Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Посуда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Федорова Наталья Георгиевна

Уточнение и расширение знаний о посуде, ее назначении, деталях и частях, материалах. Совершенствование грамматического строя речи, навыков слогового анализа. Развитие зрительного внимания и восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме «Посуда»

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материалах, из которых она сделана. Формировать понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Уточнить и активизировать словарь по теме.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, совершенствовать навыки слогового анализа слов. Употребление существительных в родительном падеже.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: игрушки: картинки посуды, кукольная посуда, мячик, стаканчики с трубочкой.

1. Введение в тему. Логопед загадывает загадки про посуду:

  • Сама не ем, а людей кормлю. — Ложка.
  • Из горячего колодца через нос водица льется. — Чайник.
  • Деревянная темница, а в ней хлебушек хранится. — Хлебница.
  • Суп, салат, пюре, котлеты подают всегда в …- Тарелке.
  • А на чай и простоквашу подставляй, дружочек … - Чашку
  • Круглая, как блин, а сверху ручка. — Сковородка.

Все отгадки выставляются на стол. «Как все это назвать одним словом?» (посуда)

2. Употребление существительных в родительном падеже.

Игра «Чего не стало?». Выставляются 5—6 предметов посуды. Детей просят закрыть глаза, логопед прячет один предмет. Дети догадываются и отвечают, какой. Не стало: кастрюли, чайника, сковородки, стакана, чашки, тарелки, ложки, вилки, блюдца...

3. Образование относительных прилагательных.

Детям напоминают произведение К.И. Чуковского «Федорино горе». «Прибежала посуда и к нам, да так вся перепуталась: тут и для чая, и для кухни, и для столовой. Давайте все вместе разберем ее». Логопед берет кастрюлю, сковороду, большой чайник, половник, терку, нож, дуршлаг. «Для чего эта посуда нам нужна? — Эта посуда нужна для приготовления пищи. — Где готовим пищу? — На кухне. Это кухонная посуда!» Логопед берет тарелки глубокие и мелкие, ложки, вилки, ножи, хлебницу. «Для чего нужна эта посуда? Да, она нужна для готовой пищи, в нее кладут готовую еду, а потом обедают. Это обеденная посуда или столовая!» Логопед берет чайное блюдце, чашку, чайную ложечку, заварной чайничек, сахарницу, конфетницу. «Для чего нужна эта посуда? Да, ее расставляют, когда пьют чай. Подумайте, как она называется? Чайная!»

4. Дидактическая игра «Звучащая посуда»

Логопед: - Давайте послушаем и отгадаем, посуда из какого материала будет звучать.

За ширмой извлекает различные звуки: звон стаканов, стук деревянных ложек, стук металлической ложки о ковшик, дребезжание фарфоровых чашек.

Логопед: - Как вы думаете, почему такой разный звук?

Дети: - Потому что посуда сделана из разных материалов.

Логопед: - Так из каких же материалов делают посуду?

Дети: - Из стекла, фарфора, хрусталя, дерева, глины, металла.

5. Игра «Какая бывает посуда?»

- Назовите предметы посуды, которые сделаны из дерева? Посуда сделана из дерева, значит, она какая? (Деревянная.) Аналогично: из пластмассы, фарфора, стекла, металла и т.д.

6. Превращаемся в чайники.

Сейчас все садимся за столы, берем стаканчики с водой и трубочкой. Потихонечку дуем в трубочку и у нас в стаканчиках появляются пузырьки. Вот так вода бурлит в чайнике, когда закипает.

7. Физкультминутка.

Упражнение «Чайник»

Я – чайник, ворчун, Дети стоят, изогнув одну руку, как

хлопотун, сумасброд, носик чайника, другую руку держат на поясе.

Я вам напоказ Животик надут.

выставляю живот.

Я чай кипячу, Топают обеими ногами.

клокочу и кричу:

– Эй, люди, я с вами Делают призывные движения

попить чай хочу. Правой рукой.

8. Игра «Один – много»

Чашка – чашки, стакан - …, блюдце - …, стакан - …, вилка - …, тарелка - …,

кастрюля – кастрюли и т.п.

9. Игра «Раздели на слоги» (с мячом)

– Я буду бросать мяч и называть посуду. Вы ловите мяч, произносите слово по слогам, говорите сколько слогов, и возвращаете мне мяч.

Чашка ножик

тарелка вилка

блюдце чайник

ложка посуда

10. Развитие мышления и воображения. Игра «Наоборот».

Новая кастрюля — старая кастрюля
Полная сахарница — пустая сахарница
Чистая ложка — грязная ложка
Горячая сковорода — холодная сковорода
Прочная салатница — хрупкая салатница
Мелкая тарелка — глубокая тарелка
Высокая ваза — низкая ваза
Светлый чайник — темный чайник
Мокрая чашка — сухая чашка

11. Закрепление материала.

На доске три сюжетные картинки: «Девочка пьет чай», «Повар на кухне», «Семья обедает». У детей предметные картинки «посуда», дети подставляют свои картинки к сюжетным. Например: «Чашка — это чайная посуда. Кастрюля — это кухонная посуда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в старшей логопедической группе по теме "Посуда"

Целью занятия являются:      -Развивать фонематический слух.      - Учить четко, произносить слова, обозначающие предметы посуды.      ...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме: "Наша Армия"

В данном конспекте раскрывается тема защитника Отечества, закреплябтся такие понятия, как Армия, Отечество и Родина....

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Яшелчәләр"

Коспект занятия  в старшей татарской группе...

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Животные Севера»

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему «Животные Севера»...

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Осень"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия направлен на активизацию словаря по теме «Осень» у дошкольников с нарушением речи....

Конспект занятия в старшей логопедической группе по теме "Посуда"

Цели:- активизация и расширение словаря по теме Посуда- учить и образовывать и использовать в речи относительные прилагательные- употребление существительных в родительном падеже- дифференциация ...