Логопедическая игра в форме викторины «РЕЧЕВАЯ МОЗАИКА»
методическая разработка по логопедии

Суханова Татьяна Викторовна

обобщить и систематизировать знания, умения и навыки у детей, полученных ими на речевых занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Логопедическая игра в форме викторины «РЕЧЕВАЯ МОЗАИКА»

Пояснительная записка.

Викторина «Речевая мозаика» разработана с целью создания условий для актуализации знаний и закрепления изученного материала в области речевого развития. Мероприятие представлено в игровой форме и рекомендовано для воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующего вида с ТНР. Соревновательный характер викторины создаётся путём разделения детей на команды, что помогает заинтересовать их и сделать более активными. Гость викторины Знайка оценивает ответы и раздает жетоны за каждый правильный ответ. По итогам мероприятия определяется победитель – команда, набравшая наибольшее количество жетонов, но поощряются все участники игры. Данное мероприятие, проводимое на завершающем этапе реализации адаптированной образовательной программы для воспитанников с ОНР, может стать показателем результативности образования детей в области речевого развития или своеобразным итогом двухгодового обучения. Подобные формы занятий не только повышают интерес и эмоциональный настрой дошкольников, но и стимулируют их познавательную активность.

Цель: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки у детей, полученных ими на речевых занятиях.


Задачи.

  • Образовательные:
  • актуализировать словарь по лексическим темам:  «Дни недели и месяцы»; «Времена года»; «Домашние животные»; «Овощи».
  • закрепить у детей навык самоконтроля за собственной речью;
  • обобщить и закрепить знания о буквах и звуках;
  • закреплять и совершенствовать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
  • закреплять графические образы печатных букв, навык составления слов из букв и их прочтения.
  • Коррекционно-развивающие:
  • развивать речевую коммуникацию,слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, мышление;
  • способствовать автоматизации поставленных звуков и развитию связной речи;
  • совершенствовать умение подбирать слова с противоположным значением (антонимы);
  • развивать оптико-пространственное представление, зрительный анализ и синтез;
  • развивать личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности;
  • развивать универсальные предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  • развивать общую и мелкую моторики.

  • Воспитательные:
  • воспитывать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений;
  • воспитывать умение взаимодействовать и содействовать друг другу в командных играх;
  • создать у детей эмоционально-позитивный настрой.

Материал и оборудование. Ноутбук, мультимедийная доска, проектор, презентация, мольберт – 2шт,  коробочка с жетонами, сундучок с картинками (для подбора антонимов), буквы – пазлы, школьный рюкзак - 2шт, школьные принадлежности, игрушки, карточки-схемы с буквенными шифрами, разрезные буквы, карточки со словами для подбора к звуковой модели, медали, призы, костюм Знайки. Музыкальные средства: музыка для приветствия команд, музыка для выхода Знайки.

Ход мероприятия:

(Слайд №1.)

(Дети входят в зал под музыку и рассаживаются за столы)

Логопед: Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех вас на нашей викторине – «Речевая мозаика»! В нашей викторине примут участие две команды. Поприветствуем их! Давайте познакомимся с нашими игроками, справа от меня команда «Звуки». Слева от меня команда «Буквы». Команды готовы? Тогда мы начинаем!

(В зал под музыку выбегает запыхавшийся Знайка).

Знайка: Погодите, подождите меняяяя! Здравствуйте!

Логопед: Здравствуй, Знайка! Мы очень рады видеть тебя!

Знайка: Я узнала, что очень скоро вы станете первоклассниками, поэтому пришёл к вам не просто так, я хочу проверить, чему вы научились, и какие знания получили за эти два года. Я прихватил с собой волшебную коробочку с жетонами. За каждый правильный ответ и выполненное задание я вас буду поощрять жетончиками.

Логопед: Знаечка, спасибо тебе, будешь мне помощником!

Знайка:

Внимание, внимание! Друзья!

Вот первый раунд объявляю я.

Вы на вопросы смело отвечайте

И баллы для команды получайте!

(Слайд № 2.)

  • Первый раунд – это «Разминка».

Логопед: Для разминки предлагаю провести блиц опрос. Я буду задавать вопросы по очередикаждому участнику из команд, на который вы должны дать быстрый ответ. Отвечает только тот игрок, кому задаётся вопрос. Знайка будет внимательно следить за вашими верными ответами, и раздавать жетончики.

Вопросы:

1. Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

2. Как называется детеныш лошади? (жеребёнок)

3. Июнь – месяц, какого времени года?  (лета)

4. Звуки мы произносим и слышим, а буквы …?  (видим и пишем)

5. Как определить, сколько слогов в слове? (сколько гласных звуков, столько и слогов).

6. Сколько месяцев в одном времени года? (три)

7. Какой время года находится между летом и зимой? (осень)

8. Как называется третий день недели? (среда)

9. Из чего состоит любое сказанное слово? (из звуков)

10. Сок из помидоров, какой? (томатный)

11. Какую преграду преодолевают согласные звуки при произнесении? (губы, зубы, язык)

12. Сколько дней в неделе? (семь)

13.Как называется время суток между утром и вечером? (день)

14. Кто мама у ягненка? (овца)


(Слайд № 3.)

  • Второй раунд – «Наоборот».

Логопед: Перед вами сундучок, в котором лежат картинки. По очереди участники команд должны выбрать картинку, называть и подобрать слово с противоположным значением, т.е. слово «наоборот». За каждый правильно подобранный ответ начисляется один балл.

Знайка:

Скажу я слово — «далеко»,

А ты ответишь — «близко».

Тебе скажу я — «высоко»,

А ты ответишь — «низко».

1. Грязный – (чистый)

2. Длинный – (короткий)

3. Высокий – (низкий)

4. Узкий – (широкий)

5. Тяжёлый – (лёгкий)

6. Твёрдый – (мягкий)

7. Холодно – (горячо)

8. Близко – (далеко)

9. Строить – (ломать)

10. Быстро – (медленно)

11. Весёлый – (грустный)

12. Спускаться – (подниматься)

13. Входить – (выходить)

14. Счастье – (горе)

(Слайд № 4.)

  • Третий раунд – «Звук называй-букву собирай».

Знайка:

Что случилось, что случилось,
Не могу никак понять.
Наши буквы поломались
Невозможно прочитать.

Логопед: Ребята, перед вами кусочки пазлов, на которых изображены предметы. Вам необходимо выбрать только те детали с изображением предметов, название которых начинаются с одного и того же звука, а затем собрать из них букву, обозначающую этот звук.

Знайка: Ну что, все справились с этим заданием? Давайте проверим.


(Слайд № 5.)

(Проведение игры - «Собери портфель» под музыкальное сопровождение).

(Слайд № 6.)

Знайка: Дорогие друзья, давайте устроим небольшую переменку. Я предлагаю вам поучаствовать в игре - «Собери портфель». На столе лежат два портфеля. По моему сигналу,  каждый игрок в команде по очереди бежит к столу с портфелем и кладет в него один из предметов, который, поего мнению, необходим для учёбы в школе, затем возвращается обратно. Посмотрим, чья команда быстро и правильно соберет портфель.

(Слайд № 7.)

  • Четвертый раунд – «Зашифрованные слова».

Знайка:

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

Но когда с умом толково

Их поставишь  в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят…

Логопед: Друзья, рассмотрите секретные шифры, которые находятся у вас на столах в конвертах. С помощью цифр, указывающих порядок букв, поменяйте их местами и правильносоставьтеслова.

Ч

И

У

Н

К

Е

2

5

 1

4

6

3

Н

И

 З

Н

Я

А

2

5

 1

4

6

3

УЧЕНИК

ЗНАНИЯ

Знайка: Ребята, давайте прочитаем, какие слова у вас получились?

Логопед:

- Первое слово – УЧЕНИК (Слайд № 8.)

- Второе слово – ЗНАНИЯ (Слайд № 9).

- Всё верно! Вы замечательно справились с таким сложным заданием!


(Слайд № 10.)

  • Пятый раунд – «Звуковые схемы».

Знайка:

Много звуков есть на свете:
Шелест листьев, плеск волны,
А бывают звуки речи
Мы их точно знать должны!
Вот уж звуки встали в ряд
Начинается парад!

Последнее и самое трудное задание, подготовил для вас я. Из ряда предложенных слов, которые записаны на карточках, вам необходимо найти только то, которое соответствует звуковой схеме. Модель звуковой схемы представлена на экране.

(Слайд №11.)

- ШКОЛА,    - УРОК,

- ЗАДАЧА,   - БУКВАРЬ

Логопед: Давай Знайка посмотрим, верно, ли ребята подобрали слова?

- К схеме подходит слово БУКВАРЬ (Слайд №12.)

- Верно?

Знайка: Молодцы ребята, непростые вам предлагались задания, но все справились! Вы показали, как много всего знаете и готовы идти в школу.

Логопед: Вот и подошла к концу наша викторина. Сейчас мы со Знайкой подведём итоги и объявим результаты.

(Слайд №13.)

(Объявляются результаты. Дети награждаются медалями и сладкими призами).

Знайка:- Ну а мне пора прощаться с вами, дорогие друзья, ноя обязательно буду наблюдать за вашими новыми успехами. До свидания! До новых встреч!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как форма развития речевого общения.

. Игра – есть особая форма общения, сотрудничества, содружества, которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень – уровень мыслящей, творческой личности...

Логопедические игры дома – форма взаимодействия с родителями.

В сатье раскрываются особенности методического сопровождения педагогом семейных игр дома...

Логопедическая игра - викторина в подготовительной к школе группе " Словесная мозаика".

Игра - викторина является логопедическим развлечением в подготовительной к школе речевой группе. Проводится в каникулярную неделю после Нового года. Группа детей делится на две подгруппы: придумываетс...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА "ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА"

Презентация-игра «Звуковая мозаика», направлена на определение места заданных звуков в словах (в начале, в середине, в конце слова).АВТОРСКАЯ ИГРА...

Викторина "Речевая мозаика"

Умение детей работать в коллективе, развивать способность анализировать, делать выводы...

Логопедические игры в преодолении нарушения речевого голоса у дошколь-ников

Логопедические игры в преодолении нарушения речевого голоса у дошкольников...

ПРОГРАММА логопедического кружка «Речевая мозаика» с использованием ИКТ

ПРОГРАММАлогопедического кружка«Речевая мозаика» с использованием ИКТ в младшей группе....