«Использование цифровых технологий в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда»
статья по логопедии

Шакирова Лилия Михайловна

В современном стремительно развивающемся XXI веке компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причиной этому стало повышение роли информации, превращение её в одну из важнейших движущих сил общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютеров и прочих технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение цифровых технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Актуальность применения цифровых технологий обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.

Цифровые технологии применяются как дополнительный инструмент в работе учителя-логопеда. Данные технологии расширяют возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что делает процесс единым для всех.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл I 22.62 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА»

Шакирова Л.М.

учитель-логопед

СЛАЙД 1. Заставка.

СЛАЙД 2.

В современном стремительно развивающемся XXI веке компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Причиной этому стало повышение роли информации, превращение её в одну из важнейших движущих сил общественной жизни. Стремительный скачок в развитии собственно компьютеров и прочих технических устройств, сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение цифровых технологий в образование – логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

Актуальность применения цифровых технологий обусловлена глобальной информатизацией общества, требованием ФГОС, педагогическим поиском эффективных средств обучения и для детей с ОВЗ.

Цифровые технологии применяются как дополнительный инструмент в работе учителя-логопеда. Данные технологии расширяют возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса, что делает процесс единым для всех.

В то же время нужно помнить, что полноценное использование цифровых и ИКТ-технологий в работе с детьми дошкольного возраста практически невозможно, т.к. пользование цифровыми устройствами ограничено требованиями СанПина, поэтому учитель-логопед на занятиях может применять только элементы технологий, включая в структуру традиционного логопедического занятия.  

СЛАЙД 3.

С целью повышения качества образовательной, коррекционной и развивающей работы, в 2022 году ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся стала участником проекта «Доброшкола», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, посредством обновления материально-технической базы. В рамках реализации учреждения в проекте, было приобретено специализированное оборудование для кабинета учителя-логопеда.

СЛАЙД 4.

В рамках темы сегодняшней конференции я хочу остановиться на обзоре и применении Мультимедийного образовательного интерактивного развивающего логопедического стола для проведения коррекционно-логопедических занятий с детьми ОВЗ, интерактивной логопедической панели «Волшебный экран», программном комплексе «Живой звук», развивающем методическом комплексе «Сундук логопеда».

Итак, рассмотрим цифровые технологии, применяемые мной в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

СЛАЙД 5.

Представляю вашему вниманию Мультимедийный образовательный интерактивный развивающий логопедический стол. Декоративный комплекс выполнен из ЛДСП, в который вмонтирован интерактивный экран для ученика. Предназначен для детей дошкольного и школьного возраста. Основная функция -это работа по коррекции речи.

В состав комплекса входит: персональный компьютер с антивандальным сенсорным экраном, акустическая система, декоративный корпус, радиосистема, беспроводная клавиатура и мышь, предустановленное программное обеспечение: «Логострана», «Логомер-2», «АзбукоСлов», «Звукареку», «ЛогоАссори», «РАСкройся миру». Также можно установить другие программы совместимые с Windows.

СЛАЙД 6

ПО «Логострана» -  логопедический комплекс программ для проведения коррекционных логопедических занятий. Состоит из четырех разделов - 42 упражнений:

-раздел «Горы-Звукопроизношение», содержит упражнения на правильную артикуляцию звуков;

-раздел «Пустыня-просодика», упражнения на речевое дыхание, ритм, слитность, тембр;

-раздел «Джунгли-Фонематика», упражнения на звуковой анализ и синтез, развитие фонематического слуха;

-раздел «Океан-Лексика», коррекция и развитие лексико-грамматических категорий языка.

СЛАЙД 7

Программное обеспечение «Логомер 2». Меню программы включает в себя:

-раздел конструктор картинок;

-раздел «Артикуляционная гимнастика»;

- раздел «Воздушная струя», упражнения на тренировку воздушной струи;

- раздел «Фонематический слух»;

- раздел «Неречевой звук»;

- раздел «Звукоподражание»;

- раздел «Грамматика»;

- раздел «Слоговая структура речи»;

- раздел «Звукопроизношение»;

- раздел «Связная речь»;

-раздел «Моторика»;

-раздел «Подготовка к чтению»;

-раздел «Лексика».

СЛАЙД 8.

ПО «АзбукоСлов», на 1 этапе - помощь в изучении и запоминании букв, на 2 этапе - помощь в изучении и запоминании отдельных слогов, на 3 этапе – написание слов, составление из слогов слов.

СЛАЙД 9.

ПО «Звукареку» включает в себя 25 игр для работы над звукопроизношением, автоматизацией звуков, развитием речевого дыхания, постановки «трудных» звуков, проведения артикуляционной гимнастики, бонус: 10 раскрасок на «трудные» звуки.

СЛАЙД 10.

ПО «ЛогоАссорти» включает в себя 30 игр для проведения речевого обследования, развития фонематического слуха, совершенствования звукопроизношения, активизации связной речи, работы над лексикой и грамматикой, развития моторных навыков, печатный буклет с методическими рекомендациями, бонус: печатные задания для домашней работы.

СЛАЙД 11.

ПО «РАСкройся миру». Профессиональный программный комплекс «РАСкройся миру создан специально для детей с расстройством акустического спектра. С помощью данной программы ребенок изучит 8 разделов с полезной информацией, а это более 383 различных упражнений. Рекомендуется начинать работу с модулями в следующем порядке: моторика, цвет, внимание, память, мышление, математика, логика, окружающий мир.

СЛАЙД 12.

Интерактивный комплекс Антошка – это современный инновационный инструмент для коррекционной работы учителя логопеда с детьми ОВЗ дошкольного-школьного возраста. Антошка представляет собой навесную сенсорную панель, которая монтируется на стену или на мобильную опору, с возможностью изменения высоты установки и угла наклона. Имеет следующие важные характеристики:

-яркий декорированный корпус из экологичного ДСП;

-травмобезопасная форма передней панели;

-большой антивандальный сенсорный монитор (интерактивный модуль);

-комплект мультимедиа: камера, аудиоколонки;

-возможность проведения групповых занятий;

-возможность просмотра обучающих видео с flash-накопителя;

-возможность добавлять игры и задания в некоторых формах;

-встроенный комплект игр и заданий.

Комплекс предоставляется в комплекте с описанием игрового пакета программ и методическими рекомендациями для специалистов образовательных учреждений.

СЛАЙД 13.

Интерактивная панель содержит игры, упражнения, задания по разделам:

  1. Познавательное развитие;
  2. Речевое развитие;
  3. Тренировка моторики;
  4. Математические представления;
  5. Конструирование;
  6. Развитие логики;
  7. Тренировка памяти и мышления.

СЛАЙД 14

Коррекционно-развивающий комплекс «Живой звук» предназначен для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи. Комплекс состоит из учебно-коррекционных программ, которые направлены на помощь детям, имеющим нарушения: слуха, речи разной степени тяжести и происхождения (голоса, дыхания, звукопроизношения), а также такие расстройства как - ринолалия, алалия, афазия, заикание.

Комплекс программы включает следующие модули: учись произносить правильно звуки, профили артикуляции, автоматизация звуков, диалоги, водопад, дом, животные, проявление эмоций, времена года, диктант, звуки природы, словарь, база данных. Обучающийся имеет возможность многократно повторять словарный материал, сравнивая его с произношением педагога, изображенного в виде графика. Предусмотрена запись голоса с последующим его воспроизведением для сравнения правильности произношения. Программа предусматривает ведение баз данных по выполненным упражнениям для каждого обучающегося отдельно, запись и хранение.

СЛАЙД 15.

Методический комплекс с коррекционной направленностью «Сундучок логопеда» предназначен для обучения детей с речевыми отклонениями дошкольного и школьного возраста. «Сундучок логопеда»  компактный, все предметы можно хранить прямо в нем. Дополнительное оборудование и методические рекомендации позволяют эффективно проводить уроки в игровой форме, повышает вовлеченность детей в процесс, ускоряет сроки обучения. В набор входят наборы для речевого дыхания, мелкой моторики, различные дидактические игры, микрофоны караоке для озвучки, флешка с записью детских песен, заданий для развития фонематического слуха.

В заключение своего выступления хочу озвучить преимущества цифровых технологий:

-движения, звук, мультипликация на экране, привлекают внимание детей и способствуют повышению интереса к изучаемому материалу;

-высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

-обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

-совершенствуется тонкая координация движений и мелкая моторика рук, тактильная чувствительность, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления в целом;

-способствует  всестороннему развитию детей, так как в процессе игры задействованы все анализаторные системы: зрение, слух, осязание.

-способствует развитию у детей познавательного  интереса.

-способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомления.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

Рассказывается об актуальности использования ИКТ в работе с детьми, имеющими нарушения речи, варианты использования ИКТ на разных этапах коррекционно-развивающей деятельности. Даётся перечень компьюте...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста. "Дыхательная гимнастика."

Здоровьесберегающие технологи помогают создавать психофизиологический комфорт детям во время организованной образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в свои...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи».

             Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей с...

Тема: Использование здоровьесберегающих технологий и коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста."

Актуальность:Внедрение здоровье сберегающих технологий способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения,повышает познавательную активность и самое главное,улучшает снижение заболеваемости,...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ (ТНР) ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФАОП ДО

Доклад посвящён актуальной проблеме по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР) элементам грамоты в соответствии с ФАОП ДО посредством использования современных игровых технологий. В д...