Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании "Организация коррекционно-образовательного процесса"
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Васильева Мария Александровна

Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_logopeda_na_sobranii_nachalo_goda.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад  № 40 комбинированного вида    

Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект выступления учителя-логопеда

Васильевой Марии Александровны

коррекционной группы «Теремок»

на родительском собрании № 1

по теме: «Организация коррекционно-образовательного процесса»

на 2022-2023учебный год

Добрый вечер уважаемые родители!

Рада видеть Вас на нашем собрании.

Я учитель-логопед Васильева Мария Александровна.

Для чего мы собрались:

1. Познакомиться с вами родители.

2. Познакомить Вас со спецификой работы логопеда.

3. Рассказать о требованиях по выполнению домашних заданий.

4. Познакомить Вас с графиком работы учителя-логопеда.

Начну с того, что такое логопедия и чем занимается логопед:

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Но не всегда речь ребенка развивается правильно. В таком случае требуется помощь логопеда. В процессе своей работы логопед осуществляет коррекцию всех сторон речи, т. к. речь является очень сложной системой, и нарушения звукопроизношения - лишь верхушка айсберга.

Занятия по грамоте и развитию речи будут проходить в подгруппе. Занятия по постановке звукопроизношения будут проходить индивидуально.

Итак, логопедическая работа направлена на:

• формирование правильного звукопроизношения

• развитие подвижности органов речи

• совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку четкой дикции, постановку дыхания, работу над правильным ударением, темпом и ритмом речи

• совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова, схожие по звучанию и артикуляции

• совершенствование грамматического строя речи (согласование слов в падеже, числе, употреблении слов с предлогами)

• обогащение, активизация словарного запаса

• развитие мелкой моторики, т. е. движений пальцев рук; подготовка руки к письму

• развитие связной речи (составление предложений, текстов по картинке, серии картинок, пересказ текста)

Для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. 

Родители должны

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.

У каждого ребенка есть тетрадь для домашних заданий.

Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:

- тетради забираете домой в пятницу и приносите обязательно в понедельник.

Хочу рассказать о каждом пункте заданий для домашнего выполнения

Первым пунктом в заданиях является артикуляционная гимнастика.

В каждой тетради вклеен комплект артикуляционной гимнастики.

Хотелось бы подробнее остановиться на этом пункте и рассказать вам:

Что такое артикуляционная гимнастика? Для чего нужна она?

Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Польза артикуляционной гимнастики:

- улучшение кровоснабжения, нервной проводимости и подвижности артикуляционных органов;

- укрепление мышечной системы щёк, губ и языка;

- навыки, позволяющие удерживать нужное артикуляционное положение;

- увеличение амплитуды движений;

- снижение напряжённости артикуляционных органов;

- постановка правильного произношения звуков

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

- гимнастику нужно выполнять ежедневно в будни 1 раз, в выходные 2 раза в день в течение 5-7 мин.

- сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, без подергивания, иначе занятия не имеют смысла.

- можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.

2. Второй пункт – это самомассаж языка.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе речевого аппарата, а также в нормализация мышечного тонуса.

(«Покусай кончик языка»«Терка»«Мясорубка»)

3. Упражнения для речевого дыхания.

Они позволяют выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки. Обязательное требование глубокий вдох через нос, выдох через рот, щеки не надувать (показать пример «Сдуй снежинку» «Прокати карандаш»)

5. Как только речевой аппарат готов, ставится звук и начинается этап автоматизации звука.

Введение звука в речь происходит постепенно. До определенного момента звук произносится ребенком только изолированно перед зеркалом, для зрительного самоконтроля самим ребенком, а родители следят за правильностью уклада (затем исправленный звук мы закрепим в слогах, в словах, как только переходим к фразе, необходимо постоянно напоминать ребенку«Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.

Весь речевой материал (а это изолированный звук, слоги, слова, фразы, чистоговорки и. т. п.) должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания).

5. Задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами.

Во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, ласковыми и спокойными, обязательно хвалить ребенка, стимулировать мотивацию к занятиям.

Также хотелось бы, чтоб вы понимали, что необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языком. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телевизора, компьютерных игр. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Хочу заметить, что положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного воздействия на ребенкародителей, учителя дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей. Уважаемые родители, вы всегда можете обратиться за консультацией, я с радостью отвечу на ваши вопросы.

Консультации для родителей провожу в четверг с 13.00 до 17.00

И в заключении:

Я со своей стороны приложу максимум усилий для того, чтоб помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, но без Вас родители у меня ничего не получится. Прошу вас помогите своему ребенку. Спасибо за внимание! Если есть вопросы, готова на них ответить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К выступлению учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной группе с ФФНР

Первичное родительское собрание в подготовительной группе с ФФНР"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"1 слайд Двойное поздравление с нач...

Презентация к выступлению учителя-логопеда на родительском собрании на тему"Что такое ОНР?"

презентация к родительскому собранию в старшей логопедической группе...

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда с другими участниками коррекционно - образовательного процесса

Специфика и сущность взаимодействия учителя –логопеда  с другими участниками коррекционно - образовательного процесса Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают комплек...

Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе

Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе...

Статья: "Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе."

"Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе."...

Презентация: "Применение учителем-логопедом интерактивных игр в коррекционно-образовательном процессе."

Презентация: "Применение учителем-логопедом интерактивных игр вкоррекционно-образовательном процессе."...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда

Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...