Здоровьесберегающая практика учителя-логопеда в ДОУ с детьми ОВЗ.
статья по логопедии

Черкашина Марина Петровна

Одна из важнейших, требующих решения, – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающая практика учителя-логопеда в ДОУ с детьми ОВЗ.

  Слова Сократа «Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто» актуальны и сегодня. В современной системе российского образования множество проблем. Одна из важнейших, требующих решения, – это проблема ориентации всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.

   Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.  

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием, и даже с ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.

   Подбор элементов различных здоровьесберегающих технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.

   Какие же признаки утомления в поведении ребенка подскажут педагогу, что необходимо сделать динамическую паузу, зрительную гимнастику?

  1. Нарушение координации, замедленность мелких движений.
  2. Длительные отвлечения, зевота.
  3. Бессмысленные манипуляции с предметами.
  4. Повышенная раздражительность.
  5. Нарушение недавно сформированных умений.

   Появление первых признаков утомления отмечается, в зависимости от возраста детей, на разных этапах занятия:

Возраст детей

Средняя группа

Старшая группа

Подгото-вительная группа

Время наступления утомления

7 – 9 минута

10 – 12 минута

12 – 14 минута

   Таким образом, по прошествии указанного временного промежутка обязательно необходимо проводить физкультминутки в течение 2 – 3 минут, включающие упражнения на снятие общего и локального напряжения, зрительного утомления, дыхательную гимнастику.

   Авторы коррекционных методик (Л. С. Волкова, Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие) значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено.

   Перед вступлением в речь дети делают недостаточный по объёму вдох, что не обеспечивает целостного произношения интонационно-смыслового отрезка сообщения. Нередко говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха.

   При коррекции тяжёлых нарушений речи, как, правило, используется регуляция речевого дыхания, как один из ведущих приёмов установления плавности речи. Дыхательная функция нуждается в тренировке.

  При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

   Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. 

   Все упражнения следует выполнять на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Эмоциональное тепло и поддержка каждого ребенка демонстрируют положительное отношение к детям.

   Анализ медицинских диагностических данных логопедических  групп МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» показал, что с каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по нарушению зрения (около 20% детей).  Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей – близорукость.

   Как  же можно помочь формирующемуся детскому организму  предотвратить    ухудшение    зрения    у  детей  с нарушением речи?

   Своевременная профилактика значительно снижает потери зрения. Особое значение имеет регулярное проведение специальных упражнений для глаз. Они, несомненно, приносят пользу, так как тренируют мышцы, управляющие движениями глаз, активизируют кровообращение в этой области, способствуя поступлению в ткани глаз достаточного количества кислорода, хорошо снимают умственное утомление. При ежедневном их выполнении глазные мышцы сохраняют эластичность и гибкость до преклонного возраста. Регулярные тренировки являются лучшим средством профилактики старческой дальнозоркости и способствуют заметному улучшению зрения.

   В своей работе с детьми провожу  физкультминутки для глаз в игровой форме с целью повышения  интереса  к   упражнениям   и   качественного их выполнения, с учетом лексической темы.

Например: Лексическая тема «Грибы»

Речевое сопровождение

Зрительное упражнение

Опята

Посмотри-ка вокруг: сколько опят!

Шляпки грибов, как монетки горят,

От шляпок рябит в глазах у ребят.

Движение глазами влево-вправо

Дети смотрят вдаль

Часто моргают глазками

  Для  сокращения и расслабления  глазодвигательных мышц ребенка применяю тренажёр «Рукавички».  Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка размером 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхности рукавичек.

   Схема тренажера: Педагог, надев рукавички-тренажер, разводит руки в стороны  и 10-15 секунд поочередно сжимает и разжимает ладони. Упражнения подобного типа рекомендует доктор медицинских наук В.Ф. Базарный.

   Для развития восприятия и зрительно-моторной координации провожу с детьми упражнение «Разноцветные звёзды» Место нанесения звёзд - стены кабинета.

Упражнение заключается в одновременном слежении глазами по заданной траектории в положении стоя.  

     Уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелких движений пальцев рук – под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Активная речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигает достаточной силы и точности.

   Развитие мелкой моторики пальцев рук – необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Развивая мелкую моторику и координацию движений руки, мы влияем на речевое развитие ребенка и готовим его к обучению в школе.

   В логопедической группе для детей с нарушением используем:

  • массаж ладоней и пальцев рук: оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает ее тонус. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.  Для проведения массажа используем различные предметы: шестигранные карандаши, грецкие орехи, семена фасоли, резиновые колечки, мячики с шипами Су-Джок.
  • пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры: Изображая знакомые предметы, игрушки, животных, ребенок начинает придумывать небольшие рассказы, иллюстрируя их с помощью все тех же незаменимых пальчиков. Стихи, сопровождающие упражнения, формируют и совершенствуют  чувство ритма.
  • выкладывание фигурок, узоров, букв: В ходе выполнения игровых действий применяем различные материалы: арбузные семена, фасоли, гороха для сортировки и выкладывания фигурок, счетные палочки и геометрические фигуры для составления узоров и контуров предметов, пшённая крупа для написания букв.

   Большой интерес для детей представляют: выкладывание контуров предметов шерстяной ниткой на бархатной бумаге, нанизывание на тонкую проволоку мелких предметов, скатывание из бумаги рулончиков разного диаметра, игры – шнуровки.

К нетрадиционной форме работы можно отнести игры с прищепками, цель которых:

  1. Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов.
  2. Закреплять правильное произношение звуков в слогах и словах.
  3. Упражнять в слоговом анализе и синтезе.
  4. Развивать мелкую моторику рук.
  5. Обучать дифференциации звуков в слогах.

    Например: Игра «Цвет - звук»

Оборудование: карточки со слогами, словами; прищепки красного, зелёного, синего цвета.

Задание. Ребёнку предлагается выбрать карточку со слогом и соотнести цвет прищепки со звуком на карточке. Ребёнок должен чётко проговорить звук и назвать цвет прищепки, которую он выбрал.

Например: слог ма: звук «м» - твёрдый согласный, поэтому прищепка синяя; звук «а» - гласный, поэтому прищепка красная.

   Внедрение здоровьесберегающих технологий в логопедических группах для детей с нарушением  речи разной степени тяжести способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. //Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62.
  2. Демирчоглян Г., Демирчоглян А.   Улучшаем зрение // Илл. Н. Воробьевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 48 с., ил. (Серия «Домашняя школа»)
  3. Корнева И. Н.  Здоровьесберегающие технологии в дошкольных образовательных учреждениях. // http://pedsovet.org/forum
  4. Профилактика близорукости. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных школ. Авторы-составители: Т.З. Особова, С.Г. Генкина – Санкт-Петербург, 2005
  5. Среда детского сада: гигиенические требования. М.И.  Степанова /Дошкольное воспитание, № 9, 2006, с. 55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные здоровьесберегающие технологии в практике учителя – логопеда : система работы по формированию дыхания

С целью повышения эффективности коррекционной работы на логопедических занятиях я использую компьютерную технологию биологической обратной связи ( БОС). Здоровьесберегающая технология формирования пра...

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда Кулагиной Л.В.

Здоровьесберегающие  технологии в  практике учителя-логопеда  Кулагиной Л.В....

Педагогический проект «Речевичок - здоровячок» (использование здоровьесберегающих технологий учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 6-и – 7-и лет)

Цель проекта:  коррекция речевых нарушений детей через использование здоровьесберегающих технологий.         Задачи проекта:- совершенствовать общую и мелк...

Семинар-практикум «Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда»

В логопедической работе с  детьми с ОВЗ по устранению речевых нарушений, учителя – логопеды пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплек...

Традиции и инновации: здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда с детьми ОВЗ

Ознакомление родителей воспитанников с нетрадиционными технологиями валеологического просвещения, способствующих укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского с...

Консультация для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в практике учителя-логопеда»

Консультация для педагогов об использовании разнообразных здоровьесберегающих технологий как на занятиях, так и в повседневной жизни детей....