Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка
статья (младшая группа) по теме

Коробова Марина Евгеньевна

В статье раскрывается значение игровой деятельности для всестороннего развития ребенка, рассматривается организация и педагогическое сопровождение игровой деятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igrovoy_deyatelnosti_v_raz_obshch_publikaciya_3.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни, воспитывающихся в условиях дома ребенка

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического развития.

Игра — одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся. Игра способствует развитию у детей произвольного поведения и самостоятельности.

Игра является важным условием социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Игра — наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей: усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. В игре ребенок живет и действует не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом.

Однако столь сильный эффект в развитии ребенка имеет только полноценная игра, которая не возникает сама по себе, а развивается во взаимодействии с теми, кто уже умеет играть — со взрослыми и старшими детьми.

 Многочисленные исследования и наблюдения показывают, что малыши, с которыми никто никогда не играл, не могут сами создать воображаемую ситуацию, придумать игровые замещения. Дети, растущие в закрытых детских учреждениях, в условиях дефицита общения со взрослыми, значительно отстают по уровню развития и срокам появления игры от своих сверстников, живущих в семье.

С 1-го года жизни дефицит общения со взрослыми в доме ребенка частично компенсируется общением детей друг с другом во время самостоятельной деятельности. Игрушки и пособия для игры восполняют недостаток тех предметов, которые окружают ребенка в семье (телефон, телевизор, холодильник, шкаф, сервант, плита, кран, зеркало и т. п.). Поэтому особое значение для развития детей на всех возрастных этапах имеет правильная организация их самостоятельной деятельности, в процессе которой обогащается опыт, формируются навыки общения детей. Игра для них это и средство познания, и источник радости.

Но, для того чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Сензитивным периодом для зарождения игры является именно ранний возраст. В это время создаются условия для зарождения особого вида детской деятельности — процессуальной игры. В ее основе лежат предметные действия, которые осваивает ребенок, а также стремление подражать действиям взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни. Для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, воспроизвести же их действия в реальности малыш еще не может. Но у него есть возможность действовать в условном плане, понарошку, с помощью игрушек и предметов-заместителей. Такие действия и составляют содержание процессуальной игры. В этих играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации, знакомые ему по собственному опыту, перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи (кукол, медвежат, собачек и пр.). Как правило, ребенок отражает в игре то, что видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и детских фильмов.

Овладение игрой требует от взрослых особых способов ее педагогического сопровождения.

Педагог, работающий с малышами, реализует несколько целей:

  1. постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;
  2. помогать детям отражать мир в игре;
  3. побуждать детей к первым творческим проявлениям;
  4. воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.

Ведущая идея педагогического сопровождения игр детей третьего года жизни — помочь ребенку овладеть условностью игровых действий.

Это определяет задачи работы, направленные на освоение детьми игры как особого вида деятельности:

  1. включение в игру действий с игрушками и предметами и действий без предметов («изобразительных — например, съесть несуществующую конфетку);
  2. замена в игре хорошо известных предметных действий действия
    ми с предметами-заместителями, а затем словами;
  3. передача действий, характерных для персонажа («Мама», «Доктор» и др.) и взаимоотношений персонажей (например, мама ласково разговаривает с дочкой);
  4. одушевление игрушки, приписывание ей желаний, эмоциональных состояний;
  5. словесное пояснение игровых действий, предметов-заместителей
    и воображаемых предметов («Я кормлю», «Это у меня ложка»);
  6. в первом полугодии принятие от педагога словесно обозначенного
    замысла игры («Мы сейчас поедем на дачу»), к концу года — обозначение простейшего замысла самостоятельно;
  7. в первом полугодии с помощью воспитателя, а к концу года самостоятельно разыгрывание короткого диалога с игрушкой;
  8. самостоятельное разворачивание смысловых цепочек из двух-
    трех игровых действий, осмысленное продолжение действия, начатого партнером-взрослым;
  9. вхождение во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.

Создавая условия для игр детей, воспитатель должен расположить материалы и пособия в комнате так, чтобы осталось место для движения и отдыха сидя, для совместной деятельности и индивидуальной. Большую часть времени дети проводят в группе, в коллективе. Поэтому важная задача воспитателя — предупредить утомление и переутомление детей: оберегать от шума, тесноты, от нарушения гигиенического режима (темнота, тусклое освещение, духота и высокая температура в комнатах, пестрота в их оформлении, слишком теплая или тесная и неудобная одежда, обувь и пр.).

 Дети дома ребенка не получают в достаточной мере нужных им впечатлений, да и предметы, предназначенные для сюжетных игр, эти дети видят реже, с ними нужно специально знакомить через определенные ситуации. При этом следует постоянно помнить о возрастных особенностях детей и тех задачах, которые стоят перед воспитателем в развитии игровой деятельности, прежде всего — о развитии активного мышления ребенка.

 Для организации сюжетно-ролевой игры в групповой комнате должно быть выбрано место, где стоит крупная игрушечная мебель: стол, стулья, кровать, шкаф для хранения посуды, шкаф для одежды кукол (комплекты меняются в зависимости от времени года), плита, диванчики, на которых сидят куклы, и т. д. В этой части комнаты дети могут играть с сюжетными игрушками, воспроизводить различные бытовые ситуации. Хорошо, если здесь есть также открытый шкаф или стеллаж, куда ставятся различные игрушки и атрибуты (например, для игры в магазин: весы, овощи, фрукты, сумочки, корзиночки и т. п.). Материал пополняется по мере роста умений детей, обогащения впечатлениями и новыми знаниями, но выбирать его для своей игры ребенок должен самостоятельно.

 Для развития сюжетной игры детям необходимо давать как можно больше разнообразных впечатлений. Обогащение впечатлениями в доме ребенка является ведущим методическим приемом расширения содержания сюжетно-ролевых игр.

 Новые впечатления дети получают во время различных экскурсий (в кабинет врача, на кухню), наблюдений (за работой дворника, няни в группе). Подобные наблюдения дают пищу для новых сюжетных игр.

 Очень обогащают сюжетные игры специально проводимые воспитателем показы- инсценировки. Поскольку воспитатель сам выбирает тему показа, он имеет возможность расширить содержание детских игр, подсказать более сложные, развернутые сюжеты, связанные с реальной жизнью. Посмотрев инсценировку, дети легко воспроизводят в игре различные элементы ее содержания, так как для показа отбираются доступные им сюжеты.

 Полезно, когда в подобных показах-инсценировках разыгрываются сюжеты, в которых отражаются разнообразные взаимоотношения, даются оценки («Что такое хорошо и что такое плохо»). Например, в инсценировке «Упрямые барашки» герои не хотят уступить друг другу дорогу через мостик и падают в воду; а вот девочки Маша и Даша, которые тоже шли через мостик, но уступили друг другу дорогу, прошли и не упали.

Темой сюжетных показов могут быть и сказки, их легко разыграть с помощью игрушек, с которыми обычно играют в группе. После таких показов дети начинают более разнообразно использовать старые игрушки.

Для обогащения сюжетных игр в доме ребенка полезно использовать макеты из игрушек. Например, зимний сюжет: зима, куклы катаются с горок на санках, делают снежную бабу, катаются на лыжах. Участие в игре воспитателя очень радует детей, особенно в доме ребенка, так как общение со взрослыми в процессе игры положительно влияет на эмоции ребенка, поддерживает его интерес; кроме того воспитатель может сделать содержание игры более привлекательным, интересным. Например, если воспитательница видит, что кто-то, играя, постоянно отвлекается, она подсаживается к такому ребенку, старается заинтересовать его, сделать игру более длительной: задает по ходу игры вопросы, вызывает у ребенка воспоминания, стимулирует воспроизведение прошлых впечатлений, что не только усложняет игру, но и упражняет его память. Или другая ситуация: играя с ребенком, пробуя предложенное «угощение», воспитатель говорит: «Ой, суп горячий, дай ложечку, я помешаю», тем самым подводя ребенка к игре с воображаемым предметом, подсказывая возможность придавать предметам в игре воображаемые состояния, свойства. Для детей дома ребенка использование приемов, направленных на формирование воображения, особенно важно, так как это разнообразит, расширяет круг впечатлений ребенка.

 Методы руководства игрой должны быть направлены на развитие детской активности, но направлять игру следует с большой осторожностью, учитывая интересы воспитанников, ведь здесь так легко помешать возникновению детской инициативы, самостоятельности.

 Трудно переоценить роль речевого общения в процессе самостоятельной деятельности. Поэтому воспитатель постоянно вызывает детей на разговор во время игры. Например, если он видит, как ребенок завязывает себе руку бинтом, он может сказать: «Я доктор, давай я тебя полечу», внимательно осмотреть ребенка, протереть руку ватой, забинтовать и предложить: «Спроси у ребят, у кого кукла заболела, я полечу», т. е. своими действиями подвести ребенка к ролевой игре.

 Большое место в самостоятельной деятельности детей 3-го года жизни занимают игры со строительным материалом. Хорошо, если в группе есть крупный набор «Строитель», из которого дети строят на полу, средний, и мелкий, с которыми они занимаются за столом. В этом возрасте нужно закреплять и совершенствовать умения, которые приобрели дети на 2-м году, и постепенно подводить их к сюжетной постройке.

 Детей следует активно привлекать к данному виду деятельности, учить их строить, используя при этом все возможности для знакомства с новыми формами, для уточнения пространственных соотношений. Очень важно, чтобы воспитатель принимал активное участие в самостоятельной игре детей со строительным материалом: на глазах у детей строил различные сооружения, объединяя их в сюжетную постройку, помогал ребенку подбирать формы для постройки, подсказывал правильные способы их использования. Если воспитатель при этом вслух комментирует свои действия, объясняет, что он собирается строить, то дети быстрее научатся сами планировать свои действия.

 Таким образом, рассматривая роль игровой деятельности в развитии общения детей третьего года жизни воспитывающихся в условиях дома ребенка можно сделать следующий вывод. Так как дефицит общения со взрослыми в доме ребенка частично компенсируется общением детей друг с другом во время самостоятельной деятельности, то особое значение для развития детей на всех возрастных этапах имеет правильная организация их самостоятельной и игровой деятельности, в процессе которой обогащается опыт, формируются навыки общения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие в саду для детей третьего года жизни ,тема "Солнышко и Дождик"

Приветствие,слушание музыки,дидактическое упражнение,конструирование,рисование и наконец,дыхательная гимнастика...

ОТЧЕТ «РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Для умственного развития детей 5-го года жизни, имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование связной речи у ребенка, а также обогащает их словарный запас....

Система коррекционной работы по развитию артикуляционной моторики у детей 2-4 лет, воспитывающихся в условиях дома ребенка «Красный бор»

Дети дома ребенка говорят плохо и мало. Состояние их речи требует развития и совершенствования органов артикуляционного аппарата, снятия мышечного напряжения этих органов, формирования кинестиче...

статья: «Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.Мышление, б...

Конспект образовательной деятельности «Кукла Зоя ложится спать» по развитию у детей третьего года жизни самостоятельности в процессе формирования культурно-гигиенических навыков через игру

Развитию у детей раннего возраста самостоятельности в процессе формирования КГН способствует игра. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира, наиболее естественный и продуктивный с...