Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]
презентация урока для интерактивной доски по логопедии (подготовительная группа)

Надежда Александровна Сандакова

Представляю вашему вниманию разработанный конспект занятия  с применением ресурсов цифровой образовательной среды. Также данный конспект можно использовать в условиях дистанционного обучения. Конспект занятия направлен на автоматизацию звука [Р] изолированно, в слогах и в словах. Данный конспект может быть использован в своей работе учителями – логопедами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sandakova_n.a._tsifrovaya_didaktika.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Цифровая дидактика»

Тема: Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Р]

Автор: Сандакова Надежда Александровна, учитель – дефектолог,

МБДОУ д/с №491, г. Новосибирск, 2023г.

Аннотация: Представляю вашему вниманию разработанный конспект занятия с применением ресурсов цифровой образовательной среды. Также данный конспект можно использовать в условиях дистанционного обучения. Конспект занятия направлен на автоматизацию звука [Р] изолированно, в слогах и в словах. Данный конспект может быть использован в своей работе учителями – логопедами.

Введение.

Актуальность: В современном мире не всегда есть возможность присутствовать ребёнку на занятии. Причины могут быть самые разные: карантин, отсутствие возможности приехать в образовательное учреждение на занятие, болезнь ребёнка (легкая форма) и многое другое. Все эти причины не являются поводом для пропуска занятия, которое для ребёнка очень важно. Поэтому очень удобно проводить занятие дистанционно, используя современные платформы: zoom, tims и даже whatsApp.

Новизна: К сожалению не все в данное время владеют навыками создания презентаций для дистанционных занятий. Поэтому считаю свое занятия уникальным.

Цель: создание условий для проведения дистанционных занятий.

Задачи:

  • удовлетворение потребностей родителей и детей в получении образования;
  • повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий;
  • предоставление воспитанникам возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту их жительства или временного пребывания;
  • усиление личностной направленности образовательного процесса;
  • обеспечение нацеленности на распространение знаний среди родителей, повышение уровня их компетенции.

Условия применения: Учителями – логопедами на индивидуальных занятиях: очно и дистанционно.

Сложность в применении заключается в том, что не все родители в полной мере владеют современными цифровыми технологиями.

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста

Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах»

Цель: закрепление правильного произношения [Р] изолированно, в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить артикуляцию звука [Р];
  • дать характеристику звука [Р];
  • закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах и в словах;
  • формировать навыки анализа слов на примере изучаемого звука.
  • расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать артикуляционную мускулатуру ребенка;
  • формировать правильное речевое дыхание;
  • развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование положительной установки на участие в занятии;
  • формирование доброжелательности и самостоятельности;
  • стимулировать речевую активность.

Оборудование: Зеркало для индивидуальной работы; предметные картинки со звуком [Р], фишки для составления схемы слова.

Предварительная работа: выполнение упражнений на дыхание, выполнение артикуляционных упражнений, элементов логопедического массажа и самомассажа, постановка звука изолированно, автоматизация звука в слогах и словах.

Ход занятия:

  1. Вводная часть.

Здравствуй, друг! Я подготовила для тебя интересную загадку. Послушай ее внимательно.

Мальчик с Азбукой под мышкой –
деревянный шалунишка.
Победил он Карабаса,
не подвёл друзей ни разу.
Кто не слушался Мальвину?
глупый, добрый … (Буратино)

Молодец, ты правильно отгадал загадку.

Буратино попал в беду, его дорогу домой заколдовал злой Карабас Барабас.

Буратино: «Друзья, помогите мне, пожалуйста, я шел домой, но заблудился, злой Карабас Барабас заколдовал дорогу, ведущую к моему дому».

Буратино просит нас с тобой помочь ему попасть домой, но для этого нужно выполнить все задания. Ты согласен помочь Буратино?

Тогда в путь дорогу. И вот первое задание. Нужно сильно – сильно подуть на одуванчик. Молодец, здорово получилось. (Логопед обязательно следит за правильностью вдоха и выдоха).

А теперь пришло время размять наш язычок, давай выполним упражнения, которые подготовил для нас Карабас Барабас! (Все упражнения выполняются под счет до 10, логопед следит за правильностью выполнения упражнений)

Упражнение «Заборчик»

Улыбнись и покажи свои красивые зубки.

Упражнение «Чашечка»

Открой рот, широкий расслабленный язык подними к верхней губе, прогни среднюю часть языка, загни кверху боковые края языка.

Упражнение «Лопаточка»

Открой рот, положи широкий расслабленный язык на нижнюю губу, затем занеси «лопаточку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Упражнение «Лошадка»

Открой рот, подними язык к нёбу и щелкни им. Покажи, как цокает лошадка.

Упражнение «Грибок»

Открой рот и подними язычок кверху. Смотри, какая ножка получилась у грибочка.

Упражнение «Дятел»

Улыбнись, открой рот, подними язык вверх на бугорки, стучи кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, отчетливо произнося звук [Д]. Удары делай сначала медленно, потом быстрее. Нижней челюстью не двигай.

Молодец с этим заданием ты справился.

  1. Основная часть.

Посмотри внимательно и назови, что встретил в лесу Буратино. Произноси: «Буратино встретил розу», «Буратино встретил рыбу» и т.д. Как думаешь, что общего у всех этих предметах? Правильно, конечно же звук [Р]. Давай вспомним, что мы знаем про этот звук? Какой он? (согласный, всегда звонкий, может быть твёрдым и мягким). Молодец, все правильно.

А вот и следующее задание. Назови всех животных, которых Буратино встретил в лесу. Четко проговаривай звук [Р]: «Буратино встретил жирафа» и т.д.

Следующее задание. Посмотри внимательно на картинки и подумай, что тут лишнее. Объясни почему! Лишние бананы, потому что в этом слове нет звука [Р], а в остальных словах есть звук [Р]. Правильно, молодец!

Кажется Буратино устал, он хочет отдохнуть, давай и мы с тобой тоже отдохнем и сделаем зарядку. Зарядка эта не простая, нужно четко, красиво произносить слоги и потом выполнять движения.

Ру-ру-ру - встанем рано по утру (тянется на носочках вверх).

Ра-ра-ра - марширует детвора (ребенок марширует).

Ро-ро-ро - насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз).

Ры-ры-ры - надуваем мы шары (делать большой круг руками).

Ра-ра-ра – заниматься на пора. (ребенок шагает).

Ну что отдохнул. Находим следующее задание.

Нам попался сам Карабас Барабас, кажется, он спрятал что – то в своих сундуках. Находя предмет в сундуке, не забывай четко произносить слово. Молодец, ты легко справляешься со всеми заданиями. Совсем скоро мы уже спасем Буратино и поможем ему добраться домой.

Следующее задание. Буратино очень любит вкусно поесть, давай узнаем, чем именно он любит лакомиться! «Буратино любит картошку фри» и т.д.

Ой, а что нам попалось? Какие – то тени непонятные. Давай поможем Буратино и назовём все предметы, которым принадлежат эти тени: трактор, топор, корова, гриб, ракета. Не забывай в каждом слове четко произносить звук [Р]. Молодец.

Следующим заданием будет составление рассказа. Посмотри внимательно на картинки и составь по ним рассказ.

Я на выходных ходил с мамой в цирк, там выступали разные животные, мне очень понравились могущественные тигры, смешные носороги и полосатые зебры. Я был рад походу в цирк. Мама пообещала, что мы туда еще обязательно вернемся.

А теперь, друг, тебя ждет последнее самое сложное задание. В этом задании нам нужно составить схему к слову РАК.

Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? звук [Р]. Что мы знаем про этот звук? (Он согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой, каким цветом на схеме мы его обозначаем). Какой звук второй? (звук [а]). Он гласный или согласный, каким цветом на схеме мы его обозначаем? Какой звук третий? (звук К). (Он согласный или гласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой, каким цветом на схеме мы его обозначаем).

Ты настоящий герой, ты выполнил все задания и помог Буратино добраться до дома.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

Чем мы с тобой сегодня занимались?

Где были?

Какое задание тебе показалось самым сложным?

Тебе понравилось помогать Буратино?

Какой звук мы с тобой отрабатывали сегодня?

Буратино очень рад, что ты ему помог и передает тебе подарок. В подарок от Буратино ты получаешь почетный значок настоящего «Рычателя».

Заключение.

Таким образом, мы видим, что проводить дистанционные занятия возможно даже с детьми дошкольного возраста. Для них очень интересны яркие картинки и различные анимации.

Рекомендации: для проведения дистанционных занятий важно использовать большое количество наглядности. Яркие, красочные картинки, знакомые детям персонажи, все это поможет успешному проведению занятия.

Дистанционное занятие с ребёнком дошкольного возраста важно проводить только в присутствии рядом взрослого человека.

При необходимости можно попросить родителей приобрести вспомогательный дидактический материал: для рисования, записей, для дыхательной гимнастики и т.д.

Список используемых источников:

  1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Рычалочка. Логопедические игры. М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2010.
  2. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Издательство: Сфера, 2011.
  3. Занимательное азбуковедение. Автор-составитель В.В. Волина. М.: Просвещение, 1994.
  4. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М.: Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. С.- Пб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
  6. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М.: ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-ТянШанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.
  7. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л.
  8. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М.: Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.
  9. Рекомендации Минпросвещения России по организации обучения на дому с использованием дистанционных технологий:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия «автоматизация звука «Л» в словах, во фразе».

Данное занятие проводится по закреплению звука "Л", используя ПК в виде логопедической игры-презентации....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [ш]

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш]. Конспект сделан не мной. Я просто выложила,т.к. на основе этого конспекта была сделана презентация к нему....

Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука "Ш"

Конспект индивидуального логопедического занятияАвтоматизация звука "Ш"...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».Направление:- Познавательно-речевое развитие- Социально-личностное развитиеВедущая образовате...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука Р в слогах, словах".

Занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах разивает фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, зрительное и слуховое внимание и память ребёнка 5 лет, способствует введению звука ...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивиудального логопедического занятия предназначен для детей 5-6 лет....

Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука Л.

Индивидуальное занятие с ребенком 6-летнего возраста по автоматизации звука Л....