«Дыхательная гимнастика как одна из методик сохранения и стимулирования здоровья детей»
статья по логопедии

Лазарева Ирина Николаевна

Консультация для педагогов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika_.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Дыхательная гимнастика как одна из методик сохранения и стимулирования здоровья детей»

«Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют,

                                               потому что болеют, а болеют, потому

                                          что не умеют правильно дышать.

                                                      Научите их этому – и болезнь отступит»

А.Н. Стрельникова

 Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного образования.

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей

 Выделяются  три группы здоровьесберегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия, коммуникативные игры, беседы из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Очень важно, чтобы каждая из вышеперечисленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

Для достижения этой задачи в своей работе использую Технологию сохранения и стимулирования здоровья детей, которая включает в себя методику дыхательной гимнастики, применяя ее в образовательной деятельности с другими образовательными областями.

Почему именно эта методика была выбрана мной?  Согласно статистическим данным, уровень распространенности заболеваний органов дыхания у дошкольников очень высок. Дыхательная система детейнесовершенна. Жизненная емкость легких мала, а потребность в кислороде велика. Слизистая дыхательных путей очень нежная, легко воспаляющаяся. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

Все люди дышат, но мало кто знает, как нужно дышать правильно. А между тем – это очень важный навык, потому что благодаря сознательной работе с дыханием можно изменить свое настроение, здоровье и состояние ума. В кислороде нуждаются все клеточки нашего тела, поэтому с помощью дыхательной гимнастики можно улучшить функционирование практически каждого нашего органа. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет  ребенка, даже когда он здоров.

Дыхательная гимнастика очень полезна для организма: она улучшает обмен кислородом по всему телу, стимулирует работу желудка и кишечника, сердечной мышцы. При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа лёгких, головного мозга, нервной системы, сердечнососудистой системы ребёнка. Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой.

В своей работе с детьми успешно использую дыхательную гимнастику Стрельниковой А.Н

В настоящее время дыхательная гимнастика Стрельниковой получила особенное распространение в нашей стране. Она популярна не только как методика оздоровления, но и в качестве способа профилактики различных заболеваний. Нужно отметить, что высокая эффективность методики известна и за рубежом. Иностранные специалисты также сегодня включают в терапевтические комплексы упражнения на дыхание, разработанные Стрельниковой Александрой Николаевной.

На основе комплекса дыхательных гимнастик и упражнений Стрельниковой я так же использую упражнения с дидактическим материалом, движением рук, с использованием речи: звукоподражания и на отдельные звуки, широко использую игровую мотивацию. Для себя разработала план на учебный год. Вашему вниманию предлагаю рассматреть упражнения на один месяц. (план на месяц). Где используются дыхательная гимнастика Стельниковой и дополнительные дидактические и речевые упражнения.

  • Предлагаю выполнить вам упражнение с движением «Ладошки»

Исходное положение: встать прямо, локти опущены, показать ладони. Делаем короткий, шумный вдох носом и одновременно сжимаем ладони в кулаки. Сразу после активного вдоха, выдох свободно уходит через нос или рот, ладони разжимаем.

Со звукоподражанием. Упражнение «Трубач» Сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх ко рту. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф».Повторить 4-5 раз.

  • С дидактическим материалом (слайд с картинками)

Самое главное учитывать методические рекомендации к проведению методики.

Научив ребенка-дошкольника управлять своим дыханием, мы дадим ему возможность воздействовать на свои эмоции. Активные дыхательные движения действуют отвлекающе и способствуют снижению эмоциональной нагрузки.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.

Непременное условие успешной работы по здоровьесбережению и здоровьеобогащению дошкольников - активное взаимодействие педагогов с родителями воспитанников. Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Так же разрабатывается план работы с семьей, где планирую разные формы работы: советы, рекомендации, семинары-практикумы...

Для того чтобы работа в таком направлении, как здоровьесберегающие технологии в детском саду, принесла реальную пользу для наших детей, необходимо создавать для них оптимальные условия, включать в повседневную жизнь ребенка систему технологий здоровьесбережения, учитывая его индивидуальные особенности. Пусть это будет в игровой форме, чтобы у ребенка с детства формировались полезные привычки и позитивное отношение к охране своего здоровья.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов на тему:"Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей"

Презентация с описанием значения дыхательной гимнастики, задачами, примерами упражнений для 2-й мл. гр....

Дыхательная гимнастика как один из видов технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

Для чего нужна дыхательная гимнастика? Этот вопрос часто возникает у нас, когда мы слышим данный термин. С помощью дыхательной гимнастики ваш ребенок не только оздоровиться, будет прибывать в хорошем ...

Консультация для педагогов "Дыхательная гимнастика как один из видов сохранения и стимулирования здоровья детей"

Сохранение и укрепление здоровья ребенка — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного образования. Для достижения этой зада...

Презентация "Дыхательная гимнастика как один из видов сохранения и стимулирование здоровья детей"

Презентация "Дыхательная гимнастика как один из видов сохранения и стимулирование здоровья детей"...

«Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»

Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста            В работе...