Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников
статья по логопедии

В данной статье описывается, что собой представляет оптическая дисграфия, чем она обусловлена, причины ее возникновения, средства профилактики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оптическая дисграфия- это дисграфия, в основе, которой лежит замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание (ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв).

Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций:

  • Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса: оптического образа буквы;
  • Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного мнезиса;
  • Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного анализа и синтеза;
  • Оптическая дисграфия связана с недоразвитием пространственного восприятия и представлений: неточностью представлений о форме, цвете, величине предметов.

Причины оптической дисграфии разнообразны: от родовых травм, инфекций и генетики до педагогической запущенности. Ребенок, у которого выявлена оптическая дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может правильно проводить анализ и синтез, полученной извне информации.

А также оптическая дисграфия может быть следствием:

  • нарушений моторных координаций;
  • леворукости;
  • органического поражения головного мозга.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

б) замены и смешения графически сходных букв.

Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов ("палочки", "овалы") и нескольких "специфичных" элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, и образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ; б, в, д, у. Если ребенок не улавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.; добавление лишних элементов; пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент; зеркальное написание букв, которое иногда отмечается у левшей, а также при органических поражениях мозга.

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер.

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются:

- на школьной успеваемости детей;

- увеличивают сроки овладения школьной программой;

- вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.

Достаточный уровень развития оптико-пространственных представлений является необходимым условием для усвоения зрительных образов букв и, особенно для дифференциации близких по начертанию букв. Однако у многих детей к началу школьного обучения эти функции остаются не вполне сформированными, что приводит к появлению оптической дисграфии. Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Дисграфия влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил. В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.

Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников являются различные дидактические игры и упражнения.

Подготовительный этап - работа с картинками (со старшей логопедической группы).

Основной этап - работа с буквами (с подготовительной логопедической группы).

На подготовительном этапе у детей формируются умения, способствующие оптически грамотному письму и чтению.

  • Формирование зрительного восприятия, внимания, памяти.
  • «Четвертый лишний»,
  • «Разрезные картинки»,
  • «Что перепутал художник?»,
  • «Найди такую же фигуру»,
  • «Чья тень?»,
  • «Разноцветные ступеньки»,
  • « Что бывает круглым, квадратным, толстым…?»,
  • «Чего не стало?», « Что изменилось?»
  • Уточнение и расширение объема зрительной памяти

Особое внимание на данном этапе уделяется развитию зрительной памяти. Основной вид деятельности в этом направлении – работа с образцом. Сначала ребёнок выполняет задание с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца сокращается, но так, чтобы ребёнок успел рассмотреть и запомнить образец (различные варианты игр и т.д.).

  • Формирование пространственного восприятия и представлений.

Работа по уточнению представлений о схеме собственного тела является основой пространственного ориентирования. Первоначально вырабатываются опорные точки в схеме собственного тела: верх, право, низ, лево. Работа по развитию ориентировки в собственном теле начинается при изучении темы «Части тела». Далее дошкольники учатся определять направления в пространстве относительно своего тела. Следующим этапом является выработка ориентировки у дошкольников в местоположении предметов относительно друг друга. Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребление предложенных конструкций, обозначающих пространственные отношения. Когда дети начинают безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходят к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами.

  • Развитие координации движения и совершенствование мелкой моторики рук.
  • Физминутки,
  • Пальчиковые игры и упражнения,
  • Гимнастика для глаз.

Физминутки и гимнастика для пальцев рук, для глаз, в сочетании с закреплением направлений пространства преследуют и еще одну цель - снятие умственного и психофизического напряжения воспитанников, способствуют лучшему усвоению материала, изучаемого на занятии.

  • Развитие зрительно-моторной координации.

Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда, различные лабиринты. Упражнения такого типа активно включается в домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия.

На основном этапе дети учатся распознавать буквы, отличать друг от друга буквы, имеющие сходство в начертаниях.

Задания, игры и упражнения, направленные на профилактику оптических затруднений при письме, включаются в подготовительной группе в плановые фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по произношению.

Работа с буквенным материалом на основном этапе проводится в определённой последовательности с учетом постепенного усложнения материала: сначала на уровне букв, затем слогов, потом слов, и, наконец, предложений.

В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса и дифференциации сходных оптически букв предлагаются следующие задания:

  • - «На что похожа буква?»- соотнесение буквы с каким-либо сходным по форме предметом (например, О - колесо, К - сигнальщик…) с заучиванием стихов о букве;
  • - игра «Посчитай буквы» - найти одну и ту же букву, но написанную разным шрифтом;
  • - назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
  • - игра «Умные глазки» - узнать буквы, совмещенные друг с другом;
  • - узнать буквы, наложенные друг на друга;
  • - определить правильно и неправильно написанную букву;
  • - нахождение букв, спрятанных в геометрических фигурах;
  • - узнать буквы по их зеркальному изображению;
  • - показать и назвать правильную букву среди букв, правильно и зеркально изображённых;
  • - найти в тексте и подчеркнуть (зачеркнуть) заданную букву;
  • - обвести контур буквы, заполнить маленькими буквами, заштриховать ее;
  • - игра «Сложи букву» - достроить или дописать недостающие элементы буквы;
  • - реконструирование букв (превращение из одной в другую);
  • - игра «Умные ручки» - определение буквы на ощупь;
  • - письмо буквы в воздухе пальцем, карандашом;
  • - узнай, какую букву пальцем написали на ладошке, на спине;
  • - узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона);
  • - конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина, семечек, спичек…

Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.Таким образом, решая основные задачи коррекционного обучения, целенаправленно проводится работа по формированию у старших дошкольников функциональных предпосылок к овладению оптически грамотным письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

«Профилактика оптической дисграфии на музыкальных занятиях со старшими дошкольниками»

Как музыкальный руководитель, на своих занятиях я уделяю внимание на развитие пространственных представлений, развитие зрительной памяти, запоминание букв при помощи музыкальных упражнений....

Профилактика оптической дисграфии в старшем дошкольном возрасте.

Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный ...

Особенности профилактики акустической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Детей нуждающихся в логопедическом сопровождении с каждым годом становится все больше. Такие негативным тенденции можно связать не только с ухудшением соматического состояния подрастающего поколения, ...

Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников

Современные дети с трудом ориентируются в схеме собственного тела, не совсем правильно определяют своё положение в пространстве относительно других предметов, у них затруднена ориентировка на листе бу...

Сценарий мастер – класса на конкурс на тему: «Профилактика оптической дисграфии у старших дошкольников на приёме дифференциации букв Ш-Щ с использованием игрового метода тестопластики»

Задачи:Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами профилактики  оптической дисграфии  через игровые приемы  тестопластики;вовлечь присутствующих в совместную ...

Работа по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате

Представленный материал поможет в работе по профилактике оптической дисграфии со старшими дошкольниками в дистанционном формате...