«Использование пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» для подготовки к обучению грамоте и формированию первоначальных навыков чтения в группе компенсирующей направленности с детьми 5 – 7 лет с ОНР»
консультация по логопедии

Андреева Марина Витальевна

"Теремки Ларчик" - это игровая система. Она разработана на основе традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного Д.Б, Элькониным. Согласно этой методике, обучение проводится поэтапно: 1 этап: знакомство с буквами, 2  этап: чтение слогов и слов, 3 этап: постепенное объединение слов в целые фразы и тексты. В данной системе работы процесс обучения чтения превращается в интересную игру и полностью построен на использовании игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_teremki_andreeva.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик»

для подготовки к обучению грамоте и

формированию первоначальных навыков чтения

в группе компенсирующей направленности с детьми 5 – 7 лет с ОНР»

Актуальность

В настоящее время остро стоит проблема увеличения числа детей с нарушениями речи. В связи с этих специалисты дошкольных образовательных организаций в поисках новых инновационных вспомогательных форм и средств, способствующих развитию речи дошкольников. Наряду с общепринятыми методами и приемами применяют оригинальные, творческие методики, современные образовательные технологии. В современных условиях развития образования в соответствии с введением ФГОС ДО в педагогической деятельности педагоги используют нетрадиционные развивающие технологии. Важное место среди них отводится игровой технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Это технология, направленная на построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.

Одной из трёх больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры, является комплект "Чтение через игру". К нему относятся: «Складушки», «Читайка на шариках – 1, 2», игры-эрудиты: «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», «Конструктор букв», «Геоконт», «Теремки Воскобовича». В этих играх ребёнок решает логические задачи с буквами, составляет слоги, слова, занимается словотворчеством. Игры способствуют развитию речи и интеллекта, в процессе игр происходит знакомство с орфографией, расширяется словарный запас, происходит развитие фонематического слуха, совершенствуется звукопроизношение, ребёнок учится делать звуковой анализ, знакомится со словообразованием.

На первом этапе важное значение при организации игровой познавательной деятельности, отводится педагогу. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возраста, возможностей и интересов дошкольника. На следующем этапе дошкольники знакомятся с основными игровыми приемами, осваивают навыки конструирования, часто выполняют задания, требующие от дошкольника интеллектуального напряжения, концепции внимания и волевых усилий. На последнем этапе большую роль отводим развитию самостоятельности и творчества. Дети без подсказок взрослых придумывают разнообразные игровые упражнении и задания, изобретают новые решения задач

В нашем дошкольном учреждении есть группы компенсирующей направленности для детей с ОНР. Воспитатели этих групп могут использовать игры Воскобовича не только в процессе образовательной деятельности, но и во время вечерних занятий по заданию учителя-логопеда. В общеразвивающих группах они используются в кружковой работе (например, кружок по подготовке к обучению грамоте «Грамотей-ка»).

Рассмотрим более детально одно из наиболее популярных игровых пособий «Теремки Воскобовича. Ларчик».

Новизна: игровая система работы пособия разработана на основе традиционной методики, основанной на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенного Д,Б, Элькониным. Согласно этой методике, обучение проводится поэтапно: сначала знакомство с буквами, затем чтение слогов и слов, постепенное объединение слов в целые фразы и тексты. В данной системе работы процесс обучения чтения превращается в интересную игру и полностью построен на использовании игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик».

Цель: подготовка к обучению грамоте и формирование первоначальных навыков чтения у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить детей со звуками и буквами

- учить дифференцировать гласные – согласные, мягкие – твердые, звонкие – глухие согласные звуки

- формировать умение определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова)

- формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов

- формировать умение определять ударный слог, ударную гласную

- формировать умение делить слова на слоги

- формировать умение читать слоги, слова, предложения

- формировать представления о структуре предложения, учить анализировать его

- развивать коммуникативные навыки

- развивать мелкую моторику

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление

Система работы

Пособие «Теремки Ларчик» («Царство Попугавия») как, впрочем, и многие другие пособия В.В. Воскобовича адаптированы для коррекционной работы с детьми с ОНР и входит в состав группы игр со звуками, буквами, слогами и словами.

Оно состоит из ковролинового игрового поля (1420*1000 мм), сказочных образов попугаев на картоне и 91 модульного элемента с креплением на липучках. Элементы дублируют состав ранее выпущенного «Набора букв и знаков Ларчик» (кавролин, многоцвет): буквы (красные, синие, зелёные), а так же комплект для звукового анализа – колокольчики, знаки отрицания, молоточки. «Теремки Ларчик» - это фронтальная версия популярной игры «Теремки Воскобовича» - набора кубиков для обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Обучение детей с ОНР чтению и подготовке руки к письму осуществляется в три этапа.

- Первый этап предполагает знакомство со звуками и буквами, дифференциацию звуков на согласные и гласные звуки и буквы, разделение согласных на твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Из практического опыта хочется отметить, что хорошую базу для проведения образовательного процесса пособие дает по речевому развитию детей не только старшего, но и среднего дошкольного возраста.

Для поддержания интереса и желания ребенка к работе использую в своей работе игры:

«День рождения буквы». В этой игровой ситуации есть возможность моделировать буквы с помощью авторского приема В. Воскобовича «Верёвочкины сказки». Предлагаем детям сконструировать букву по образцу на поле «Теремки. Ларчик» из разноцветных веревочек.

«Кто первый» («Кто последний») Сказочный герой называет слово или показывает картинку, ребенок определяет первый (последний) звук в слове и находит соответствующую букву.

«Собери команду» С помощью Круговерта веревочками на игровом поле «рисуем» два круга (красный, синий). Ребенок берет букву, ориентируясь на характеристику звука (гласный, согласный), ставит букву в соответствующий круг. Используем буквы фиолетового цвета.

Интересны ситуации с разноцветными квадратами.

«Посели букву». Ребенок по словесной инструкции находит «адрес» буквы, открывает «окошко» (разноцветный квадрат) и прикрепляет букву. Например, буква Л живет в лиловом теремке, на втором этаже.

- Второй этап предполагает освоение дошкольниками слияние букв и знакомство со слогами. Дети знакомятся с согласными и гласными буквами, учатся складывать буквы в слоги, а слоги в слова. Ребенок, играя с ними, узнает значение незнакомых слов, постигает в процессе игры алгоритм словообразования, придумывает новые слова, знакомится с орфографическими исключениями родного языка. Дети любят слушать сказки о приключениях букв. Такая форма через сказку позволяет вести необычные сказочные ситуации:

«Песенки гласных» Буквы гласных звуков любят «ходить» друг другу в гости. Ребенок берет букву из «волшебного мешочка» и прикрепляет ее перед или после буквы, «живущей» в синем или зеленом теремке; поет слияние гласных.

«Слоговая снежинка» Используя разноцветные веревочки, в центре игрового поля рисуем снежинку. Помещаем любую согласную букву. На концах лучей – буквы гласных звуков. Ребенок проводит пальцем по выбранному лучику и читает прямые и обратные слоги.

«Зашифрованная дорожка» Сказочный герой отправляется в гости к своему другу по зашифрованной дорожке. На игровом поле расставлены буквы. Ребенок читает слог на карточке, соединяет стрелочками соответствующие буквы и помогает герою пройти по зашифрованной дорожке. Карточка: НИ – ИТ – ТЯ – ЯК – КЮ. Усложнение: ребенок не просто проходит, но и запоминает маршрут, называя без карточки и подсказки слоговую дорожку. Ребенок может пройти дорожку в обратном направлении, прочитав полученные слоги (ЮК – КЯ – ЯТ – ТИ – ИН).

Так же «Теремки Ларчик», мы используем для автоматизации поставленных звуков, включая чистоговорки (например, Са-са-са – ко мне летит оса, ребенок самостоятельно строит слоги из букв имеющихся в наборе, переставляет буквы, получая при этом другой слог, проговаривая чистоговорки) и для дифференциации звуков в словах, например: коза – коса и т.п.

- На третьем этапе дошкольники осваивают слоговое чтение и чтение простых слов. С целью обучения конструирования слов и простых предложений, нам снова помогает пособие «Теремки Ларчик». Так, например, по теме «Одежда», детям предлагается поиграть в продавцов и покупателей торгового центра «Шик, блеск», договаривая слова: ру…(башка), са…(рафан) и т.д.. А для формирования навыков употребления существительных во множественном числе по теме: «Дикие животные», дети играя в игру: «Один – все - много» - оперируя буквами вместо слова «лиса» – образуют слова «лисы», «много лис» и т.п.

На данном этапе некоторые игры наиболее часто использую в своей работе, так, как у детей они пользуются успехом:

«Начало, середина, конец» Черепашки играют с детьми. Прикрепляем к игровому полю, соединяя между собой (горизонтально) три черепашки одного размера. Это схема слова. Первая черепашка – это начало слова, вторая – середина, третья – конец. Черепашка показывает картинку и называет звук, а ребенок определяет позицию звука в слове и прикрепляет кружок определенного цвета (синий, красный, зеленый) над соответствующей черепашкой.

«Буква потерялась» На игровом поле составляем слова из трех букв (ДОМ, СУП, КИТ). На месте буквы, обозначающей г8ласный звук, прикрепляем кружок. Ребенок определяет, какой гласный звук отсутствует в слове, прикрепляет соответствующую букву, читает слово.

«Бинокль» Попугай Эник не мог отличить одну букву от другой на поле царства «Попугавия» (сказочный герой составляет на игровом поле слово. Слева и справа от него прикрепляет разные буквы). Его друг, попугай Бэник решил помочь другу и подарил ему бинокль. Эник посмотрел в бинокль и сразу прочитал слово. А вы, ребята, сможете найти спрятанное слово? Ребенок берет воображаемый бинокль, находит «спрятанное» слово, под каждой буквой найденного слова прикрепляет кружок и читает его. Например, ПРВАДОМКЧ (ДОМ).

Каждый этап освоения навыков чтения сопровождается игровыми ситуациями. Так, например, при обучении детей составлению схем выбирается ряд картинок с написанными на них названиями предметов. На ковре выкладывается звуковая схема названия предмета. Детям предлагается помочь сказочным героям найти правильную схему и картинку, соединив их веревочкой. Задание может показаться скучным, но наши герои-попугаи все время забавляют детей смешными фразами. Такой подход очень нравится воспитанникам, он с удовольствием беседуют с попугаями, отвечая на их шутки шутками.

Так в игровой форме, незатейливо дети знакомятся с начальными навыками чтения.

Когда дети уже овладели навыками чтения отдельных слов и коротких предложений, использую пособие и для развития речевых навыков: грамматического строя речи (согласование различных частей речи, словообразование, подбор родственных слов…), связной речи.

Заключение

Современный темп жизни требует от нас, двигаться в ногу со временем, поэтому в коррекционной работе с детьми с ОНР, я использую пособие «Теремки Ларчик» В.В. Воскобовича, которое является прекрасным психологическим мотиватором к выполнению игровых и учебных действий. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, работать в парах, подгруппами. Благодаря этой игре дети гораздо эффективнее овладевают образной речью, и учатся читать.

На всех этапах освоения детьми задач по грамоте пособие «Теремки Ларчик» является незаменимым! Мы используем его как самостоятельно, так и часто комбинируем с другими играми и пособиями Вячеслава Вадимовича. Ведь все игры у него универсальны. Например, обучение звукам и буквам происходит не только с помощью сказочных героев из страны «Попугавия», но и персонажами «Коврографа Ларчик» и «Фиолетового леса».

Каждая игра технологии имеет свою сказку, но дети очень любят сочинять авторские сказки к играм. Пособие «Теремки Ларчик» побуждает к созданию сказок о появлении букв, о дружбе гласных и согласных, о новоселье букв в звуковых домиках и мн.др. Сочинение собственных небольших сказок способствует развитию речевых навыков и логического мышления.

Нашу группу посещают дети 5 – 7 лет, пять детей из десяти читают предложения, короткие рассказы и сказки; пересказывают их, понимают смысл прочитанного. Пять детей умеют читать короткие слова, состоящие из трех, четырех, пяти звуков, определяют мягкость и твердость звуков. Все дети определяют гласный звук или согласный, глухой или звонкий, место звука в слове.

Таким образом инновационная технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича является эффективной и действенной для формирования у детей дошкольного возраста красивой и правильной речи.

Список литературы

1. Игровой комплекс «Теремки Воскобовича. Ларчик»: Воскобович Вячеслав Вадимович Методическое пособие: Дедовец С.Ф., Корчагина О.В.. Макогончук Л.В. Санкт-Петербург, 2019 г.

2. Воскобович В.В. Сказочные лабиринты игры – СПб., 2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по формированию правильного произношения и обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Тема: «Дифференциация звуков «К–Г»

Тема:   «Дифференциация звуков «К – Г».Цели: коррекционно – образовательные: учить различать звуки « К » и « Г » в слогах, словах и фразах;  различать звонкие и глухие согласные; опреде...

Методическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей 5- 7 лет "Говоруша"

Методическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет "Говоруша"...

Методическое пособие по развитию речи и подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет "Говоруша"

laquo;Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в ра...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ "ТЕРЕМКОВ" ВОСКОБОВИЧА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Данный мастер-клас направлен на то, чтобы показать, как можно использовать "Теремки" Воскобовича в процессе подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста....

Консультация учителя-логопеда для родителей «Развивающие игры В. В. Воскобовича как средство подготовки к обучению грамоте»

Целью данной консультации является знакомство родителей с развивающими играми В.В. Воскобовича и методикой работы с играми в условиях семейного воспитания; показать варианты использования при подготов...

Консультация для воспитателей старших и подготовительных групп на тему: «Применение игрового пособия «Теремки Воскобовича. Ларчик» в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»

Предложенный материал может быть использован логопедами,педагогами при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте....