Картотека речевых игр Игры на формирование грамматического строя речи
картотека по логопедии

Рябинина Анастасия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека речевых игр

Игры на формирование грамматического строя речи

Игра "Кто кого обгонит?"

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже. Для этой игры понадобятся картинки с изображением животных, транспорта, людей или насекомых. Всё зависит от Вашей фантазии.

Показываем ребёнку две картинки и задаём вопрос: "Кто кого обгонит?"

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

Игра "Мама потерялась"

Цель: формирование умения правильно предложении в родительном падеже, обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".

В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.

Пример: Корова ищет (телёнка). Вот телёнок.

Лошадь ищет (жеребёнка).Свинья ищет (поросёнка).

Собака ищет (щенка).Кошка ищет (котёнка).

Коза ищет (козлёнка).Овца ищет (ягнёнка).

Лисица ищет (лисёнка).Зайчиха ищет (зайчонка).

Ежиха ищет (ежонка).Медведица ищет (медвежонка).

Белка ищет (бельчонка).

Игра "День рождения Мишутки"

Цель: развитие умения правильно согласовывать существительные в дательном падеже.

Для этой игры нам понадобятся картинки с изображением рыбы, моркови, грибов, зерна, травы, белки, лисы, зайца, ежа, курицы, коровы и медведя.

Мишутка пригласил к себе на день рождения друзей. Гости ещё не пришли, но для них уже готово угощение. Попробуем угадать, кого же Мишутка ждёт в гости.

Пример:

Орехи - белке. Мишутка ждёт белку.

Рыба … - Мишутка ждёт…

Морковь … - Мишутка ждёт…

Грибы … - Мишутка ждёт…

Зерно … - Мишутка ждёт…

Трава … - Мишутка ждёт…

Игра «Из чего сделано».

Взрослый, бросая мяч говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч,

отвечает: «Кожаные»

Игра «Чей хвост?»

Ребенку предлагается угадать, чьи хвосты изображены на картинке.

Например: «У зайца какой хвост? Заячий»

Игра «Дом – домик – домишко – домище»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых

изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных

цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели,

посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт.

каждого цвета)

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного

цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

Игра «Посчитай - ка»

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: Счет до 5 со словом лиса.

Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д

Игра на образование сложных слов.

Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.

Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.

У гусыни белая голова – она белоголовая.

У зайца длинные уши – он длинноухий.

У цапли длинные ноги – она длинноногая.

Игра «Мой—моя—мое—мои»

Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.

1 Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?»

(«чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с

существительным.

2 Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо

«моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.

Игра «Подумай и назови».

Цель: упражнение детей в образовании прилагательных от существительных

Образец ответа: Если на рубашке грязь, то рубашка грязная. При

затруднении задается вопрос «какая?» («какой?»).

Примерный речевой материал:

*Если на улице очень холодно, то день ...                    

 *Если на улице шум, то улица ...

*Если человеку сопутствует удача, то человек ...        

 *Если у человека талант, то человек

*Если весь день идет дождь, то день ...      

*Если корова приносит людям пользу, то корова

*Если у человека есть здоровье, то человек ...                        

 и называют полученные слова.

Игры для развития связной речи

Игра «Найди картинке место»

Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.

Ход игры: Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.

Игра «Хорошо - плохо»

Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.

Материал: мяч.

Ход игры: Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь. Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.

Взрослый: дождь.

Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: город.

Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).

Взрослый: зима.

Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво,

можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.

Игра «Где начало рассказа?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

Материал: серия сюжетных картинок.

Ход игры: Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.

Игра «Какая картинка не нужна?»

Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры: Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной

последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок

должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.

Игра «Составь два рассказа»

Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.

Ход игры: Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных

картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по

каждой серии.

Игра «Что изменилось?»

Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

Ход игры: На столе расположены предметы в определенной последовательности.

Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?

Усложнение:

– Описать предмет, которого не стало

– Рассказать о месте, где он стоял

– На какой звук начиналось название этого предмета

– В названии каких еще предметов есть этот звук?

Игра «Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры:

1 Почему птицы улетают на юг?

2 Почему наступает зима?

3 Почему ночью темно?

4 Почему зимой нельзя купаться в реке?

5 Почему летом жарко?

6 Почему медведь зимой спит?

7 Почему заяц зимой белый?

8 Почему дома нельзя играть с мячом?

9 Почему из трубы идет дым?

10 Почему в доме делают окна?

11 Почему листья на деревьях появляются весной?

Игра «Распространи предложение»

Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами- предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Ход игры: Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда?Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра «Если бы...»

Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.

Ход игры: Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»«Если бы я стал невидимым ...»«Если весна не наступит никогда ...»

Игра «Составь рассказ»

Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

Ход игры. Дети учатся составлять рассказы о профессиях.

Взрослый дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному

он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет

температуру, делает уколы.

Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы опрофессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста

В разработке представлены дидактические игры на развитие словообразования, морфологического и синтаксического строя речи....

Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...

Картотека речевых игр на развитие словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия, связной речи на тему "Весна-красна" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Картотека речевых игр на тему “Весна” Игры и упражнения на активизацию словаряИгровое упражнение «Какой, какая, какое?»Солнышко (какое?) – яркое, весеннее, лучистое,...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Картотека игр индивидуальной работы по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

ПОДБЕРИ ПРИЗНАКЦель: учить согласовывать прилагательные с существительными. Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.Куртка (кака...

Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр и упражнений на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений по формированию грамматического строя речи у дошкольников 6-7 лет с ОНР

Учим ребенка образовывать словосочетания из существи­тельных с числительными два и пять...