Автоматизация звука Р в словах и чистоговорках
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Нартымова Н. M.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: автоматизация звука Р в словах и чистоговорках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nartymova_n.m.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия учителя – логопеда

«Автоматизация звука Р в словах и чистоговорках»

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Цель: автоматизация звука Р в словах и чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно - воспитательные:

- воспитание трудолюбия,

- воспитание отношения сопереживания и взаимовыручки,

- формирование навыков сотрудничества,

Коррекционно - образовательные:

- закрепление умения четко произносить звук Р посредством игр и чистоговорок,

- формирование логического и образного мышления.

Коррекционно – развивающие:

- развитие артикуляционной моторики через выполнение упражнений артикуляционной гимнастики,

- развитие фонематического слуха путем отбора картинок на заданный звук,

- развитие мелкой моторики посредством составления разрезных картинок и оформления вывески,

- развитие обшей моторики путем включения в работу по оборудованию помещения,

- активизация лексического запаса путем проведения словарной работы,

- совершенствование слоговой структуры слова посредством игры «Расставь экспонаты»,

Оборудование: шкатулка, разрезные картинки, конверт с карточками – планами, карточки артикуляционной гимнастики, конверт с письмом, 3 коробки, полки, 2 стола, 1 стул, телефон, картинки, фломастеры, наклейки, заготовка вывески, медали по количеству детей, воздушные шары по количеству детей, красная лента, ширмы, конструктор «ТИКО», магнитная доска, магнитные смайлики.

Ход занятия:

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно – целевой

Целевая установка.

Что бы вежливыми быть,

Нужно здравствуй говорить

Всем, кого б ни встретил –

Это знают дети.

Сегодня мы проведем с вами увлекательную игру, но сначала я предлагаю вам представится и сделать это необычным способом: свое имя нужно сопроводить звучащими жестами: щелчками, хлопками, или топотом.

Например: «Меня зовут Анна Владимировна» (речь с движением).

А как зовут тебя?

Называют

свои имена, сопровождая речь движениями.

Задание 1.

задача:

ввести в воображаемую ситуацию путем использования шкатулки

1)Ребята, сегодня мой друг прислал мне эту шкатулку, он сказал, что хотел бы открыть в нашем детском саду этнографический мини-музей, а что это за экспонаты будут в этом музей так и не объяснил. Уехал и оставил мне только письмо.

(Открываю записку).

«Здравствуйте, помогите мне, найти экспонаты, для музея, в которых всё будет со звуком Р, потому что я учусь его выговаривать. В помощь, я отставил вам шкатулку-подсказку»

(Печь, чугунок, сундук, лапти, рукомойник, кочерга, крынки, керосиновая лампа, коромысло, самовар, сарафан, рубаха).

2)Какая интересная просьба. А ведь звук Р очень сложный и язык должен быть подготовлен.

Подготовим наши язычки?

3) Ребята, а как же мы рычим? Какие молодцы.

1)Вместе с детьми читаем записку.

2)Артикуляционная гимнастика.

(качели, чашечка, чистим зубы, вкусное варенье, барабан)

3)Дети рычат

Задание 2

Задача:

Расширить словарный запас детей через стимулирование мыслительной деятельности с опорой на наглядность

1) А что же находится в этой шкатулке, посмотрим?

2) Ничего не понимаю. Какие – то карточки.

3) Что на картинках нарисовано?

4) Как вы думаете, какие экспонаты мой друг хочет расположить в этнографическом музее?

Словарная работа:

Музей- это учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением, экспонированием предметов, а так же просветительской деятельностью.

Экспонат- коллекция предметов в музее.

Этнография- это наука, изучающая народы – этносы (состав, расселение).

Этнографический музей – это музей, в котором собраны предметы разных народов.

5) Ребята, скоро мой друг приедет, а музей еще не готов к открытию. Что же мне делать?

1)Открыв шкатулку находят в ней записку с символом звука «Р», разрезные картинки и карточки – схемы для создания плана работы.

2) Дети собирают картинки.

3) Дети перечисляют изображение на карточках. (Кружка, открытка, ковер, картинки музея и посетителей)

4)Печь, красный угол, чугунок, ухват, утюги, коромысло, вышивки, полотенце, иконы, салфетки, украшенные кружевом, рубаха, кокошник, лапти, сундук, самовар, прялка.

5) Дети предлагают помощь

Ориентировочный

Надеваю всем галстуки с надписью «помощник»

Ну вот, команда моя готова.

1) А какие экспонаты можно выставить в этнографическом музее «Русская горница»?

2) Верно! Но пока у нас ничего нет. Может быть друг оставил какие – то подсказки?

3) Как много нам всего нужно приобрести для нашего музея. С чего же мы начнем?

  • Найти помещение
  • Собрать экспонаты
  • Приобрести мебель (стеклянные шкафы, полки, лавку, стол и тд.)

И правда. Нужно заказать мебель. Сколько же ее нам надо?

Кто самый ответственный и позвонит закажет мебель? Наши картинки тебе помогут.

4) Попробуем дальше разобраться. Что еще нам осталось заказать?

5) У нас нет самого главного – экспонатов. ……..(подумай и пропиши где их можно взять)

6) Осталась только вывеска.

1) Печь, красный угол, чугунок, ухват, утюги, коромысло, вышивки, полотенце, иконы, салфетки, украшенные кружевом, рубаха, кокошник, лапти, сундук, самовар, прялка.

2)Дети берут картинки из шкатулки, называют и по мере обсуждения вывешивают на доску. (для музея нужна мебель для экспонатов (как называется одним словом), вывеска,……название картинок 6-7 штук связаных предметами которые нужны для организации музея) 3) Купим мебель.

2 стола, стул, полки.

(карточка)

Ребенок заказывает по телефону мебель: «Я хочу купить 1стул, 2 стола и 3 полки».

4) Дети: …(карточка)

5) Дети: найти у бабушек/дедушек, исследовать исторические архивы, создать экспонаты своими руками, купить.

Дети предлагают решение проблемной ситуации.

Поисково – исследовательский

(Звонок)

1) Мне пришло сообщение. Мебель доставлена. Как мы с ней поступим?

2) Посмотрите, ребята, ….. тоже привезли. Только перепутали все.

Дети: разобрать все нужно.

1)Дети рассуждают и приходят к выводу, что мебель нужно расставить.

2) Дети решают проблемную ситуацию путем сортировки по двум коробочкам (вспоминают вместе с логопедом, что нужны только экспонаты со звуком «Р»).

Задание 3

задача: ……

Игра

«Расставь экспонаты»

На какую полку мы можем поставить этот экспонат?

(Проговариваю слово так, чтобы выделялись слоги – ……….) Дети: На полку, где нарисовано 3 хлопка

Верно! А почему?

Дети: потому, что в слове 3 слога и есть подсказка.

Конечно. Мы будем сортировать экспонаты по количеству слогов в слове.

Наши экспонаты объединены и по смыслу, и имеют общий звук. Как интересно.

Можно даже посетителям музея предложить поиграть со словами.

Задание 4

задача:

закрепление навыка звуко-буквенного анализа

  1. Сочиняем чистоговорки.

(ёр – ёр – ёр - ковер;

ар-ар-ар – самовар)

Звуко-буквенный анализ слов + составление схем с использованием конструктора «ТИКО».

(Проверяем план. Перечисляем что уже сделали.)

Работа с конструктором «ТИКО»

Задание 5

цель

Дети: осталось назвать музей.

Как бы вы хотели его назвать?

(варианты детей: Дом моей бабушки, старый дом, Избушка, Дом прошлого и тд.)

Название мы выбрали. Тогда нашу вывеску уже можно оформлять.

(достаю фломастеры, карандаши, наклейки)

Логопед: может быть что-то из этого нам пригодится.

Логопед: С чего же нам начать?

Дети: написать название.

Логопед: хм… посмотрите, такая вывеска сразу будет видна туристам?

Дети: нет.

Логопед: Как же нам поступить, чтобы привлечь внимание покупателей?

Дети: нужно украсить вывеску изображениями сувениров.

Рефлексивно – оценочный

Как же замечательно получилось! Ну, что ж, помощники мои, готова ли наш музей к открытию?

(дети проверяют план)

Раз у нас праздничное событие, то нам непременно нужно провести торжественное открытие музея. Для этого я приготовила ленту.

Кто поможет мне подержать ее? Кто поможет подержать стульчики?

Ребята, какое мы с вами сегодня доброе дело сделали?

Дети: помогли другу вовремя открыть музей.

Уверенна, что в нашем музее будет много посетителей!

Оставьте на нашей вывеске (доске) тот смайлик, с каким настроением вы сегодня играли.

Ребята я вам очень благодарна, вы замечательные помощники. Ну и какое торжественное открытие без шаров.

(выносятся гелиевые шары)

Хочу на память вам подарить эти прекрасные шарики. Спасибо, что помогли.

До новых встреч!

А вам остается разрезать ленточку.

  • Торжественное открытие сувенирной лавки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Ж] в словах и чистоговорках. III тип слоговой структуры слова.

Презентация выполнена по методическому пособию Курдвановской Н.В., Ванюковой Л.С. "Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания". Представлены односложные слова из зак...

Скайп - консультация "Автоматизация звука [ Р ] в словах, чистоговорках."

С родителями, которые в силу своей занятости не могут принять участие в занятиях -практикумах организованных учителем - логопедом в образовательном учреждении, можно использовать метод взаимодействия ...

Автоматизация звука "Л" в словах, чистоговорках, предложениях, стихах.

Данный материал предназначен для учителей-логопедов детских садов и школ, а также для воспитателей компенсирующих групп....

Конспект подгруппового занятия на тему: Автоматизация звука «Ш» в словах, предложениях, чистоговорках.

Цели:1) коррекционно-образовательные ·        Уточнять и совершенствовать движения органов речи, закреплять правильное произношение звука [ш] в словах, предло...

Конспект занятия "Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках".

Тема индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Р] в словах, словосочетаниях, чистоговорках".Цель: закреплять формирование артикуляционного уклада в отраженном произношени...

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Автоматизация звука [ш] в словах, предложениях, чистоговорках»

Конспект  индивидуального занятия. Тема:  «Автоматизация звука [ш]  в словах, предложениях, чистоговорках»...