Деловая игра для воспитателей: " Речецветик: компоненты общего речевого развития».
консультация по логопедии

Деловая игра для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 « Василек» общеразвивающего вида

города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район

Республики Башкортостан

Деловая игра для воспитателей.

Тема: « Речецветик: компоненты общего речевого развития».

                                                                                        Подготовила и провела:

                                                                                        учитель-логопед

                                                                                        Байназарова

                                                                                        Альбина

                                                                                        Миннихаевна

Задачи:

- уточнение теоретических знаний педагогов по проблеме общего речевого развития детей;

- повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах речевого развития дошкольников;

- развитие коммуникативных и личностных качеств педагогов.

Ход игры :

Логопед: - Уважаемые коллеги, приглашаю вас принять участие в деловой игре «Речецветик», посвященной вопросам речевого развития дошкольников.

- Надеюсь, что  игра поможет привнести в вашу педагогическую деятельность что – то новое и интересное.

1. Задание «Разминка».

- Коллеги, вам необходимо прочитать утверждение, а затем согласиться с ним или опровергнуть, аргументировав свой ответ.

(На слайдах педагогам дается текст утверждений).

Утверждение 1: «Пассивный словарь ребенка всегда шире активного словаря».

(Ответ: Да, ребенок понимает больше слов, чем может сказать).

Утверждение 2: «Ребенка до 4 лет можно научить произносить буквы».

(Ответ: «Нет, произносятся звуки, а не буквы»).

- Таким, образом мы подошли к главным вопросам, которым посвящена наша деловая игра , - обогащению активного словаря и развитию фонетико – фонематической стороны речи. Также мы коснемся и других сторон речи дошкольников.

2. Задание «Загадки».

- Предлагаю вам разгадать загадку и объяснить, как вы её разгадали.

Смотреть  (также на экране).

1. Утка в воде, а хвост на горе. (Ковш)

2. Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается. (Подкова)

- Коллеги, я не случайно предложила вам объяснить, каким образом вы разгадали загадку. Все воспитатели используют загадки в своей деятельности, но не все загадывают детям загадки правильно. Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок, не дослушав загадку, выкрикивает отгадку, а воспитатель принимает этот ответ. Важно помнить, что загадка не только игра, а упражнение на развитие речи детей. Ребенок должен дослушать текст загадки до конца. После этого спросите у него: «Как ты догадался?». Поэтому правильное использование загадок способствует развитию речи – описания и речи – доказательства, а также формированию, активизации и актуализации активного словаря.

3. Задание «Омонимы»( объяснить смысл слов в словосочетаниях).

-тяжело болеть, болеть за «Динамо»;

-клевать зерно, клевать носом.

Омонимы – это одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению слова. Предложите свои варианты омонимов, которые вы можете использовать для пополнения словаря детей дошкольного возраста.

4.Задание «Квазиомонимы».

- Подобрать рифмы к предложенным словам. (на экране) :

1. Дом - …….. (том, ком, сом, лом).

2. Пень - ……. (тень, день, лень).

Квазиомонимы – это похожие по звучанию слова, которые различаются одним звуком. Скажите как использовать квазиомонимы в развитии речи детей? Например провести игры «Покажи картинку», « Доскажи словечко», «Запомни и повтори».

Игры с этими словами развивают фонематическое восприятие, то есть умственные действия по дифференциации фонем (звуков речи) и установлению звуковой структуры слова. Предложите свои варианты квазиомонимов, которые вы можете использовать для развития фонетико – фонематической структуры слова. (Бочка – почка, речка – редька, корка – горка, свет – цвет, коза – коса, челка – щелка, рама – лама).

5. Задание «Скороговорки» .

- Используете ли вы в своей работе скороговорки? Предлагаю быстро и четко произнести следующие скороговорки. (на экране) .

1. На сушкосушильную фабрику требуется сушкосушильщик на сушкосушильную машину.

2.Лора работала лаборанткой в лаборатории.

Скороговорка – короткая синтаксически правильная фраза с искусственно усложненной артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию, но различные фонемы. Что должно быть сформировано у ребенка, чтобы он смог безошибочно произнести скороговорку? (Звукопроизношение, слуховое внимание, речевой слух). Основными функциями скороговорок в развитии речи ребенка являются тренировка четкой дикции при произношении звуков, развитие фонематического слуха и активизация словаря.

6. Задание: « Антонимы»:

( придумать слова-неприятели, противоположные по значению):

- Друг-… враг

- Ночь-… день

- Радость-… печаль.

-Поднимать-… опускать

- Говорить-… молчать.

- Бежать-… стоять

-Сухой-… мокрый

7. Задание «Блиц – турнир».

1. Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим и произносим, а букву видим и пишем.)

2. Назовите всегда мягкие согласные? ([Ч], [Щ], [Й].)

3. Сколько звуков в слове книга? (5.)

4. Закончите предложение словом с корнем – ход - : «Учитель в класс ….(входит).»

5. Подберите антоним к слову «покупать». (Продавать.)

6. Вставьте в предложение пропущенное слово: «Автомобиль едет (по) дороге».

7. Измените по образцу « Одно окно– много окон: один носок - …….( много носков).

8. Подберите синонимы к слову «большой». (Огромный, гигантский, крупный.)

Итог:- Коллеги, какие компоненты речевого развития можно вычленить из этих вопросов?

На доске педагоги составляют «речецветик», на лепестках которого написаны компоненты общего речевого развития: словарь, грамматический строй, звуковая сторона речи, фонематическое восприятие, связная речь.

- Речевое развитие включает в себя обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников»

Деловая  игра по типу КВН По теме «Речевое развитие дошкольников» разработана для старших воспитателей...

Деловая игра для воспитателей «Об общей культуре воспитателя в шутку и всерьёз»

В игровой форме  проводится анализ профессиональной компетентности педагогических работников и общей культуры воспитателей ДОУ....

Деловая игра для воспитателей «Использование геометрического материала для развития у дошкольников наглядно-образного и элементов абстрактного мышления»

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. Его специфика состоит в том, что оно носит наглядный, конкретный, образный характер.Оно занимает важнейшее место и имеет огромное значение для са...

Деловая игра для воспитателей "Речевое развитие"

Деловую игру можно использовать на тематическом педагогическом совете....

Деловая игра для педагогов "Сундучок знаний" по речевому развитию детей

Для формирования педагогической компетенции педагогов, развития коммуникативных качеств, уточнения знаний и умений педагогов по речевому развитию детей доошкольного возраста....

Деловая игра для педагогов на тему «ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

Деловая игра «Технологии речевого развития младшего дошкольника»Цель игры: Совершенствование профессиональной компетенции педагогов в вопросах владения технологиями речевого развития дошко...

Деловая игра для педагогов на тему «ТЕХНОЛОГИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА»

Данная презентация сделает деловую игру более наглядной, оживит взаимодействие участников....