ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
статья по логопедии (подготовительная группа)

Войнова Надежда Сергеевна

В статье представлен опыт по эффективному взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения, с использованием современных форм работы и информационных технологий. Представлены результаты практического изучения данного вопроса. Описаны формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voynova_n.s.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ КАК УСЛОВИЕ

ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Войнова Надежда Сергеевна

учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №459 г. Челябинска», Челябинск

Аннотация. В статье представлен опыт по эффективному взаимодействию учителя-логопеда с семьями воспитанников, имеющих речевые нарушения, с использованием современных форм работы и информационных технологий. Представлены результаты практического изучения данного вопроса. Описаны формы взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников.

Ключевые слова: учитель-логопед, дошкольники с речевыми нарушениями, взаимодействие с семьями, формы организации работы по взаимодействию с родителями.

С 2014 года содержание деятельности дошкольных образовательных организаций, в том числе и коррекционной, регламентируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). На основе данного нормативного акта для оказания специальной логопедической помощи дошкольникам с речевыми нарушениями специалистами образовательного учреждения определяются цели, задачи, содержание коррекционной работы, основные подходы к ее реализации.

Без активной позиции родителей в коррекционно-развивающем процессе невозможно достичь максимальной эффективности работы учителя-логопеда, так как задачи по улучшению качества речи дошкольников невозможно решить тогда, когда их семейное окружение создает неблагоприятную речевую среду, не стимулирует речевое общение, не проявляет достаточной заинтересованности в совершенствовании речевых возможностей ребенка, не содействует закреплению тех умений, которые формируются на логопедических занятиях.

Семья оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности ребенка. Однако родители часто недопонимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладывается и приобретается именно в условиях семьи.

Е.С. Бабина причину того, что многие родители не уделяют должного внимания речевому развитию своих детей, видит в том, что они «не слышат» речевых недостатков или не придают им должного значения, считая, что это издержки возраста и со временем все исправится само собой [1].

В спектр задач педагогической работы учителя-логопеда входят задачи, связанные с обеспечением непрерывности обучения дошкольника с речевой патологией в процессе коррекционного воздействия, которое может и должна оказывать на него семья такого ребенка.

Выстраивание эффективной модели взаимодействия учителя-логопеда с родителями дошкольников с нарушениями речи предполагает установление партнерских взаимоотношений между логопедом и членами семьи, которые должны стать активными участниками коррекционного процесса, а также содействовать формированию единой развивающей среды, как в условиях образовательной организации, так и дома. [3]

Традиционные формы работы с родителями (беседы, консультации, родительские собрания) не позволяли им стать полноценными участниками обучающего процесса. Как правило, они выступали в роли пассивных наблюдателей или слушателей. Такие формы взаимодействия не позволяли учитывать особенность ребёнка и семьи. Родители не могли влиять на коррекционный процесс. В свою очередь специалист не мог привлечь на свою сторону родителей как непосредственных помощников.

Проведенный анализ традиционных форм работы логопеда с семьей в детском саду показал, что:

-        работа с родителями велась не дифференцированно, не учитывались особенности ребенка и семьи;

-        родители не могли влиять на педагогический процесс. Они привлекались только к осуществлению организационных моментов.

Традиционные формы при качественном их выполнении, несомненно, достигают своей цели. Многие из них полезны, интересны и необходимы, так как были направлены на взаимодействие с широким кругом родителей, со всем родительским коллективом группы.

В современных же условиях более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально.

Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое активное взаимодействие специалистов с родителями, которое повышало бы педагогическую культуру родителей, формировало у них необходимые педагогические умения и навыки. [2]

Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей с нарушениями речи к школьному обучению. Многолетний опыт работы показывает то, что успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Для логопеда важно приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи. Помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот, убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений. Убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях.

Организация работы с семьей в ДОУ ведётся по следующим направлениям:

Информационное:

-        знакомство с первичными, промежуточными результатами психолого-педагогического, логопедического обследования;

-        знакомство с возрастными особенностями психического развития, этапами развития детской речи;

-        знакомство с методами, приёмами коррекционно-развивающего воздействия.

Образовательное:

-        привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка;

-        обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком;

-        формирование у родителей представления о готовности к обучению в школе.

При построении эффективного взаимодействия с родителями необходимо учитывать некоторые важные моменты:

1.        Создание у родителей объективного положительного образа ребенка. Учитель- логопед никогда не должен предъявлять родителям жалобы на ребенка. Даже если ребёнок не справляется с чем-то, или испытывает те или иные трудности в обучении, задача педагога найти то положительное, что есть у ребёнка, с чем он неплохо справляется, и на основе этого решать те или иные проблемы. В беседе с педагогом родитель не должен чувствовать, что его ребёнок хуже других детей. Педагог никогда не должен сравнивать одного ребёнка с другим. Но в то же время логопед не должен замалчивать и скрывать от родителей важную информацию о тех или иных проблемах, связанные с их ребёнком. Родители должны быть полностью информированы о развитии ребёнка и задача логопеда найти такой подход к каждому родителю и так донести эту информацию до родителей, чтобы она не была воспринята отрицательно.

2.        Передача родителям знаний о ребенке, о его жизни в ДОУ. Логопед систематически должен сообщать родителям информацию об успехах обучения и трудностях развития их ребенка в логопедической группе, особенностях общения его с другими детьми, знакомить с результатами коррекционной деятельности.

3.        Установление доверительных отношений. Об установлении позитивного взаимодействия можно говорить в том случае, если родители начинают доверять педагогу свои проблемы и сложности в воспитании и обучении ребенка. На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая своих оценок. Нужно помнить, что полученная от родителей информация строго конфиденциальна и её можно использовать только для организации позитивного взаимодействия.

4.        Совместная работа по формированию и развитию личности ребенка. Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей может давать советы и рекомендации родителям.

На основе выявленных проблем были разработаны современные формы взаимодействия с родителями по коррекции речевых нарушений у детей с ОНР. В зависимости от целевой направленности, формы взаимодействия с родителями условно можно разделить на две большие группы: информационно- просветительские и практико-ориентированные.

Информационно-просветительские формы направлены на консультирование родителей по проблеме выявленного у ребенка речевого нарушения, повышение компетентности родителей в области имеющегося у ребенка нарушения, просвещение по вопросам коррекции ОНР. [1]

К данной форме можно отнести буклеты, консультации, где размещена интересующая родителей информация, а также рубрики «Словарь терминов», «Это интересно», «Практический материал», «На заметку», «Список литературы по данной тематике», «Вопросы логопеду», где родители могут написать вопрос.

Практико-ориентированные формы создают условия для непосредственного участия родителей в коррекционном процессе.

Активную роль в организации взаимодействия с родителями играет использование современных коммуникационных технологий, которые могут применяться на постоянной основе, как средство, с помощью которого можно в доступной и наглядной форме донести информацию и методические рекомендации до родителей. Но особенно их значение возрастает тогда, когда в силу разных обстоятельств прерывается посещение ребенком детского сада, так как дает возможность, как максимум, не допускать значительного отставания от программы, а как минимум, препятствовать распаду формируемых речевых умений. [3]

Одной из эффективных и высоко востребованных среди родителей форм является On-line- консультирование. Связь с родителями осуществляется за счет технических средств и сети интернет. Позволяет получить полноценную информацию в удобное для родителей время в условиях удаленного доступа. Время и день On-line- консультации, когда учитель-логопед может быть на связи с родителями, заранее устанавливается. Таким образом, проводятся и индивидуальные консультации, и групповые вебинары различной тематики:

 «Артикуляционная гимнастика для малышей и родителей», «Мелкая моторика и речь», «Домашний логопед» и т.д.

Практико-ориентированной формой, по типу таких консультаций, являются On-line- занятия.

Также для педагогов и родителей на сайте ДОУ создана страница учителя - логопеда, где размещена полезная   информация, консультации, советы, фотографии с мероприятий. Родители, в свою очередь, могут оставлять комментарии и задавать интересующие вопросы.

Эффективной формой взаимодействия является мастер-класс от родителей выпускников, где они делятся опытом, дают советы, рекомендации, что придает положительный стимул, уверенность в результате проделанной совместной работы.

Активно применяется в логопедической практике форма взаимодействия с родителями совместные проекты. Так был реализован проект «Времена года». Дети совместно с родителями создают стенгазету-коллаж в рамках заданной темы, впоследствии презентуют ее. При этом основная цель проекта: развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи. В основном на презентации используется вопросно-ответная форма и монологическая речь: рассказ по картинкам. Так же был разработан и реализован проект «В гостях у сказки». Это театрализованная деятельность: показ сказки родителями для детей. Основная цель: развитие артикуляционной моторики, фонематических процессов. Дети выполняют упражнения по показу персонажей сказки и по словесной инструкции. В течение года в рамках проекта было создано и показано четыре сказки: «Встреча с веселым язычком», «Как я учился говорить правильно», «В гостях у веселого язычка», «Фантазии веселого язычка». Разновидностью формы совместных проектов является реализация взаимодействия с родителями в различных образовательных областях.

Любая деятельность требует мониторинга и анализа. Для оценки эффективности работы учителя - логопеда по взаимодействию с родителями используются дневники наблюдений, книга отзывов и предложений, а также собираются анонимные оценки по пятибалльной шкале каждого мероприятия и каждой формы взаимодействия. Это поможет оптимизировать и улучшить работу. Критериями же эффективности работы учителя - логопеда по взаимодействию с родителями может являться:

•        Изменение характера вопросов родителей к учителю-логопеду, как показатель роста педагогических интересов, знаний о речевом развитии и воспитании детей в семье, желание их совершенствовать.

•        Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

•        Проявление у родителей осознанного отношения к речевому развитию ребенка, стремление к пониманию проблематики речевого расстройства, анализу достижений и ошибок своих и ребенка, использование родителями педагогической литературы, участие родителей в мероприятиях организуемых логопедом. [2]

Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.

Методически грамотная организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей, демонстрирующая открытую к сотрудничеству позицию специалиста, его заинтересованность в успешном речевом развитии дошкольников, умелое использование разнообразных форм работы, подбор оптимальных для родителей инструментов для сотрудничества с семьей обучающихся, является залогом успешной коррекционно-развивающей работы и позволяет в значительной степени повысить ее эффективность и результативность.

Список использованных источников:

  1. Бабина Е.С. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. №5. С. 57-61.
  2. Йощенко В.О. Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ. М.: АРКТИ, 2009.- 247 с.
  3. Солодянкина О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. М.: АРКТИ, 2007.- 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений.

Принцыпы, задачи и направления при организации совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями....

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией в процессе коррекционной работы

Педагогический проект разработан для повышения эффективности взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с дислалией через систему мероприятий ...

Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОО в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

      Для плодотворной работы по преодолению речевых дефектов детей необходимо правильное распределение обязанностей логопеда и воспитателя....

Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».

Принципы педагогической  работы с детьми, имеющими  ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей  дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....