Развитие речи детей с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка.
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Косанова Нелля Александровна

Огромную роль в развитии ребёнка играют биологические и социальные факторы, а в развитии аномальных детей эти факторы приобретают ещё большее значение...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx59.28 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат

«Развитие речи детей с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка».

Выполнила:

Воспитатель

ГУЗ СПНДР №13

Косанова Н.А.

                                                                           

                                                 

Санкт-Петербург

2014 год

Содержание

  1. Факторы, влияющие на формирование речи детей раннего возраста
  2. Особенности развития речи детей второго года жизни.
  3. Развитие активной речи у детей второго раннего возраста на занятиях с картинками (картинами).
  1. Значение и восприятие картинок (картин) в раннем возрасте.
  1. Методика проведения занятий с использованием иллюстрированного материала
  1. Методика проведения занятий с картинкой
  2. Работа с настенными картинами

Приложение

  1. Факторы, влияющие на формирование речи детей раннего возраста.

Огромную роль в развитий ребёнка играют биологические и социальные факторы, а в развитии аномальных детей эти факторы приобретают ещё большее значение. Первопричиной нарушенного развития является именно органический (биологический) дефект. Условия социальной среды могут или сгладить, компенсировать последствия биологического «сбоя», или же, напротив, усилить его отрицательные последствия.

Биологические факторы

Генетические болезни – наследственные заболевания из группы болезней обмена веществ, болезней соединительной ткани, психические заболевания (шизофрения). Довольно часто среди генетических нарушений развития ребёнка наблюдаются множественные пороки развития, сочетающие и умственную отсталость, и нарушения зрения и слуха.

Инфекционные, токсические, травматические факторы приводят к нарушению формирования и развития мозга во внутриутробном, при родовом или раннем постнатальном периоде.

К ним относят

.  внутриутробные инфекции: краснуха беременных, эпидемический паротит, корь, инфекционный гепатит, ветряная оспа, полиомиелит, грипп;

. латентные  и хронические инфекции матери: токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис и др.,

. внутриутробные интоксикации (приём во время беременности нейролептиков, антибиотиков, аспирина и многие других лекарственных препаратов);

. иммунологическая несовместимость между матерью и плодом (гемолитическая болезнь новорожденных);

. недоношенность – в последние годы значительно увеличился процент детей, имеющих врождённые пороки развития, обусловленные недоношенностью;

. длительная гипоксия плода – при родовые неглубокие асфиксии, гипоксии и кратковременные расстройства мозгового кровообращения, по последним данным, является причиной относительно легких поражений ЦНС;

. хронические заболевания сердца, легких, почек и печени матери;

. алкоголизм матери и отца;

. детские нейроинфекции – наиболее распространёнными причинами отставания в умственном развитии и глубоких нарушений зрения и слуха у ребёнка до недавнего прошлого считалось нейроинфекции в виде менингитов и мепингоэнцефалитов.

Социальные факторы

К социальным факторам относят хроническую психотравмирующую ситуацию в асоциальных семьях (алкоголизация и наркотическая интоксикация родителей, психические заболевания родителей неполные семьи), а так же социально-психологические воздействия, которым в той или иной степени подвержены все дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях. Это психическая депривация, реактивные расстройства привязанности и сепарационные симптомокомплексы.

Дети домов ребёнка – это особый контингент, у которого все личностного развития формируется с задержкой и зачастую имеют осложнённый характер становления той или иной функции. Увеличение количества детей, родившихся с проблемами здоровья связано со следующими обстоятельствами: влияние биологических и социальных факторов на развитие ребёнка. Дети с нарушениями в развитии – дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Дети с органическими поражениями ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. В подавляющем большинстве следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза является интеллектуальная недостаточность. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразованиях и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.

Социальное развитие детей с нарушением развития раннего возраста происходит не так как у здоровых детей. В младенческом возрасте они не фиксируют взор на лице взрослого, у них затруднён контакт с взрослым «глаза в глаза», они не проявляют желания к сотрудничеству с близкими взрослыми, не стремятся к взаимодействию с другими людьми, не проявляют интереса к сверстникам. Для многих из них характерны раздражительность, резкое изменение настроения. Они, как правило, упрямы, плаксивы, часто бывают либо вялы, либо возбудимы. У них задерживается формирование навыков опрятности и навыков самообслуживания. Физическое развитие детей с нарушенным развитием имеет ряд особенностей по сравнению с их нормально развивающимися ровесниками. У них овладение прямохождением происходит несколько позже, чем у их сверстников с нормальным интеллектом. Многие из них с запаздыванием только начинают ходить. Их движения отличаются неустойчивостью, неуклюжестью походки, замедленностью или импульсивностью. У детей проблемы в развитии отмечается недоразвитие ручной моторики: движения обеих рук не согласованы, мелкие и точные движения кистей и пальцев рук не развиты, они захватывают мелкие предметы всей ладонью, не могут выделить отдельно каждый палец, у них отсутствует указательный тип хватания (соединение указательного и большого пальцев) и хватание щепотью (соединение указательного, среднего и большого пальцев)

У детей, воспитывающихся в доме ребёнка наблюдается низкий (по сравнения с нормально развивающимися сверстниками) уровень развития восприятия. Наиболее характерными для детей с интеллектуальными нарушениями являются такие особенности внимания, как его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. Ещё одним характерным признаком задержки психического развития являются отклонения в развитии памяти. Отмечаются снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; неумение организовывать свою работу; недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении. Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, начиная с ранних форм мышления -  наглядно-действенного и наглядно-образного. Дети могут успешно классифицировать предметы по таким наглядным признакам, как цвет форма, однако с большим трудом выделяют признаки в качестве общих признаков материал и величину предметов.

К сожалению, у этих детей значительно позже формируются также предпосылки для развития других видов деятельности – игры, рисования, конструирования, зачатков трудовой деятельности, которые при нормальном развитии появляются к концу третьего года жизни.

Эти дети практически не задают вопросов о предметах и явлений окружающей действительности. Так же у них нарушен необходимый поэтапный контроль над выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая часто завышена.

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка имеют нарушение и задержку психического развития, недоразвитие функций символообразования, отставание в формировании навыков общения, снижение познавательной инициативы, снижение собственной инициативности в действиях ребёнка, направлениях на познание предметного и социального мира.

  1. Особенности развития речи детей второго года жизни.

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания, окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи. Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок учится вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т.д. Обычно в начале второго года жизни у ребёнка возникают первые обобщения, которые он использует в последующих действиях.  С этого начинается развитие детского мышления. Развитие мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему понятия, до которых он не мог бы додуматься самостоятельно и которые сложились в результате трудового опыта и научных исследований многих поколений. Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила мышления, истинность которых проверена многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы. Решающую роль в формировании первых детских обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Взрослый в разговоре с ребёнком называет одним и тем же словом «стол » различные столы, находящиеся в комнате, или одним и тем же словом « падать » падение различных предметов. Подражая взрослым, ребёнок и сам начинает употреблять слова в обобщённом значении, мысленно объединяя ряд сходных предметов и явлений. Следует, однако, отметить, что в силу ограниченного опыта и недостаточного развития мыслительных процессов маленький ребёнок вначале испытывает большие трудности в овладении общеупотребительным значением самых обыкновенных слов. Иногда он чрезвычайно суживает их значение и обозначает, например, словом            «мама» только свою мать, недоумевая, когда другой ребёнок называет так же свою маму. В других случаях он начинает употреблять какое-либо слово в слишком широком значении, называя им ряд предметов, только внешне сходных, не замечая существенных между ними различий.  Характерным для детей раннего возраста является то, что они мыслят, главным образом, о вещах, которые ими воспринимаются в данный момент и с которыми они действуют в настоящее время. Анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные процессы ещё не отделимы от практических действий с самим предметом, фактическим расчленением его на части, соединением элементов в одно целое кругом предметов и явлений, с которыми он непосредственно сталкивается дома и в яслях в процессе своей игровой и практической деятельности. Развитие мышления детей неразрывно связанно с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании ребёнка всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в преставлениях, ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях. Здесь необходимо помнить указание И. П. Павлова относительно того, что вторая сигнальная система, составляющая физиологическую основу мышления, успешно функционирует и развивается лишь в тесном взаимодействии с первой сигнальной системой. В раннем возрасте дети могут усвоить известные сведения о физических явлениях (превращение воды в лёд и наоборот, плавание тел и пр.), познакомиться также с жизнью растений и животных (прорастание семян, рост растений, жизнь и повадки животных), узнать простейшие факты общественной жизни (некоторые виды труда людей). При организации соответствующей воспитательной работы область познания детей раннего возраста, окружающего значительно расширяется. Они приобретают ряд элементарных понятий о широком круге явлений природы и общественной жизни.

  1.  Развитие активной речи у детей раннего возраста на занятиях с картинками (картинами).

  1. Значение картинок (картин) и восприятия их в раннем возрасте.

Занятиям, на которых используется иллюстративный материал, отводится особая роль в педагогике раннего детства. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знания об окружающем мире. О познавательной ценности таких занятий писали выдающиеся педагоги прошлого, например, Коменский Я.Л., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И. и многие другие. Так, Е.И.Тихеева подчеркивала, что картинкам и картинам «как фактору умственного развития ребёнка должно быть отведено почётное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребёнка для развития его мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Потому картины так ценны и значение их так велико.»

Уникальность и ценность таких занятий в наглядности, сочетающейся со словом, что особенно значимо для маленького ребёнка. Каждая картинка (картина) отражает реальный предмет или явление,- имеет определённое словестное выражение-название.  Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в наглядном материале и опосредуются словом. Поэтому такой вид деятельности особенно необходим в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции (восприятие, память, речь, мышление и воображение). Способность воспринимать изображение приходит к ребёнку постепенно, по мере развития высших психических функций.

По мнению Л.Н. Павловой познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе взаимодействия ребёнка с действительностью, в процессе т.н. практических проб, которые позволяют ему лучше познакомиться с особенностями предметов ближайшего окружения.

В педагогическом процессе это воплощается через ознакомление с окружающим, задачи которого и содержание рассматривались выше. При этом чем богаче опыт практического освоения действительности, тем интереснее и плодотворнее ребёнок сможет «работать». Ведь картинка (картина) – это лишь «знак» самого предмета, его плоскостное изображение. Сам предмет отсутствует, есть лишь его изображение. Да и оно не всегда совпадает с тем, с чем малыш встречался в реальной жизни. Это говорит о том, что у ребёнка сформировались обобщённый образ предмета и обобщённое представление о его назначении и способе использования, что делает возможным их узнавание на картинке (картине). Это сложный мыслительный процесс, включающий сенсорную память, т. е. представление об особенностях внешнего вида предмета и его функциональном назначении.

Следует учитывать, что восприятие предметов (предметы быта, игрушки и пр.) на 2 году ещё очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнаёт его на картинке. Это неслучайно: будучи во многом сходными с образами восприятия, представления всё-таки существенно от них отличаются, так как представления о хорошо известных предметах и явлениях возникают в результате многочисленных восприятий этих предметов и явлений в различных условиях и в разное время.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображения. Рассматривание изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объёмного предмета (ощупать, обвести по контору). Обучение этим действиям ориентировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз» (И.П. Павлов).

Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему детям раннего возраста для рассматривания вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки), простых по форме (легко «обтекаемых» взглядом. При рассматривании картинок взрослый обводит пальцем ребёнка изображение по контору, называя изображённый предмет, побуждает к повторению. Так с помощью фиксирующего действия происходит зрительный анализ рисунка, а затем синтез, т.е. умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.

  1. Методика проведения занятий с использованием наглядного (иллюстрированного) материала.

  1.  Условия развития познавательной активности речи у детей на занятиях.

Для успешного развития детей, большое значение имеет приобретение достаточных сведений об окружающем. Многие знания о предметах малыши получают практически, в быту. Однако без конкретизации и уточнения на занятиях они останутся неполными, тем более что предметы домашнего обихода быстро становится для детей привычными, теряя элемент новизны. Следовательно, на занятиях у детей закрепляются те знания, которые освоены ими вовремя действий с предметами, игр, наблюдений на прогулке и т.д. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни малыша, тем больше познавательные возможности имеются для проведения занятий.

К педагогическим условиям развития познавательной активности относятся следующее:

  • Проведение занятий с картинками с конца первого года жизни.

- Проведение индивидуальных занятий с использованием специальных приёмов (указательный жест рукой ребёнка).

- Закрепление интереса к изображению.

- Постепенное добавление новых изображений.

- Проведение занятий с детьми небольшими группами.

- Постепенное увеличение числа картинок на одном занятии до 6-8.

- Использование на занятиях с детьми после 1г.6мес. картинок, на которых знакомые предметы (живые объекты) изображены в действиях.

-Использование в речи воспитателя двухсловных и трёхсловных предложений. На повторных занятиях при показе уже знакомых изображений обучение умению отвечать на вопросы: «Таня, скажи, что на этой картинке? Что делает…?»

- Постепенное усложнение задачи на занятиях с предметными картинками. У детей вырабатывают представления о величине, форме, цвете, различных состояниях (собачка большая и маленькая; кубики красные и жёлтые; девочка бежит, упала, плачет).

- При показе картинок детям после 1 г. 6 мес. необходимо передавать основное смысловое содержание изображённого, раскрывать сюжет. Вначале воспитатель рассказывает о том, какие персонажи нарисованы на картинке, что они делают, каково их состояние, какие взаимоотношения существуют между ними: (Девочка заботится о собачке, кошке. Собачка радостно встречает мальчика и т.д.) При повторном рассматривании одной и той же картинки, когда дети начинают употреблять многие слова, целесообразно предлагать им: «Давайте внимательно посмотрим и расскажем, что нарисовано на картинке. Это кто? Правильно, это мальчик и девочка. Что делает мальчик? Что делает девочка?»

- Наряду с занятиями по сюжетным картинкам следует проводить занятия с показом отдельных изображений предметов и предметов в действии.

- Применение художественного слова, особенно произведения народного творчества, детских писателей. Вначале произведения даются с опорой на наглядность (воспитатель сам или на игрушках показывает движения, действия). Ребёнок учится слушать образную речь взрослого, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты.

  • Необходимым условием умственного развития ребёнка является тесная взаимосвязь процессов развития речи и познания окружающего. Ознакомление с окружающим способствует развитию содержательной стороны речи ребёнка и должно быть выделено на занятиях по развитию речи особо.

С детьми второго года проводятся 4 вида занятий:

  1. Наблюдение реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов);
  2. Инсценирование с помощью игрушек реальных и сказочных ситуаций;
  3. Рассматривание изображения знакомых предметов на картинках (узнавание, называние, рассказывание изображенного сюжета);
  4. Чтение художественной литературы, созданной на реальной и сказочной основе.

В качестве наглядных средств на занятиях фигурируют предметы домашнего обихода, живые и неживые объекты, игрушки, картинки, книги.

Занятия планируются для 2 возрастных подгрупп:

От 1 г. до 1 г. 6 мес.

От 1 г. 6 мес. до 2 лет.

Все занятия, представленные в вышеуказанной последовательности, отражают разную степень отвлечённости мышления, которой ребёнок овладевает на втором году жизни. Поясним это положение.

Познание окружающего начинается с ознакомления с реальной действительностью. Вторая, более отвлечённая, категория – отражение реального мира в игрушке. Так, например, кукла – предмет, отображающий ребёнка, игрушечная лошадка – живую лошадь и т. п. Это относятся ко всем предметам игрушечного хозяйства малыша. А картинки – плоскостное изображение реальных предметов и игрушек, т.е. более отвлеченная форма отражения реальной действительности. И, наконец, художественные произведения представляют наиболее высокую форму отражения и познания окружающего через слово.

Следовательно, занятия с включением всех наглядных вышеперечисленных средств являются необходимыми и развитии речи и мышления маленького ребёнка.

Таким образом, организуя наблюдение за окружающим, знакомя с предметами и явлениями, обучая различным действиям, взрослый расширяет и углубляет знания ребёнка. У него формируется активное сознательное отношение к миру, целенаправленно развиваются познавательные интересы, мышление, речь. Малыш учится делать простейшие обобщения, сравнивать, устанавливать связь наблюдаемого с предшествующими впечатлениями. Так постепенно и последовательно расширяется его ориентировка в окружающем.

  1. Методика проведения занятий с картинкой.

I этап работы – показ предмета и непосредственный контакт с ним (например: ребёнок берёт куклу в руки, взрослый обращает внимание на её особенности и помогает «обследовать» части игрушки, называя их: «Голова, руки, ноги»).

Последовательность рассматривания  

1. Показ картинки.

2. Сопоставление картинки и предмета. При этом сначала картинка и предмет показываются одновременно, а затем последовательно с называнием того и другого.

II этап работы – показ картинки без предмета с целью его узнавания и называния.

Последовательность рассматривания

  1. Показ одной картинки с называнием её.
  2. Последовательный показ двух картинок с их называнием.
  3. Одновременный показ двух картинок с их называнием.
  4. Выбор одной из двух по показу («Дай такую же») с называнием; выбор по слову («Дай мне мяч, а теперь дай мне матрёшку. Где нарисована матрёшка?»)
  5. Идентификация (т.е. подбор по тождеству) двух одинаковых картинок самим ребёнком по просьбе взрослого: «Дай мне картинку с мишкой. А где ещё такой же мишка? Правильно! Два мишки. Скажи «мишка». Где мишка, а где мишки?»
  6. Идентификация картинок из множества, представленных в разных плоскостях: в горизонтальной (на столе) и вертикальной (на подставке) на расстоянии.

Важно научить ребёнка находить нужную картинку не только при непосредственном контакте с ней, но и на определённой дистанции.

Занятия должны носить игровой характер.

Усложнение занятия:

  • подбирать изображения в одном месте, а распределять в другом.
  • подбор картинок на дифференциацию с ориентировкой вначале на один признак (на величину предмета или на цвет).
  • подбор картинок на дифференциацию с ориентировкой на два признака одновременно.

При этом воспитатель акцентирует внимание ребёнка на признаке предмета произнося чуть замедленно, выделяя голосом.

Подбор с ориентировкой на два признака одновременно:

  1. вначале ребёнок делает по показу при непосредственном участии взрослого.
  2. затем только по словесному указанию.

Подбор картинок, облегченный в сюжетную, игровую форму, проходит в сочетании:

  • Сочетание – «игрушка-картинка», вначале ребёнок подбирает картинки для игрушки, которая действует, например, сама «просит» (голос воспитателя) принеси ей то-то и то-то, благодарит за выполнение, пляшет, поёт, обсуждает картинку и т.п.
  • Сочетание – «картинка-картинка»: ребёнок действует только с картинками. Для этого вначале выбираются две картинки, изображающие двух кукол, отличающихся лишь по величине.
  • Когда дети познакомятся с достаточным количеством (не менее 5-6) изображений знакомых им предметов и смогут находить их по просьбе взрослого, целесообразно рассмотреть несколько картинок, предварительно закрепив узнавание и название: «Где мячик нарисован? А где зайчик? Покажи! Молодец, правильно. Здесь что нарисовано? Правильно, мячик! А на этой картинке, что ты видишь?»  

Усложнение занятия:

  • Сопоставление близких по форме предметов, например изображения куклы и Петрушки; яблока и апельсина; моркови и огурца; шара и мяча и т. п.
  •  Узнавания и называние изображений предметов, названия которых близки по звучанию, например стол и стул; мишка и мышка; коза и стрекоза и т.п.

 III этап работы – рассматривание и называние картинок (2-3) с рядом отличительных, но характерных для данного изображения деталей.

Желательно при этом рассматривании и сравнении картинок проводить с последующим сюжетным пояснением или рассказом.

Последовательность:

  1. Провести рассматривание одной картинки с последующим обсуждением всех деталей изображения. При этом использовать стихотворения С. Маршака, А. Барто, К. Чуковского и других классиков детской литературы. Литературный текст целесообразно вводить после рассматривания и обсуждения, как завершающий этап занятия.
  2. Сопоставить и сравнить две разные картинки, побуждая ребёнка к диалогу.
  3. После того как дети «поработают» с двумя картинками, нужно обогатить занятия каким-либо рассказом, «объединив» изображения в сюжет.

Например, кукла собралась в гости к Мишке и решила «купить» ему подарок. Пошла в магазин и увидела много красивых вещей (картинок). Что же ей выбрать? Ребёнок из представленных картинок выбирает то, что хочет. Петрушка тоже собрался в гости и тоже решил купить подарки. Второй ребёнок отбирает то, что решил подарить Петрушка. Затем организуется сравнение подарков, их рассматривание и называние. (Забавной можно считать ситуацию, когда два ребёнка выбирают одно и то же. Важно обратить на это внимание детей.)

Усложнение занятия:

  • Группировка и обобщение однородных предметов, вернее – их изображений на картинках. Например, все дети выполняют одно значение: выбрать только то, «что растёт в огороде», т.е. изображение овощных культур. После выполнения этого задания проводится дифференциация последних, например: огурцы отбираются от помидоров, картошка от редиса и т.п.

В условиях разновозрастной группы, возможно проведение занятий разной тематики и разных по степени сложности, что определяется системой подбора картинок. На 2-м году жизни: рассматривание, выбор, сопоставление картинок.

На занятиях с сюжетными картинками можно использовать художественную литературу.

  1. Работа с настенными картинами.

Работа с настенными картинами проводится в следующей последовательности:

  • Предваряющий рассказ проводится перед рассматриванием.
  • Рассматривание изображения детьми, рассказ педагога о содержании картины.
  • Завершающая часть: рассказ и показ педагога к содержанию картины, установка к действиям ребёнка (детей) педагогом.
  • Рассматривание картины во второй половине дня или в течение последующих нескольких дней.

Последовательность рассматривания

  1. Рассмотреть человека (людей), изображённого на ней. Отмечаются его действия, одежда, настроение; особое внимание обращается на совместные действия с определённой целью (например, дети скатывают снежный ком, чтобы сделать снеговика).
  2. Рассмотреть явления природы, по которым и определяется времена года.
  3. Описать время года

Вопросы, обращённые к детям, выстраиваются в соответствии с последовательностью.

Принцип работы с картинками, которые объединяются в серии «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Одежда», «Посуда», «Предметы быта».

На занятиях с тематическими картинками любой серии обязательно «присутствует» человек, даже если об этом не говорится прямо. Назначение предметов, которые группирует ребёнок, и воображаемая ситуация, в которой они используются, дети связывают с потребностями людей (человека).

Лексическая тема «Фрукты» («Овощи»)

На 2-м году жизни: рассматривание, выбор, сопоставление картинок (ребёнок 2 лет узнает и называет предметы: яблоко, груша, морковь, огурец, лейка, лопата, грабли, ведро и т.д.)

Например, занятие «Что купили на рынке» строится следующим образом:

  • Предваряющий рассказ: мама на рынке купила овощи и фрукты (картинки). Она лежат в одной большой сумке, и все перемешались.
  • Необходимо картинки «Овощи» отделить от картинок «Фрукты» а внутри этих групп картинок выделить подгруппы: огурцы, помидоры и т. п. (среди овощей); яблоки, груши и т. п. (среди фруктов);
  • Подгруппах картинки разделить по величине (огурец большой, огурец маленький, яблоко большое, яблоко маленькое и т.п.)

Принцип работы с картинками серии «Животные», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран».

На протяжении 2-го года ребёнок знакомится с картинками, изображающими животных и птиц, живущих рядом с человеком и обитающих в лесу.

Ознакомление с картинками должно проходить по принципу «от близкого – к дальнему».

  • Вначале показать кошку или собаку, петуха и курицу, а затем – лошадь и корову, утку и гуся.

Ребёнку предлагают рассматривать каждую отдельно.

С 1 года 6 месяцев – 1 года 9 месяцев, целесообразно рассматривать по две одновременно, что бы научиться не только узнавать домашних животных, но и, сопоставлять их, находить общее и различное. Различие ребёнку установить легче, чем найти общее, поэтому вначале следует давать явно различающиеся картинки, например петух и гусь, а затем уже гусь и утка.

С животными, обитателями леса, ребёнок знакомится по рассказам взрослого, близким к сказкам, но только близким. Рассказы взрослых – это цепь встреч, участником которых является сам ребёнок (дети), например, дети пошли с мамой гулять в лес и встретили зайца, лисичку, доброго волка, медведя, белочку, сову и т.д. В соответствии с логикой рассказа ребёнку предлагаются картинки, которые он рассматривает вместе со взрослым и называет.

Последовательность предъявления картинок:

  1. На первом занятии присутствуют не более двух персонажей.
  2. На втором-третьем – 3-4 картинки. При этом последующее занятие обязательно включает повтор того, что было на предыдущем, и преподносится как продолжение уже знакомой ситуации.

Отличие от сказок в том что, дети приобретают знания о реальных животных; вместе с тем общение с ребёнком проходит в занимательной форме, близкой к рассказыванию сказки. Реалистические картинки позволяют формировать реалистические образы животных.

Аналогично дети по картинкам знакомятся с животными дальних стран.

Принцип работы с картинками серии «Транспорт».

На 2-м году жизни: рассматривание, выбор, сопоставление картинок (отдельные изображения машины, самолёта, автобуса и т.п.).

  • Предваряющий рассказ (беседа о транспорте).
  • Необходимо картинки «Транспорт» отделить от картинок «Мебель», «Инструменты», а внутри этих групп картинок выделить подгруппы по виду: автобусы, самолёты, поезда и т.д.
  • Для детей 2 лет выделить подгруппы по способам движения: летит, плывёт, едет.
  • Сюжеты сочетать с чтением небольших стихотворений или пением.

«Работая» с картинками, ребёнок открывает для себя социальный мир, человеческие отношения в обществе (существуют разные средства передвижения, которые служат разным целям: помогают лечить, перевозят грузы и т.д.)

Принцип работы с картинками серии «Профессии людей».

В раннем возрасте начинается социализация ребёнка. В этом ему помогают картинки, на которых изображаются средства передвижения, о чем мы уже сказали, а также сюжетные картинки среднего размера из серии «Профессии людей» («Ребёнок на приёме у доктора», «Ребёнок с мамой в магазине», «Дворник подметает улицу», «Ребёнок в парикмахерской» и др.). Эти сведения ребёнку уже известны из практики, поэтому взрослый, составляя рассказ о профессиях, обращается к воспоминаниям детей. Сюжетные картинки, с помощью которых воспитатель учит воспринимать изображение знакомых ситуаций, помогают детям составлять 2-3 словестное предложение, отвечая на вопросы взрослого («Кто нарисован на картинке? Где доктор? Что он делает?» и т.п.). Затем взрослый побуждает ребёнка к диалогу («А ты с мамой ходил к доктору? Доктор тебя вылечил?» и т.п.), а на последующих занятиях – к рассказу по картинке из 3-4 предложений; учить замечать детали одежды, профессиональные предметы труда (у доктора – трубочка для прослушивания, у дворника – метла, у маляра – кисть или валик, у столяра – рубанок и т.п.).

Приложение

Комплексный подход в проведении занятий с картинками с детьми               от 1 до 2 лет.

 

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Уровень развития: от 1 года 4 месяцев до 2 лет.

Цель: Знакомить с изображениями известных детям предметов и игрушек на картинках. Учить запоминать их названия, повторять за взрослым. При повторном рассматривании учить узнавать знакомые картинки, называть их. Развивать функции сравнения и обобщения в мышлении детей. Учить понимать слово «картинка» и правильно реагировать на него.

Материал: Картинки знакомых предметов, предметы (игрушки), которые дети сопоставляют с их изображением.

Литературное оформление: чтение стихотворения А. Барто из серии «Игрушки».

Предварительная работа: 

Дидактическая игра «Кто в домике живёт»

Цель: понимать название предметов, называть жестом, любым звукоподражанием.

Материал: игрушечный домик, игрушки.

Дидактическая игра «Выставка игрушек».

Цель: расширять представления об окружающем, понимать название игрушек, называть жестом, любым звукоподражанием.

Экскурсия «Новые игрушки» (в соседнюю группу)

Цель: расширять представления об окружающем, понимать название предметов, называть жестом, любым звукоподражанием.

В самостоятельной деятельности: самостоятельные игры с игрушками, совместное с воспитателем рассматривание предметных картинок, альбомов с изображением игрушек.

Организация предметно-игровой среды

Материал: игрушки различной величины, фактуры (куклы, мячи, медведи, зайцы)

Конспект занятия.

«Магазин игрушек»

Цель: Знакомить с изображениями известных детям предметов и игрушек на картинках. Учить запоминать их названия, повторять за взрослым. При повторном рассматривании учить узнавать знакомые картинки, называть их. Развивать функции сравнения и обобщения в мышлении детей. Учить понимать слово «картинка» и правильно реагировать на него.

Материал: Картинки знакомых предметов, предметы (игрушки), которые дети сопоставляют с их изображением.

Ход занятия

1-й вариант. Детям раздают картинки, которые рассматриваются и называются: ребёнок предъявляет картинку взрослому, называет изображение, и ему выдаётся соответствующая игрушка, с которой он играет.

2-й вариант. Дети приходят в «магазин» и «покупают» любую картинку, которая им нравится.

Часть I. В магазине. Воспитатель предлагает детям пойти в магазин, где много различных картинок («магазин» оформляется в другой части комнаты в виде экспозиции знакомых картинок на подставках: «Кукла», «Петрушка», «Чашка», «Платье», «Шапка», «Шарик», «Мишка» и т. д.) «Вот какой магазин! А я буду продавец!» - поясняет взрослый.

Часть II. Покупка. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и понаблюдать, что будет покупать Петрушка (так воспитатель делает понятным ход игрового взаимодействия). Петрушка, к примеру, «выбирает» машину. Дети рассматривают, что «купил» Петрушка.

Часть III. Выбор картинок по названию. Воспитатель поочерёдно каждого ребёнка просит назвать или показать картинку, которую тот хочет купить. Если ребёнок затрудняется, взрослый просит указать на картинку и назвать её.

 Часть IV. Рассматривание «купленных» картинок. Дети показывают свои картинки, покупки обсуждаются.

Дидактическая игра «Игрушки для Маши и Даши».

Уровень развития: от 1 года 6 месяцев до 2 лет.

Цель: Среди множества картинок (10-15 шт.) выбрать идентичные (одежда, посуда, мебель, игрушки). Пополнять активный словарь детей побуждать детей старше 1,5 лет называть изображения общеупотребительными словами, постепенно вытесняя облегчённые (лепетные) слова. Развивать восприятие детей, умение рассматривать изображения, идентифицировать по абсолютному тождеству. Развивать функцию обобщения в мышлении.

Материал: Картинки знакомых предметов, предметы (игрушки), которые дети сопоставляют с их изображением.

Литературное оформление: чтение стихотворений А. Барто из серии «Игрушки»

Предварительная работа:

Дидактическая игра «Магазин игрушек»

Цель: Цель: понимать название предметов, называть жестом, любым звукоподражанием.

Материал: игрушечный домик, игрушки.

Дидактическая игра «Выставка игрушек».

Цель: расширять представления об окружающем, понимать название игрушек, называть жестом, любым звукоподражанием.

Дидактическая игра «Поручения»

Цель: Учить понимать название предметов, называть жестом, любым звукоподражанием.

В самостоятельной деятельности: самостоятельные игры с игрушками, совместное с воспитателем рассматривание предметных картинок, альбомов с изображением игрушек.

Организация предметно-игровой среды

Материал: игрушки различной величины, фактуры (куклы, мячи, медведи, зайцы)

Конспект занятия

«Игрушки для Маши и Даши»

Цель: Среди множества картинок (10-15 шт.) выбрать идентичные (одежда, посуда, мебель, игрушки). Пополнять активный словарь детей побуждать детей старше 1,5 лет называть изображения общеупотребительными словами, постепенно вытесняя облегчённые (лепетные) слова. Развивать восприятие детей, умение рассматривать изображения, идентифицировать по абсолютному тождеству. Развивать функцию обобщения в мышлении.

Примечание: Занятие проводится с двумя наборами картинок из иллюстрированного пособия: «Раннее детство: развитие речи и мышления».

Материал: Две одинаковые куклы (сёстры) Маша и Даша (среднего размера, 40-45 см.) Идентичные картинки (по 2 шт.): «Платье», «Чашка», «Яблоко», «Мяч», «Шарик воздушный», «Кровать», «Кукла», «Петрушка» и т. п.

Примечание: Для первого занятия достаточно 4-5 изображений.

Ход занятия

Часть I. Знакомство с сёстрами Машей и Дашей. Педагог привлекает внимание детей к двум одинаковым куклам. Подчёркивает, что они сестры. Дети запоминают их имена (можно ввести условные различия, например, разные фартучки). Предлагает подобрать для Маши и Даши одинаковые игрушки (картинки) и подарить их.

Часть II. Рассматривание картинок. На отдельном столе, в стороне от кукол, располагается экспозиция картинок на подставке (вертикальной плоскости). Картинки смешаны. Педагог подчеркивает: необходимо выбирать одинаковые, чтобы сёстры были довольны. Даёт образец решения задачи.

Часть III. Идентификация картинок. Педагог предлагает ребёнку (детям) подобрать определённое изображение, например, платье для Маши, и поясняет: «Такое же нужно идя Даши». Выбранные картинки сопоставляются, затем распределяются между куклами.

  

 Уровень развития: дети 2 лет.

«Курочка-пеструшечка» (по потешке)

Цель: Расширять представления детей о домашних животных и птицах. Развивать умение узнавать, а затем сравнивать животных и птиц на картинках, вначале по различным признакам. Используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподражанию голосам животных. Формировать реалистическое представление о домашних животных, эмоциональное, гуманное отношение к ним. В доступной форме, на конкретных примерах показать значение животных в жизни людей. Для расширение речевой практики использовать вопросы, чтение потешки сочетать с краткими пояснениями и обращениями к детям. Учить узнавать животных в реалистическом изображении на картинке и в игрушке (объёмное и плоскостное пособия). В конце занятие должно плавно перейти в игру.

Материал: Набор тематических картинок «Домашние животные» и «Птицы». Дидактический набор «Скотный двор» или «Птичий двор» (фигурки домашних животных из папье-маше фабричного производства). Детали мелкого строительного набора. Стол, на котором последовательно, в ряд расположены 7 подставок для картинок.

Ход занятия:

Перед детьми на столах в линейку, слева направо, расположены 7 подставок для картинок. За спиной детей на других столах из кубиков сложен домик и загончики для животных (вольеры для птиц). В них – фигурки лошадей, коров, свиней, овец, кур, коз, уток, гусей. Воспитатель садится перед детьми, держа в руках стопку картинок.

Часть I. Разговор о животных, знакомых детям. Воспитатель предлагает вспомнить животных, которых дети знают. Если они молчат, задаёт наводящие вопросы: «Кто кудахчет: кудах-тах-тах? Кто цыплят водит за собой? (Ответы детей) Правильно, курочка-хохлаточка, курочка-пеструшечка. Вот какие ласковые слова мы знаем про курочку. А кто кричит: кря-кря-кря? Кто умеет плавать? Курочка с цыплятками умеет плавать? Нет! Так кто же утяток по воде водит за собой? Правильно, утка! Как она крякает? А кто мычит: му-му-му – молока кому? Правильно, корова. Что у коровы на голове? Правильно, рога. Как она мычит? Скажи, Оля (Таня, Алёша и др.)». Далее воспитатель задаёт аналогичные вопросы о свинье, козе, овце, лошади.

Часть II. Рассматривание картинок. Педагог предлагает рассмотреть картинки. Их показ сопровождается чтением потешки по частям. Кратко обсуждаются все картинки, на которых изображены перечисленные выше животные и птицы. Используется приём разговора с персонажем. При показе каждой картинки задаётся вопрос: «Что мы скажем свинье? Корове?» Ответ на каждый вопрос даётся соответствующей строчкой из текста. Например, показывая курочку и спросив о том, что дети хотят ей сказать, воспитатель выразительно читает: «Курочка-пеструшечка, цыпляток води!» Так идёт «разговор» с каждым персонажем потешки. После прочтения соответствующей строчки картинка располагается на подставке, и постепенно все картинки выстраиваются в линейку.

Часть III. Повторное рассматривание картинок и чтение всей потешки целиком. Воспитатель предлагает посмотреть на картинки, стоящие на столе, поочерёдно назвать животных. Читает всю потешку от начала до конца, не прерывая текст пояснениями, но показывая картинки:

«Курочка-пеструшечка, цыплят води!

Уточка-водоплавочка, по воде плыви!

Гусочка-краснолапочка, по лугу ходи!

Свинка-белоспинка, земельку копай!

Козочка-брыкалочка, по горке скачи!

Овечка, у речки травку щипи!

Коровка-бурёнка, молочка неси!

Лошадка-пегашка, беги, беги!

Нашего Ванюшку вези, вези!»

Затем воспитатель предлагает подойти к столу и взять картинки в руки, рассмотреть их.

Часть IV. Беседа о животных, изображённых на картинках. Дети садятся на стульчики, держа в руках какую-либо картинку. Воспитатель предлагает тем, у кого нарисована лошадь (корова, свинья, овца, курочка и т.п.), показать картинку. Задаёт вопросы, стараясь вызвать детей на разговор о внешних особенностях животных. Просит повторять звукоподражания. Всем задаёт вопрос: «Что скажем курице (утке, свинье и т.д.)?» В ответе звучит соответствующая строчка потешки. Если дети молчат, отвечает сам воспитатель, привлекает их к повторению за ним.

Часть V. Игра с Фигурками животных. Воспитатель обращает внимание детей: все домашние животные и птицы – друзья человека, люди о них заботятся, кормят, поят, ухаживают; животные приносят пользу. «Пойдём, посмотрим, как они живут на скотном дворе?» - предлагает воспитатель и приглашает перейти в другую часть комнаты, где на столах заранее расположены игрушки. От общих разговоров педагог постепенно переключает детей на игру, давая каждому ребёнку возможность играть по своему замыслу.

Примечание. Этот конспект наиболее сложного варианта занятия. Его можно упростить за счёт сокращения числа персонажей: можно не проводить сравнений по сходству и беседы о пользе животных. Решить этот вопрос должен сам воспитатель, учитывая уровень подготовленности и развитости детей.

Вместе с тем предварительный вариант занятия даёт возможность дифференцирование подойти к детям в зависимости от их индивидуальных возможностей.

Дидактическая игра «Животные и их детёныши».

Уровень развития: дети от 2 лет

Цель: Познакомить детей с животными и их детёнышами. Расширить представления о них. Закрепить знания о домашних животных. Развивать операции сравнения и обобщения в понимании речи. Ввести в понимаемую, а затем и активную речь существительное с обобщающим значением: «детёныш» и «детёныши».  Учить сроить простые предложения из 3-4 слов. Побуждать к диалогу по поводу изображённого на картинке. Использовать художественную литературу для ознакомления и запоминания слов: «щенок», «котёнок», «жеребёнок» и т.д.

Материал: Картинки из серии «Домашние животные»: «кошка», «собака», «лошадь», «корова». Картинки из серии «Животные и их детёныши»: «Кошка с котёнком», «собака с щенком», «лошадь с жеребёнком», «корова с телёнком».

Предварительная работа:

 Дидактическая игра «Кто с нами рядом живёт?»

Цель: Учить узнавать на картинках животных и птиц, живущих рядом с человеком («кошка», «собака», «петушок»), запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных и птиц.

Дополнительная деятельность:

Речь с движениями

Цель: учить подражать действиями, формировать ощущение ритма.

Экскурсия в магазин.

Цель: расширять представления о животных, живущих в зоопарке, понимать названия животных, их повадки, особенности. Активизировать в речи новые слова (названия животных).

Театр пантомимы «Зверобика»

Цель: развивать движения, подражательность, воображение.

В самостоятельной деятельности: самостоятельные игры с игрушками совместное с воспитателем рассматривание сказок с картинками «Три котёнка», «Кто сказал: Мяу?» В Стуеева.

Организация предметно-игровой среды

Материал: игрушки – животные различной величины, фактуры (собаки, кошки, петухи и их детёныши). Перекидной календарь с изображением домашних животных и их детёнышей.

Литературное сопровождение: чтение стихотворения «Щенок»

 

 

     

«Животные и их детёныши»

Уровень развития: дети 2 лет.

Цель: Познакомить детей с животными и их детёнышами. Расширить представления о них. Закрепить знания о домашних животных. Развивать операции сравнения и обобщения в понимаемой речи. Ввести в понимаемую, а затем и активную речь существительное с обобщающим значением: «детёныш» и «детёныши». Учить строить простые предложения из 3-4 слов. Побуждать к диалогу по поводу изображённого на картинке. Использовать художественную литературу для ознакомления и запоминания слов «щенок», «котёнок», «жеребёнок» и т.д.

Материал: Картинки из серии «Домашние животные»: «кошка», «собака», «лошадь», «корова». Картинки из серии «Животные и их детёныши»: «кошка с котёнком», «собака с щенком», «лошадь с жеребёнком», «корова с телёнком».

Ход занятия.

Часть I. Узнавание и называние знакомых детям животных на картинках: «кошка», «собака», «лошадь», «корова». Воспитатель показывает детям знакомые им картинки и спрашивает, какие животные на них изображены. Дети узнают и называют их; если они затрудняются, воспитатель напоминает, сам называет животных. Спрашивает о том, помнят ли дети голоса животных. Побуждает к звукоподражаниям.

 Часть II. Знакомство с детёнышами животных. Педагог рассказывает о «больших» и «маленьких» в животном мире, сравнивая их с человеком.

Кто ребёнка нежно любит?                              Ты конечно догадался-

Кто малышку приголубит?                               Это мамочка твоя!

Кто от ветра защитит?                                       Ну, а как же у других -  

Поругает и простит?                                          Братьев меньших, дорогих:

Кто укроет одеяльцем?                                      У КОТЁНКА, У ТЕЛЁНКА,  

Кто напоит молочком?                                       У ЩЕНКА И ЖЕРЕЬЁНКА?    

Кто расскажет сказку на ночь

Тихим, добрым шепотком?

У вех ли есть мамы? Вот о чём мы поведём разговор.

 Часть III. Животные и их детёныши. Воспитатель поочерёдно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детёныши. «Посмотрите, кто же на картинке нарисован? Правильно, собака, а кто рядом с нею? Это её детёныш – щенок. Кто же это? Повторите: собака с щенком». Аналогично рассматриваются и другие картинки. Педагог даёт картинки детям, организует их рассматривание и обсуждение того, что дети видят. Отмечаются особенности детёнышей: например, у котёнка – усы и круглая мордочка, пушистые лапки, коготки-царапки; у щенка – вытянутая мордочка, нет усов висячие ушки и хвостик-закорючка; у телёнка – хвост метёлочкой на кончике, отсутствует грива; у жеребёнка – чёлочка (холка) на лбу и грива на шее, а хвост весь «метёлочкой» и т.п. Педагог ещё раз повторяет название каждого детёныша и его принадлежность к взрослой особи.

Часть IV. О больших и маленьких. Воспитатель рассказывает детям о том, как взрослые животные заботятся о своих детёнышах: вылизывают, защищают, оберегают и даже… учат. Например, кошка учит ловить мышей, лошадка учит жеребёнка быстро бегать и т.п. Побуждает ещё раз повторить, кого же малыши видят на картинках. (Картинки выставляются в ряд, по одной линии, перед детьми, на столе на специальных подставках.) В непринуждённом диалоге закрепляются слова: «щенок», «котёнок», «жеребёнок», «телёнок», «детёныш» и «детёныши».

Часть V. Воспитатель переносит изображения животных и их детёнышей на мольберт (рядом с природным уголком). Говорит, что животные будут «наблюдать», как живут дети в детском саду, а дети тоже смогут не только ещё раз посмотреть картинки, вспомнить, как они называются, но и «поговорить» с ними и даже поиграть.

Примечание: Занятие имеет несколько вариантов (на протяжении года прибавляются новые животные). Первое занятие может быть проведено с одной картинкой.

Уровень развития: дети от 2 лет.

«У кого какая мама»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о домашних животных и их детёнышах. Продолжать развивать мышление, в частности операции сравнения и обобщения в понимаемой и активной речи. Учить запоминать названия детёнышей животных, продолжать учить сравнительным характеристикам (вначале отличительные признаки, затем общие). Используется одноимённое литературное произведение (автор Л. Н. Павлова).

Материал: Картины (среднего размера) из серии «Животные и их детёныши»: «собака со щенком», «кошка с котёнком», «лошадь с жеребёнком», «корова с телёнком», «коза с козлёнком», «овца с ягнёнком», «свинья с поросёнком» и т. п.

Ход занятия

Часть I. Показ знакомых картин. Воспитатель обращается к воспоминаниям детей о том, что в прошлый раз они уже рассматривали картины, на которых были изображены животные и их детёныши. Демонстрируется детям поочерёдно две картины «собака со щенком» и «кошка с котёнком». Спрашивает: «Кто здесь нарисован?» Подсказывает, если дети затрудняются, но вначале всё же дает возможность вспомнить (делает паузу). Далее обсуждается рисунок, выделяя характерные особенности изображения, например, щенка: рыжая шерстка, мягкие ушки, хвостик закорючкой и т.п. После того как дети назовут животных на картинках, их ставят вертикально на мольберте или на столе с подставкой.

Часть II. Сравнение картин. Воспитатель обращает внимание на общие признаки щенка и котёнка (тело покрыто шерстью, есть глаза, уши, лапы; любят молоко и мясо, любят играть с мячом и шариком, много бегают, а иногда и проказничают: что-нибудь закатят под диван, например, карандаши). Говорит, что люди их любят, жалеют, оберегают и заботятся. Предлагает помяукать, как большая кошка (низкий голос) и маленький котёнок (высокий голос). Аналогично воспроизводятся голоса собаки и щенка.

Часть III. Рассматривание картин с чтением художественных текстов. Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворения про кошку и котят, а также про собачку и щенка.

«Посмотри играют в прятки                             Из угла следит ЩЕНОК,

 Шаловливые котятки.                                      Так играть он тоже б мог,

Притаилась у окошка                                        Но СОБАКА-МАМА рядом,  

Тихо-тихо МАМА-КОШКА,                           Не теряет время даром:

Учит деточек играть:                                        Учит милого сыночка-

Мячик по полу катают,                                     Вислоухого ЩЕНОЧКА-    

Мышкой мяч воображают.                               Быть опрятным, есть из миски

То подбросят, то поймают!                                   И похлёбку, и сосиски» 

После прочтения педагог поясняет прочитанный текст и даёт дополнительную информацию, например, о повадках животных, о том, почему они необходимы людям (человеку) и т.п.

Примечание: Занятие повторяется в течение года. Добавляют всё новые и новые картины. Первое занятие может быть проведено только с одной картиной. При рассматривании других картин воспитатель может использовать соответствующие тексты, которые приводятся ниже.

У коровы – телёнок.

На лугу ТЕЛЁНОК скачет,

«Му-у-у» кричит,

Но он не плачет,

МАТЬ-КОРОВУШКУ зовёт.

Молоком поит она

И ТЕЛЁНКА, и тебя.

У лошади-жеребёнок

Выгнул шейку ЖЕРЕБЁНОК- сильной ЛОШАДИ ребёнок,

Только на копытца встал,

Вслед за мамой побежал.

У овцы-ягнёнок.

Блеет ласково ОВЕЧКА,

Видя сына у крылечка,

Белокурого ЯГНЁНКА-

Очень нежного ребёнка.

У козы – козлёнок.

У КОЗЛЁНКА МАТЬ – КОЗА,

Лижет рожки дереза,

Рожки милого ребёнка-

Крутолобого – КОЗЛЁНКА.

У свиньи – поросёнок.

Толстый-толстый ПОРОСЁНОК

Хрюкнул весело спросонок,

Пятачком прижался к СВИНКЕ,

К маме – СВИНКЕ, белоспинке.

У курицы – цыплята.

Желторотые ЦЫПЛЯТА-

Пестрой КУРОЧКИ ребята:

Многодетная мамаша –

КУРОЧКА, пеструшка наша.

У утки – утята.

УТКА – мама любит воду

И в прохладную погоду

Водит на реку УТЯТ:

Плавать деточки хотят!

У гусыни – гусёнок.

У ГУСЁНКА – мать ГУСЫНЯ,

Моет лапки крошке сыну

На зелёной травке,

В луже, у канавки.

У индюшки – индюшонок. 

ИНДЮШАТА на дворе –

Перья будто в серебре,

Мать – ИНДЮШКА их жалеет, и ласкает, и лелеет.

 

Уровень развития: дети от 2 лет.

  «Как зовут лошадку?»

Цель: Продолжать знакомить с домашними животными, их детёнышами. Продолжать учить рассматривать картинки. Отмечать особенности изображений. Учить выражать словом свои впечатления. Ввести в активный словарь слова: «лошадь», «лошадка», «жеребёнок».

Материал: Картина (среднего размера) «Лошадь с жеребёнком».

Ход занятия.

Часть I. Рассматривание картины «Лошадь с жеребёнком». Воспитатель привлекает внимание к картине, просит назвать изображение. Отмечает, что лошадь не одна. «Кто же ещё изображён? Правильно, её ребёнок. Как мы его называем? Правильно, жеребёнок! Посмотрите, какой он красивый. У жеребёнка на голове что? Правильно, грива. А есть хвост у лошади? А у жеребёнка? Правильно, есть хвост. У лошади длинный хвост, а у жеребёнка коротенький. Лошадь большая! А жеребёнок? Правильно, маленький. А что ещё есть у жеребёнка? Правильно, ножки на копытцах! Как он копытцами цокает, когда бежит: «Цок-цок-цок!». А когда большая лошадь бежит, как цокают её копыта? Громко, да? Давайте поцокаем вместе!» (Педагог побуждает детей к звукоподражанию).

Аналогично проходит та часть занятия, в которой дети подражают голосам лошади (громко) и жеребёнка (на более высоких тонах и тише)

Часть II. Как зовут лошадь и жеребёнка? «Как вас зовут? Тебя – Оля, а тебя – Игорёк (каждого ребёнка по имени называет) А как зовут лошадку? Как зовут жеребёнка? Давайте ещё раз посмотрим картинку и назовём лошадку и жеребёнка именами, которые им подходят. Какого цвета лошадка? Правильно, черного. А что у неё на лбу? Белое пятнышко, да? Назовём лошадку Звёздочкой, потому что у неё на лбу звёздочка. А как жеребёнка назовем? Назовём его Ветерок, потому что он быстро бегает».

«Выгнул шейку жеребёнок –

Сильной лошади ребёнок,

Только на копытца встал,

Вслед за мамой побежал.»

Примечание: Аналогичные занятия следует провести со всеми картинками из серии «Животные и их детёныши». В результате дети овладевают именами собственными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка

В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей....

Развитие связной речи детей с использованием наглядного материала в среднем дошкольном возрасте»

Цель:  развитие речи с использованием наглядного материала.Задачи:-учить детей пересказывать тексты, соблюдая последовательность событий, создать внутренний план высказывания, связный речевой зам...

Развитие речи детей раннего возраста с использованием наглядного материала в условиях дома ребёнка

Занятиям, на которых используется иллюстративный материал,отводится особая роль в педагогике раннего детства. Они способствуют развитию речи и мышления, расширяют знанияоб окружающем мире. О позновате...

Развитие речи детей с ЗПР (наглядное моделирование)

перезентация разкроет рабуту с детьми с ЗПР методом наглядного моделирования...

Опыт работы "Игровая форма работы в развитии речи дошкольников с использованием фольклорного материала"

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего общества имело большое значение. Педагоги и психологи отмечают, что ребенок усваивает родн...

Выступление на городском МО по теме "Коррекционное воздействие через движение с использованием инновационного оборудования в условиях дома ребёнка (дети с ОВЗ от 1года до 5 лет)"

Выступление на городском МО по теме "Коррекционное воздействие через движение с использованием инновационного оборудования в условиях дома ребёнка (дети с ОВЗ от 1года до 5 лет)"...