки с 2-3 категориями товара. Усложнение: ребенок самостоятельно определяет, какие «отделы» будут в магазине, и отбирает нужные карточки.

11.ИГРА «НАОБОРОТ»

Цель: научить самостоятельно, находить (подбирать) противоположные по смыслу слова.

Материал: подбор слов (дорого - дешево, ленивый - трудолюбивый, экспорт - импорт, много - мало, покупатель - продавец и т.д.)

Ход игры: Воспитатель называет слово, а ребята называют противоположное. Выигрывает тот, кто быстро и правильно находит нужное слово. Затем ведущим становится ребенок. Вместо фишек, можно использовать монеты.

12.ИГРА «ПОМОЩЬ МАМЕ»

Цель: закрепить знания детей о последовательности процесса покупки товара; формировать умение устанавливать логическую цепочку действий, объединенных одним сюжетом; развивать логическое мышление.

Ход игры

Ребенку предлагаются для рассмотрения картинки (5-6), отличающихся по содержанию изображения: мама дает ребенку деньги; ребенок идет по улице с пустой сумкой; ребенок входит в магазин; стоит у кассы; берет хлеб у продавца; идет домой с наполненной сумкой.

Задание 1. Разложить картинки в ряд в такой последовательности, которая соответствует логике действий изображенных на них.

Задание 2. Составить рассказ по картинкам, соблюдая последовательность действий.

13.ИГРА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально, использовать вещи, бывшие в употреблении.

Ход игры

Детей распределяют на две команды по 5-6 человек. Воспитатель называет или показывает какой-либо предмет и предлагает рассказать о его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему назначению.

14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Цель: ознакомление с принципами финансового планирования и разумных покупок.

Задачи: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»; продовольственные и промышленные товары, цена; объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход игры.

Педагог: Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

П.: повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

  • А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки.
  • Что можно купить в магазине? (Ответы детей.)
  • Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.)
  • Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)

  • -Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
  • -А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)
  • Значит, товары, у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
  • Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.)
  • А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
  • Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
  • Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
  • Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?

  • Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
  • Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь. Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
  • Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.
  • Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)
  • Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
  • Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары.
  • А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
  • Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
  • В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)
  • Педагог предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

14. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Цель: ознакомление с принципами финансового планирования и разумных покупок.

Задачи: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар»; продовольственные и промышленные товары, цена; объяснить происхождение стоимости товара и основы финансовой безопасности; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Ход игры.

Педагог: Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.

П.: повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».

  • А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки.
  • Что можно купить в магазине? (Ответы детей.)
  • Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.)
  • Значит, товар — это все то, что продается в магазине.

Отгадайте загадку:

Угадай, как то зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто-напросто… (Товар.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»

Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...

Конспект занятия по автоматизации звука Рь

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Рь "Смешарики на арене цирка" для ребенка 6 лет....

Конспект занятия по автоматизации звука Л.

Конспект занятия по автоматизации звука Л в прямом слоге начало слова (слог ла)...

Конспект занятия по автоматизации звука Л для подготовительной к школе группы "Экскурсия в школу"

Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука  «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци...

Конспект занятий по автоматизации звука Р "Зимняя рыбалка"

Тема: «Зимняя рыбалка» Цель: Автоматизация звука  «Р» Задачи:Закрепление правильного произношения звука р изолированно, в слогах, словах, фразах.Развитие длительной направленной с...

Конспект занятия по автоматизации звука [р] в словах.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Зима». Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя ре...

Конспект занятия по автоматизации звука [с] на подгрупповом занятии

Автоматизация звука [с]  на подгрупповом занятии с детьми с ФФНР (5-6 лет)....