Конспект выступления учителя - логопеда на педсовете
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Леушкина Мария Михайловна

Данный материал будет полезен педагогам и специалистам дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vystupleniya_na_pedsovete.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект выступления учителя-логопеда на педсовете

Развитие связной речи у детей с ТНР посредством работы по серии сюжетных картинок

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими тяжелое нарушение речи (ТНР), относится формирование связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ТНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы - фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи.

У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень используемой фразовой речи.

В этой статье мы хотим остановиться на работе детей с серией сюжетных картинок.

Анализ ошибок, которые дети с ТНР допускают, работая с серией сюжетных картинок:

- рассматривают картинки внимательно, серию раскладывают самостоятельно, допускают ошибки, но замечают их и исправляют без помощи взрослого.

Рассказ составлен в основном самостоятельно, соответствует изображенной ситуации, основные смысловые звенья сохранены, последовательность не нарушена, временные и причинно-следственные связи определены, отмечается нерезко выраженные нарушения связности повествования (иногда непродолжительные паузы или заминки) недостаточная развернутость высказываний. Лексический запас хороший, в грамматическом оформлении допускают ошибки, но замечают и исправляют их самостоятельно, иногда – с помощью уточняющего вопроса.

- серию раскладывают с ошибками, при исправлении ошибок требуется помощь в виде уточняющих вопросов, иногда прямых указаний, контекстных подсказок.

Рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку, деталь. Связность повествования нарушена, отмечаются продолжительные паузы, лексический запас бедный, отмечаются замены слов, расширение и сужение значения, проявляется аграмматизм.

- при раскладывании серии действуют импульсивно, допускают ошибки, при исправлении ошибок нуждаются в помощи (чаще всего в виде прямых указаний на ошибку и демонстрации правильного расположения).

Рассказ частично соответствует изображенной ситуации, не вскрыты временные и причинно - следственные связи между событиями, пропущены смысловые звенья, имеются искажения смысла, рассказ представляет собой перечисления предметов, изображенных на картинках, помощь в виде вопросов используют, но отвечают односложно. Словарный запас ограничен, отмечается аграмматизм.

- отказываются  от выполнения задания, неадекватные ответы.

Методика работы и алгоритм составления рассказа по серии сюжетных картинок

Успех в обучении составлению рассказа по серии сюжетных картинок зависит от соблюдения основных условий организации педагогического процесса. Детям трехлетнего возраста для составления рассказа по серии сюжетных картинок предлагается 2 - 3 картинки. К четырем годам серия увеличивается до 4 - 5 картинок. В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок. В возрасте 5 -7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6-8кадров. Желательно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально в утренние или вечерние промежутки времени, в спокойной обстановке, без отвлекающих моментов.

 Время, затрачиваемое на обучение, не должно превышать для детей до 4 лет 5 - 6 минут, до 5 лет - 10 минут, дети старшего дошкольного возраста могут быть максимально заняты этой деятельностью около 15 минут.

Основные задачи педагога при подготовке детей к обучению детей работе с серией картинок:

- упражнять детей в выстраивании причинно - следственных связей, установленных автором текста;

- формировать умение определять по действию цель героя, фиксировать результат выполнения данной цели.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется по определенному алгоритму. Каждый шаг алгоритма имеет свою цель, игровое действие. Учитель - логопед переходит к следующему шагу алгоритма только в случае освоения ребенком предыдущего задания.

Дать в руки ребенку серию картинок. Предложить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составь паровозик). После этого ребенку предлагается убрать руки за спину или на колени, некоторое время к картинкам не рекомендуется прикасаться.

1. "Определи время событий"

Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках. Игровое действие: предложить детям определить время года, части суток на каждой картинке. В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

2. "Найди место, в котором происходят события"

Цель: научить ребенка определять место действия на каждой картинке и устанавливать взаимосвязи между ними на основе анализа местоположения героев и объектов.

Игровое действие: предложить детям, глядя на картинки, определить на каждой место действия.

3. "Найди общих героев на картинках"

Цель: научить ребенка находить основных героев и общие объекты на всех картинках серии.

Игровое действие: предложить найти сквозных героев и предметы, которые изображены на всех картинках.

4. "Назови действия героев"

Цель: научить детей выявлять сквозных героев на каждой картинке, называть их действия и делать умозаключения о цели их действия.

Игровое действие: предложить детям установить логическую цепочку на каждой картинке: объект - действие - цель действия. Воспитатель задает вопросы: "Кто изображен?", "Что он делает?" и "Зачем это делается?" Аналогично обсуждаются все сквозные герои.

5. "Что за чем?"

Цель: учить детей устанавливать последовательность действий на картинках.

Игровое действие: предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку и переложить ее ближе к себе. Назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет позже", выстраивая картинки в логический ряд.

6. "Составь рассказ"

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок.

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую модель:

- однажды (указание времени года, части суток);

- в таком - то месте (указание либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре);

- такой - то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре),

- делал (делали) то - то для того – то;

- потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия);

- и далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий;

- в результате получилось то - то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой – то;

7. «Придумай название рассказа»

Цель: учить умению обобщать содержание рассказов в кратком названии.

Приемы, используемые в работе с дошкольниками, по серии сюжетных картинок

  • Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность и составляют рассказ.
  • Восстановить заданный порядок сюжетных картинок по заданному рассказу.
  • Найти «ошибку» педагога и восстановить правильный порядок сюжетных картинок.
  • Дети рассматривают центральную картинку, потом им предлагается определить, что было в начале и чем все закончилось.
  • Можно предложить детям разложить серию картинок начиная с последней картинки серии.
  • Составление рассказа по подгруппам, каждой подгруппе предлагается картинка для составления рассказа, педагог предлагает план, и дети составляют рассказ в соответствии с планом.
  • Составляя рассказ по серии картинок, детям предлагается придумать ему название, дополнить его предыдущими и последующими событиями.
  • Предлагается включать в рассказы описания пейзажа, состояния погоды, описание жестов и мимики героев, прямую речь (о чем подумал герой, что сказал), диалоги между героями.
  • Детям предлагается задавать вопросы по содержанию сюжетных картинок.
  • Дети рассматривают серию картинок, устанавливают их последовательность, потом переворачивают их и составляют рассказ по памяти.

Список литература:

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ТНР / З.Е. Агранович. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

2. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе / О.С. Гомзяк. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004. – (Библиотека практикующего логопеда.)

4. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок».  М.: АРКТИ, 2009.- (Технология ТРИЗ).

5. Коненкова И.Д. «Обследование речи дошкольников с ЗПР».

6.Соловьева О.И. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду»

7. Смирнова Е.А., Ушакова О.С. «использование серии сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ.ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»...

выступление учителя-логопеда высшей категории Погореловой Л.С. для логопедов ДОУ по теме: "Организация и проведение коррекционных занятий с детьми, нуждающимися в логопедической помощи"

Эффективность коррекционного воздействия определяется, прежде всего, уровнем диагностики всех проявлений речевой неполноценности, а именно – установлением структуры дефекта речи, его первичных признак...

отчет учителя - логопеда на педсовете "Решение речевых проблем современных дошкольников в условиях ДОУ" 2017 год.

Динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. И наш детский сад - не исключение. В связи с...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда

Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...

Конспект выступления учителя-логопеда на педсовете "Эффективные технологии речевого развития дошкольников".

Воспользуйтесь конспектом, чтобы спланировать выступление на тематическом педсовете по речевому развитию дошкольников. В конспекте — основные задачи и рекомендации по работе воспитателей с детьм...