РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
статья по логопедии (младшая группа)

Фролова Светлана Владимировна

     В домах ребенка воспитываются дети раннего, оставшиеся без попечения родителей. Социально- бытовые условия, экологические неблагополучия, ранняя беременность, отсутствие культурно- этических и гигиенических норм беременных матерей, искусственное вскармливание и ряд других факторов могут вызвать задержки психического и речевого развития детей.   Выявить и разработать такие приемы психолого- педагогического воздействия на ребенка, которые позволили бы " раскрутить" потенциал возможностей и способностей конкретного малыша на ранних стадиях его развития одна из главных задач педагогов дома ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_pervogo_i_vtorogo.docx15.89 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО И ВТОРОГО
ГОДА ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

В домах ребенка воспитываются дети раннего, оставшиеся без попечения родителей. Социально- бытовые условия, экологические неблагополучия, ранняя беременность, отсутствие культурно- этических и гигиенических норм беременных матерей, искусственное вскармливание и ряд других факторов могут вызвать задержки психического и речевого развития детей. Выявить и разработать такие приемы психолого- педагогического воздействия на ребенка, которые позволили бы " раскрутить" потенциал возможностей и способностей конкретного малыша на ранних стадиях его развития одна из главных задач педагогов дома ребенка.

Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Уже с первых месяцев жизни младенца перед взрослыми встает задача специально развивать слух, движения, эмоции, зрение маленького человека. При отсутствии педагогической работы с детьми развитие задерживается. Дети проводят целые часы в состоянии бездеятельности, удовлетворяясь сосанием пальцев и монотонным раскачиванием туловища, наблюдается полная неразвитость органов чувств.

Первый год жизни является в определенной степени " судьбоносным" в жизни ребенка. Обучение детей на данном этапе направлено на развитие эмоционального общения (вызывание и поддержание голосовых реакций) и понимание обращенной речи. Одной из главных задач воспитания младенцев является формирование у них потребности в общении. Потребность в общении возникает очень рано и выражается в проявлении " комплекса оживления" в ответ на улыбку взрослого.

Для воспитания потребности в эмоциональном общении на первом году жизни необходимо развивать сначала зрительное и слуховое сосредоточение детей, а затем внимание к обращенной речи взрослых, ее понимание. Для успешного развития у детей внимания к речи, ее понимания на логопедических занятиях используются сначала игрушки или реальные предметы, а затем картинки. Большое значение имеет непосредственное участие самого ребенка в процессе познания того или иного предмета. Чем больше ребенок будет соприкасаться с предметом, тем успешнее будет развиваться зрительное и слуховое сосредоточение, реакция на слово, обозначающий этот предмет, т.е. ускорится развитие понимаемой речи взрослых.

При ознакомлении с новым предметом связь между предметом и словом достигается быстрее, если предмет некоторое время стоит на одном и том же месте, обозначается, одним и тем же словом. Например, игрушечного зайца в начале называют только словом " зайка". По мере усвоения слова ребенок учится соотносить его с предметом, меняющим свое местоположение.

К концу первого года жизни у ребенка появляются первые слова, и дальнейшее развитие предполагает совершенствование пассивной и активной речи.

На втором году обучения на логопедических занятиях преимущественно развивается общение на основе речи. Становление активной речи должно происходить в тесной связи с развитием мышления на одном и том же материале. Принцип единства формирования речи и мышления на одном и том же познавательном материале должен быть положен в основу всего процесса обучения детей речи.

Наряду с развитием активной речи продолжается воспитание у детей внимания к обращенной речи и ее понимания. Если ребенка тренировать только в произношении слов, он не научится ориентироваться в окружающем, выделять существенные и несущественные причинно- следственные отношения.

Формирование собственной активной речи ребенка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи. Одновременно с расширением словаря проводится работа по развитию понимания значений слов: ребенок начинает понимать, что каждый предмет, действие, признак имеет свои названия. Он так же начинает вычленять и понимать окончания слов, передающие грамматическое значение и т.д. В своих рассказах взрослый многократно употребляет новые слова в сочетании с другими словами, тем самым показывая связь слов в предложении и предупреждая аграмматизм.

Формирование речи в ее коммуникативной функции включает в себя работу над различными формами высказываний: обращение- побуждение- просьба, обращение- сообщение, обращение- вопрос. Конкретная работа с детьми на втором году обучения направлена на активизацию их словаря и овладение ими фразовой речью. По звуко- слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов типа ляля, да-да, об- об и т.д.; звукоподражаний- афта, би-би и т.д. Двухсложные слова с открытыми слогами типа Катя, Саша, иди и т.д.; трехсложные слова с открытыми слогами: машина, молоко, собака, гуляла, ходила и т.д. Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети научаются обращаться с просьбой («Дай то-то". Тетя, дай то-то"), затем с предложением сотрудничества (" Давай играть") и, наконец, с сообщением («Мишка. Мишка плачет") и вопросом (" Где Ляля?"). Важнейшее достижение ребенка к двум годам — это простые предложения из двух- трех слов- фразы-, что значительно облегчает жизнь малыша, который, наконец, приобрел " орудие общения".

В этот бурный период ребенку очень нужна речевая организация со стороны взрослых. Правильные образцы предложений, рифмованная речь, речевые игры, короткие рассказики, сказки — все это ускорит и значительно обогатит языковое развитие малыша.

Список литературы.

1. С.А. Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., " Просвещение" 1991г.

2. Шаховская С.Н., Худенко Е.Д., Кудрявцева И.Н. Коррекционные занятия с детьми раннего возраста. Образовательно-научный методический центр " Развитие и коррекция" М., 1998г.

3. Л. Н. Смирнова, С.Н. Овчинников. Малыш начинает говорить. -М.: АСТ: Астрель, 2009.

Учитель- логопед Фролова С. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ 2-3 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА

Краткий количественный и качественный анализ комплексной диагностики общего уровня развития  детей - сирот третьего года жизни....

Коррекционная логопедическая работа с детьми второго, третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста в условиях Дома ребенка....

Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка. Разенкова Ю. А.

Разенкова Ю. А. это замечательный автор публикаций, помогающий специалистам Домов ребенка грамотно построить логопедическую работу. ...

Развитие речи детей с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка.

Огромную роль в развитии ребёнка играют биологические и социальные факторы, а в развитии аномальных детей эти факторы приобретают ещё большее значение......

Система коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики у детей 2-4 лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка «Красный бор»

Дети дома ребенка говорят плохо и мало. Состояние их речи требует развития и совершенствования органов артикуляционного аппарата, снятия мышечного напряжения этих органов, формирования кинестиче...

Планирование занятий по развитию элементарных математических представлений у ребенка третьего года жизни в условиях Дома ребенка.

Предлагается система игр - занятий по формированию восприятия  формы  для детей 3-го года жизни...

Развитие речи в первые три года жизни ребенка

В данном материале представлены выдержки из лекции Н.В.НищевойПервый год жизни (с 0 до 12 месяцев) С 0 до 2 месяцев - рефлекторные крикиРефлекторные крики возникают у ребенка самостоятельно, без ...