ОБЗОР ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии

В данной статье описываются авторские технологии по развитию фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii_fonem_vospr_obzor.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЗОР ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ШАЛЫГИНА Т.Г., УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ГБДОУ №16 КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА СПБ

Фонематическое восприятие представляет собой важное звено в развитии речевой системы. Его своевременное формирование в дошкольном возрасте – есть необходимое условие для овладения ребёнком как устной, так и письменной речью. Умение слышать каждый отдельный звук в слове и отделять его от рядом стоящего, является ключевой предпосылкой для успешного овладения грамотой. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.

Изучением фонематических процессов занимались такие учёные, как Н.Х. Швачкин, Р.Е. Левина, Д.Б. Эльконин, В.И. Бельтюков, В.К. Орфинская, А.И. Гвоздев и другие.

 Собственные технологии по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста  были разработаны Т.А. Ткаченко, Микляевой Н.В., Дьяковой Н.И., и др. авторами.

Так, Т.А. Ткаченко выработана система упражнений для начального, пускового, а следовательно, самого важного этапа логопедической работы. На этом этапе формирования фонематического восприятия автор выделяет пять ступеней, для каждой из которых  даны соответствующие упражнения:

1. Узнавание неречевых звуков.  

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.  

3. Различение слов, близких по звуковому составу.

4. Дифференциация слогов.

5. Дифференциация фонем.

Таким образом, система упражнений может быть адресована ребенку с любым уровнем речевого развития: от лепетной речи и практически нулевого порога фонематического восприятия до речи с элементами фонетико-фонематического недоразвития.

 В методическом пособии Дьяковой Н.И. «Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников»   дан сравнительный анализ данных о состоянии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и с ОНР. Предложены диагностические пробы для исследования фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза. Представлены методические разработки преодоления недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР в виде конспектов занятий. В основе приведенных логопедических занятий лежат комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты.

Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы.

Интересна методика Микляевой Н.В. «Моделирование как средство развития фонематического восприятия у детей»тем, что предполагает формирование комплексных языковых и интеллектуальных ориентировок в процессе создания объемного образа слова, моделирование интегральных и дифференциальных признаков фонем, что дает возможность повысить эффективность работы по развитию фонематического восприятия.

   Автор указывает, что на первой стадии ориентировка на дифференциальные признаки фонем формируется в процессе ознакомления со свойствами пяти пар специально изготовленных кубиков. На второй стадии работы выполняют ориентировку на дифференциальные признаки фонем. На третий стадии работы выделяются общие признаки звуков и детей учат узнаванию артикуляционного облика гласных с показом жестом. На четвертой стадии работы разъясняются дифференциальные и интегральные признаки фонем, т.е. их смыслоразличие. На пятой стадии работы упор делается на развитие фонематического и слогового синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Роль фонематического восприятия в развития речи у детей дошкольного возраста с ОНР

В данном материале дается понятие, значение и этапы работы по развитию фонематического восприятия у детей  с ОНР....

Развитие фонематических функций детей дошкольного возраста с применением ИКТ технологий.

Наиболее эффективным в корректировке фонематических функций является применение интерактивных технологий (ИКТ) и в частности Mimio-игр. Образование с применением Mimio становится более качественным, и...

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста с ОНР.

Методическая разработка содержит ряд игр, направленных на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи....

Консультация для педагогов "Приемы развития фонематических процессов детей дошкольного возраста в условиях групп общеразвивающей направленности"

Практикоориентированная консультация для педагогов, работающих в области речевого развития детей дошкольного возраста....