Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей и подготовительной группах. Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями с целью создания благоприятных условий, повышающих эффективность коррекционной работы».
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В докладе я рассматриваю, как учитель-логопед организует свою работу на логопункте в детском саду, и как ученики поступают на логопункт. Также я рассматриваю, как происходит взаимодействие семьи и специалиста, для чего родителям нужно заниматься с ребёнком дома. во второй части моего доклада представлен тренинг для родителей по приёмам артикуляционной гимнастики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании в старшей и подготовительной группах от 17.09.2024.
Подготовила и провела учитель-логопед: Сальникова Ирина Геннадьевна.
Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями с целью создания благоприятных условий, повышающих эффективность коррекционной работы».
Сегодня я хочу поговорить с Вами о развитии речи детей и о том, зачем ребенку нужен логопед и логопедические занятия. Эта тема мне кажется актуальной на сегодняшний день, многие родители сталкиваются с этой проблемой, если не с первым ребенком, то со вторым.
Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед – специалист, исправляющий нарушения речи. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его, вовремя обратиться к учителю-логопеду! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребёнка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками. Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Ведь наша речь – это не только звукопроизношение (умение правильно произносить звуки родного языка), но и развивает:
- словарный запас;
- фонематическое восприятие (умение на слух воспринимать и различать звуки);
- грамматический строй (умение образовывать новые слова, соединять слова в предложении, правильно употреблять окончания слов и т.д.);
- связная речь (умение связно высказываться, составлять рассказы по картинкам, из собственного опыта, и наконец, сочинять сказки, фантазировать).
Чтобы попасть к логопеду, ребёнок сначала проходит ПМПк. ПМПк –это психолого-медико-педагогический консилиум. Задача ПМПк –это раннее выявление и обследование ребенка, имеющие особенности в речевом развитии, психофизиологических особенностей, и создание педагогических условий. Далее для зачисления на логопункт мы направляем ребёнка на ТПМПК. ТПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами и зачисление на логопункт.
Логопедический пункт – это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в специализированную группу, где дети могут получить своевременную помощь логопеда. На логопедический пункт зачисляются дети с 5 лет с несложными речевыми нарушениями. На логопункте проводятся групповые и индивидуальные занятия. В основном, индивидуальные занятия на логопункте длятся от 15 до 20 минут. Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов. На групповых занятиях происходит развитие речи, формирование лексико-грамматического строя речи, автоматизируются поставленные звуки.
Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Советы, замечания и рекомендации логопед записывает в индивидуальном порядке.
Отмечу, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
- тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;
- задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все задания выполняются до конца.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию для родителей и на занятиях, которые родители могут посещать по договоренности с педагогами.
Тренинг для родителей «Приёмы артикуляционной гимнастики».
Артикуляционная гимнастика проводится с ребенком перед зеркалом. Ребенок повторяет за взрослым артикуляционные упражнения, зеркало служит средством контроля над собственной артикуляцией.
На тренинге родители перед зеркалами повторяют за логопедом основные артикуляционные упражнения, подготавливающие речевой аппарат ребенка к постановке нарушенных звуков и развивающие его подвижность.
Предлагаю Вашему вниманию основные артикуляционные упражнения, которые используются в работе на логопункте. Эти приёмы Вам необходимо будет отрабатывать с ребёнком дома.
В логопедической гимнастике различают статические и динамические упражнения. Они отличаются по характеру движения и тому, как мышцы речевого аппарата вовлечены в упражнение. В статических упражнениях мышцы речевого аппарата фиксируются в определенном положении без активного движения. Например, улыбка, длительное удержание позы с надутыми щеками, выдвижение языка к носу и его удержание в этой позиции. Положение надо удерживать около 10 секунд.
Статические упражнения способствуют укреплению мышц и развитию контроля над ними, а также улучшают их тонус и гибкость.
В динамических упражнениях мышцы артикуляционных органов активно сокращаются и расслабляются, выполняя движения с изменением положения. Например, жевательные движения, быстрые движения языка в разные стороны, быстрое надувание и сдувание щек. Упражнения выполняются 5-10 раз.
Важно помнить, что комбинация обоих типов упражнений может дать наилучшие результаты.
Комплекс упражнений для языка
«Качели»
Высунуть язык и коснуться его кончиком носа, а потом подбородка. Попеременно выполнять эти движения.
Убедитесь, что ребенок выполняет упражнение без напряжения.
«Часики»
Выполнять касания уголков рта кончиком узкого напряженного языка.
Следите, чтобы не работали губы и челюсти.
«Лошадка»
Нажать кончиком языка на верхнее нёбо и быстро оттянуть его назад, как будто лошадь цокает копытами.
«Иголочка»
Сделать язык тонким и удлиненным, как иголка и удерживать в этой позиции. Выполнять упражнение медленно и контролировать движения языка.
«Наказать язык»
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и произнести звук «пя - пя». Задача ребенка – не напрягать язык.
Следите, чтобы язык был расслабленным и касался уголков губ, а нижняя губа не подворачивалась. Воздух задерживать не нужно.
«Лопатка»
В полуулыбке высунуть язык, положив его на нижнюю губу. Нужно удерживать язык в спокойном состоянии, не высовывать его далеко вперед, накрывая только нижнюю губу и касаясь уголков рта.
«Маляр»
Попросите ребенка представить себя маляром, который раскрашивает потолок языком. Пусть он медленно двигает языком по верхнему небу вперед и назад. Убедитесь, что ребенок двигает языком равномерно и контролирует его движения.
«Вкусное варенье»
Слизываем варенье с верхней и нижней губы, двигая языком вперед и назад, но не из стороны в сторону. Следите, чтобы работал только язык, а не челюсти.
«Грибок»
Попросите ребенка прижать язык к верхнему небу и, не отпуская язык, удерживать его в таком положении под счет. Цель упражнения – растянуть подъязычную уздечку.
«Фокус»
Подвернуть боковые края языка, чтобы получился желобок, язык положить на нижнюю губу.
Попросить ребенка в таком положении подуть на кусочек ваты. Если все сделано правильно, то вата взлетит вверх. Нижняя губа не должна подворачиваться, а боковые края языка нужно прижать к верхней губе.
«Чашечка»
Нужно удерживать язык в форме чашечки. Это легче делать возле верхних зубов. Если чашечка не получается, то можно начать с того, что распластать язык между губами и завернуть его на верхнюю губу.
Комплекс упражнений для губ
«Улыбка»
Удерживаем губы в улыбке под счет до 10. Губы сомкнуты, зубов не видно. Следите, чтобы не размыкались края губ.
«Заборчик»
Челюсти сомкнуты, губы раздвинуты в улыбке, зубы открыты.
«Хоботок»
Сомкнутые губы нужно вытянуть вперед как можно дальше. Это упражнение хорошо чередовать с «Улыбкой».
«Трубочка»
Вытягивать губы трубочкой вперед. Это упражнение часто совмещают с дыхательными упражнениями, например, подуть через вытянутые губы на свечку, чтобы ее задуть. Или дыханием загнать кусочек ваты между двумя кубиками как мяч в ворота.
Для развития мышц щек
«Рыбка»
Вытянуть губы вперед трубочкой. Затем сделать движение губами вверх и вниз, имитируя открывание и закрывание рта рыбки.
Движения должны быть плавными и четкими. Язык неподвижен.
«Шарик»
Надуть щеки, удерживая воздух внутри. Нужно перекатывать воздух из одной щеки в другую, как шарик. Следите, чтобы воздух не выходил, а губы были плотно сомкнуты.
«Акулий зев»
Широко открыть рот, растянув уголки губ в стороны, как акулий зев. Оставаться в такой позе 5-10 секунд. Следите за расслаблением мышц лица и шеи. Язык располагается свободно.
Рекомендации для родителей
- Постоянство и терпение.
- Родители должны следить за регулярным выполнением упражнений и терпеливо поддерживать ребенка в процессе. Если логопед рекомендует заниматься не только на его уроках, но и дома, это необходимо делать для достижения результата.
- Игровой подход.
- Сделайте гимнастику интересной и игровой, чтобы ребенок был заинтересован в процессе и не уставал быстро.
- Поддержка и похвала.
- Поощряйте ребенка за его усилия и достижения, даже если они маленькие. Положительная обратная связь может значительно повлиять на мотивацию ребенка.
Если у вас возникают вопросы или затруднения в проведении артикуляционной гимнастики, обратитесь за помощью к логопеду. Он предложит индивидуальные рекомендации, а также адаптирует программу гимнастики под конкретные потребности вашего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К выступлению учителя-логопеда на родительском собрании в подготовительной группе с ФФНР
Первичное родительское собрание в подготовительной группе с ФФНР"Система коррекционно-воспитательной работы в подготовительной группе с ФФНР в соответствии с ФГОС ДО"1 слайд Двойное поздравление с нач...

Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе
Цикл выступлений учителя-логопеда на родительских собраниях в старшей логопедической группе...

Выступление учителя-логопеда на родительское собрание подготовительная группа (первое)
Первое родительское собрание после открытия логопедического пункта в детском саду....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
В статье представлен опыт по эффективному взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения, с использованием современных форм работы и информационных технологий. Пред...

Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании "Организация коррекционно-образовательного процесса"
Конспект выступления учителя логопеда на родительском собрании...

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Принципы педагогической работы с детьми, имеющими ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....

