Конспект НОД «Путешествие в страну букв и звуков»
план-конспект занятия по логопедии

Рябинина Анастасия Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konkursa_logopedov.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект методической разработки

 «Путешествие в страну букв и звуков»  

(для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

                                                                         

                                                                      Автор:                    

                                                                      Рябинина Анастасия Александровна,

учитель-логопед

                                                    2023 год

Пояснительная записка

        Зачастую дети дошкольного возраста  испытывают трудности в овладении правильной речью. Хорошая, четкая речь – важное  условие полноценного  развития ребенка. Поэтому важно своевременно  формировать правильную речь, предупреждать её нарушения.

        Дети старшего дошкольного возраста, осознавая трудности звукопроизношения, начинают заменять  слова с труднопроизносимым звуком на слова, в которых этого звука нет. Чем раньше начинается работа по преодолению дефекта речи, тем более полным будет его исправление. Работа в данном направлении должна осуществляться комплексно и направленно, затрагивая все компоненты: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь, фонематическое  восприятие.

Форма проведения: Занятие-путешествие.

Целевая аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет).

Цель: практическое овладение нормами речи.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные: закреплять умение четко артикулировать согласные звуки [л], [ль], [р], [рь], [ж], [ш],  [ч], [щ], [с], [сь], [з], [ц]  соотносить согласные звуки с конкретными картинками, находить звук в начале слова, средине слов. 
  • Коррекционно-развивающие: развивать зрительное, слуховое восприятие. Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику.
  • Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии, умение слушать сверстников и педагога; воспитывать чувство сотрудничества, желание помочь.

Оборудование:  картинки с изображением согласных букв, музыкальное сопровождение (гудок паровозика), пазлы

Ход занятия

Дети заходят в зал.

- Ребята, давайте поприветствуем,  друг друга, а для этого встанем в круг.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень:

Всем «привет» и «добрый день»!

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

Ребята,  я вам сегодня предлагаю отправиться в  путешествие, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? (ответы детей), а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей).

Я предлагаю послушать загадку и назвать отгадку

Загадка:

Братцы в гости снарядились

Друг за другом уцепились

И помчались в путь далек

Лишь оставили дымок

(ответы детей) – поезд.

Занимаем свои места в вагонах, мы отправляемся (звучит звук паровозика).

Посмотрите куда же мы приехали? А приехали мы в «Страну букв и звуков», где-то здесь  в своем прекрасном замке живет королева Знаечка. Хотите попасть к ней в замок? Это вполне возможно. Только нужно выполнить несколько заданий, которые она приготовила. А за правильные ответы на каждой станции нас будут ждать подсказки. Ну, что ж, приступим!  (на полу лежат буквы). Ребята, а чем отличаются звуки от букв? (ответы детей).

Слова, которые мы произносим, состоят из звуков.

Звуки  мы слышим и произносим.

Слова, которые мы пишем, состоят из букв.
Буквы  мы видим, пишем, читаем.

1. Итак, наш поезд прибывает на станцию. Первая наша станция «ЛАЛАКИНА» [л]  [ль]. А вот и первое задание.

-Ребята, вам надо найти только те картинки, в названиях которых есть звук «л-ль» и произнести их правильно, иначе нам не будет подсказки, чтобы попасть в царство Королевы Знаечки. Дети ищут картинки с заданными звуками. Молодцы, вы справились, а нам пора дальше ехать. По вагонам!

2. А следующая наша станция  - «РЫЧАЛКИНА» [р]  [рь]. 

Ваша задача сложить пазл, но он не простой, здесь зашифрована, пословица. Вы должны догадаться, что это за пословица  (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда). Ребята из частей собирают пословицу.

3. Ну а мы отправляемся дальше, занимаем места в вагонах и наша следующая станция «ШИПЕЛКИНА» [ж], [ш], [ч], [щ]. На этой станции Королева Знаечка подготовила  ещё одно задание, а какое, вы узнаете, послушав меня внимательно. Итак, вам нужно одно слово превратить во много (игра «Один – много»). При этом необходимо четко проговаривать звуки в получившихся словах.

Машина (машин)          Шуба (шуб)      Жук (жуков)    Щетка (щеток)

Щука (щук)             Чашка (чашек)         шишка (шишек)

4. А теперь мы с вами приехали на станцию «ОТДЫХАЛКИНА».

Дети с педагогом встают в круг и выполняют движения согласно тексту. Сейчас на улице зима. Ребята скажите, а зимой можно строить снеговика? (ответы детей)  вот сейчас мы с вами этим и займемся.

Мы слепили снежный ком (лепит ком)

Ушки сделаем потом (показываем на уши)

И как раз вместо глаз (показываем на глаза)

Угольки нашлись у нас

Зайка вышел как живой

Он с хвостом и головой (показываем на хвост и голову)

За усы не тяни

Очень длинные они (руки в стороны)

Отдохнули? А нам пора ехать дальше

5. Следующая станция  - «СВИСТЕЛКИНА» [с], [сь].

На этой станции Королева Знаечка приготовила нам следующее задание, называется оно «Хлоп-топ». Необходимо определить место звука с-з-ц в словах на слух, если звук стоит в конце слова, например: ананас – вы должны хлопнуть, если звук стоит в начале, например, замок надо – топнуть.

Перед детьми на столе лежат картинки на заданные звуки, ребенок выбирает картинку, называет её и говорит где стоит звук в этом слове.

- Ребята, мы с вами почти у замка Королевы Знаечки, но вот беда, как же мы туда попадем? (ответы детей). А помните условие, что за каждое выполненное задание на станциях нам давали подсказки?  Пора посмотреть, что же это такое? Дети собирают пазл, и у них получается ключ для того, чтобы открыть дверь (ключ спрятан в зале). 

- Правильно, это ключ. Нам необходимо его найти, чтобы открыть заветную дверь. Внимательно слушайте инструкцию:

Прямо пойдешь – ключа не найдешь

Назад пойдешь – ничего не найдешь

Налево пойдешь – совсем не найдешь

Направо пойдешь – ключик найдешь.

Ребята ключом открывают дверь, навстречу  выходит Королева Знаечка.

- Молодцы, ребята, вы выполнили все мои задания, а какое задание вам показалось наиболее трудным (ответы детей).  Я пришла к вам с подарками за вашу хорошую работу.

-Пора ребята нам отправляться в детский сад, занимайте места в поезде. Поезд отправляется! Мы с вами приехали обратно в детский сад, выходим из вагонов.

Беседа с детьми по окончанию путешествия.

Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось наше путешествие?  Что запомнилось больше всего? Королеве Знаечке очень понравилось, как вы играли в звуковые игры и она будет ждать вас еще в гости в своем замке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой праздник "Путешествие в страну букв и звуков"

Речевой праздник – итог  коррекционной работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих   речевые  нарушения. Игровой сюжет стимулирует речевую активность де...

Презентация "Путешествие в страну букв и звуков"

Эта презентация предназначена для проведения занятий в старшей и подготовительной группе....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну букв и звуков»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»...

Презентация "Путешествие в страну букв и звуков"

Презентация "Путешествие в страну букв и звуков"...

Организованная образовательная деятельность "Путешествие в страну букв и звуков". Уровень ДОУ 2020г.

Цель:Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.Обучающие задачи:-Закреплять умение выделять звуки; устанавливать их место в слове;-Закреплять умение читать с...

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в страну букв и звуков Звуколандию" (Образовательная область-Речевое развитие)

Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в страну букв и звуков Звуколандию" (Образовательная область-Речевое развитие)...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения)  «Путешествие в страну букв...