Логопедические кубики
учебно-методическое пособие по логопедии

Алентьева Анастасия Денисовна

Логопедические кубики - это превосходное пособие для логопедических и развивающих занятий. За счет наглядной привлекательности обучение проходит непроизвольно, дети с удовольствием занимаются и играют.

Немецкий учёный Фридрих Фребель отмечал уникальность кубиков для развития малыша. Он считал кубики «необходимой игрушкой для ребёнка», второй важной игрушкой после мяча. С помощью кубика малыш: познает новое, наблюдает, сравнивает, изучает. Кубики помогают ребёнку развивать внимание, наблюдательность, логику, пространственное воображение, творческие способности. С ними можно придумать ещё очень много различных занятий и игр.

Логопедические кубики можно использоваться для речевого развития при:

  • отсутствии речи,
  • с речевыми нарушениями,
  • без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

ВАРИАНТЫ ИГРЫ В КУБИКИ:

  1. ЖИВОЕ-НЕЖИВОЕ

Вариант 1: Предложите ребенку бросать кубики, называть какой объект выпал и затем присваивать ему признак "живое-неживое". Можно устроить состязание. За правильное произношение слова и выбранный признак давать значимый предмет (монетка, палочка, печать на листочек и т.п.), на неправильный давать этот предмет маме. Можно играть в группе с детьми на скорость: "Кто больше заработает очков/предметов".

Вариант 2: Предложите ребенку выложить на стол кубики с живыми и неживыми объектами. Пусть он назовет каждое выбранное изображение с кубика.

  1. СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ

Вариант 1: Предложите ребенку бросать кубики, называть какой объект выпал и затем присваивать ему признак "съедобное-несъедобное". Можно устроить состязание. За правильное произношение слова и выбранный признак давать значимый предмет (монетка, палочка, печать на листочек и т.п.), на неправильный давать этот предмет маме. Можно играть в группе с детьми на скорость: "Кто больше заработает очков/предметов".

Вариант 2: Предложите ребенку выложить на стол кубики с съедобными и несъедобными объектами. Пусть он назовет каждое выбранное изображение с кубика.

  1. ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ КУБИКА ПО ОПИСАНИЮ

Вариант 1: Предложите ребенку поиграть в прятки с кубиками. Для этого возьмите кубик и загадайте с него изображение. Расскажите ребенку: как выглядит этот предмет: твердый или мягкий, живой или не живой, есть у вас дома или нет. Какие звуки издает, для чего используется и т.п. Когда ребенок отгадает, предложите ему спрятать кубик и загадать с него предмет. Если ребенок говорит еще немного, задавайте вы ему вопросы, про предмет: какой цвета, издает ли звуки, живое или нет и т.п.

Вариант 2: Если ребенок уже имеет некоторый словарный запас и говорит небольшими предложениями, то можно предложить ему в игре самому задавать вопросы. Но прежде пусть он загадает предмет, а вы его будете спрашивать. Так ребенок быстрее поймет механику. Обычно дети очень любят такие прятки с кубиками.

  1. По общему признаку: ОДЕЖДА, ЖИВОТНЫЕ, ЕДА, ИГРУШКИ, КРУГЛЫЕ ПРЕДМЕТЫ и т.д.

Вариант 1: Предложите ребенку бросать кубики, называть какой объект выпал и затем присваивать ему признак, например, "одежда" или "животное" и т.п. Прежде чем играть расскажите ребенку на кубиках, к каким категориям что относиться. Можно устроить состязание. За правильное произношение слова и выбранный признак давать значимый предмет (монетка, палочка, печать на листочек и т.п.), на неправильный давать этот предмет маме. Можно играть в группе с детьми на скорость: "Кто больше заработает очков/ предметов".

Вариант 2: Предложите ребенку выложить на стол кубики с общим для них признаком. Пусть он назовет каждое выбранное изображение с кубика.

  1. ФАНТАЗЕРЫ

Предложите ребенку бросить одновременно 3-5 кубиков. Затем нужно называть какие объекты выпали. А дальше надо придумать предложение с этими предметами. Чем веселее и необычнее, тем лучше. Если ребенок говорит еще мало слов и не составляет предложения, то сочините сами какое-нибудь веселое предложение из выпавших кубиков.

  1. ЗООПАРК

Вариант 1: Предложите ребенку выставить всех животных с кубиков на стол. Пусть он назовет название каждого и покажет, какие звуки кто издает.

Вариант 2: Предложите ребенку выставить всех животных с кубиков на стол. А теперь можно сыграть в игру "КРОКОДИЛ". Начните первым загадайте с кубиков на столе любое животное и покажите жестами и движениями, загаданное. Пусть малыш постарается отгадать. Затем поменяйтесь ролями.

  1. ЖАДИНА

Предложите ребенку бросить на стол все кубики одновременно. Пусть ребенок назовет название каждого. Затем предложите ему каждый объект забирать себе. Будем говорить: шишка - она моя, молоко - оно мое и т.д.

  1. БОЛЬШЕ-МЕНЬШЕ

Предложите ребенку бросить два кубика на стол. Пусть ребенок назовет название каждого. Затем спросить, какой из объектов больше в жизни, а какой меньше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои логопедические кубики

Логопедическая игра для автоматизации звуков....

Логопедические кубики "Говорушки - болтушки"

Познакомить педагогов с логопедическим пособием логопедическими кубиками, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей с ОНР....

Логопедический кубик

Уважаемые родители и педагоги! Перед вами уникальный материал для занятий с детьми. Логопедический кубик направлен на развитие речи малышей 3–5 лет. Чтобы получить шаблон, выполните сл...

Логопедические кубики.

Логопедические кубики.Детям от 5 лет.Правильное произношение формируется у детей к 5 годам, однако часто не все дети могут самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка. Неправиль...

Игровые обучающие ситуации в работе логопеда с детьми с ТНР. Логопедические кубики.

Мир ребёнка, как и мир взрослых, имеет свою культуру, которая не возникает сама по себе, а передаётся из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений. Однако детей интересует не только и...

Использование дидактического пособия логопедические кубики «Я учусь говорить», в работе воспитателя с детьми ОВЗ (ЗПР)

Использование дидактического пособия логопедические кубики «Я учусь говорить», в работе воспитателя с детьми ОВЗ (ЗПР)...

Проект " Логопедические кубики"

laquo;Логопедические кубики» – отличный помощник в работе учителя-логопеда в работе с детьми, посещающих логопедический пункт. Кубики  можно использовать как для индивидуальной...