Конспект НОД «Путешествие в страну букв и звуков»
план-конспект занятия по логопедии
Предварительный просмотр:
Конспект методической разработки
«Путешествие в страну букв и звуков»
(для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Автор:
Рябинина Анастасия Александровна,
учитель-логопед
2023 год
Пояснительная записка
Зачастую дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении правильной речью. Хорошая, четкая речь – важное условие полноценного развития ребенка. Поэтому важно своевременно формировать правильную речь, предупреждать её нарушения.
Дети старшего дошкольного возраста, осознавая трудности звукопроизношения, начинают заменять слова с труднопроизносимым звуком на слова, в которых этого звука нет. Чем раньше начинается работа по преодолению дефекта речи, тем более полным будет его исправление. Работа в данном направлении должна осуществляться комплексно и направленно, затрагивая все компоненты: звукопроизношение, лексика, грамматика, связная речь, фонематическое восприятие.
Форма проведения: Занятие-путешествие.
Целевая аудитория: старший дошкольный возраст (5-7 лет).
Цель: практическое овладение нормами речи.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: закреплять умение четко артикулировать согласные звуки [л], [ль], [р], [рь], [ж], [ш], [ч], [щ], [с], [сь], [з], [ц] соотносить согласные звуки с конкретными картинками, находить звук в начале слова, средине слов.
- Коррекционно-развивающие: развивать зрительное, слуховое восприятие. Развивать межполушарное взаимодействие, мелкую моторику.
- Коррекционно-воспитательные: формировать положительную установку на участие в занятии, умение слушать сверстников и педагога; воспитывать чувство сотрудничества, желание помочь.
Оборудование: картинки с изображением согласных букв, музыкальное сопровождение (гудок паровозика), пазлы
Ход занятия
Дети заходят в зал.
- Ребята, давайте поприветствуем, друг друга, а для этого встанем в круг.
Станем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «привет» и «добрый день»!
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
Ребята, я вам сегодня предлагаю отправиться в путешествие, скажите, пожалуйста, вы любите путешествовать? (ответы детей), а на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей).
Я предлагаю послушать загадку и назвать отгадку
Загадка:
Братцы в гости снарядились
Друг за другом уцепились
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок
(ответы детей) – поезд.
Занимаем свои места в вагонах, мы отправляемся (звучит звук паровозика).
Посмотрите куда же мы приехали? А приехали мы в «Страну букв и звуков», где-то здесь в своем прекрасном замке живет королева Знаечка. Хотите попасть к ней в замок? Это вполне возможно. Только нужно выполнить несколько заданий, которые она приготовила. А за правильные ответы на каждой станции нас будут ждать подсказки. Ну, что ж, приступим! (на полу лежат буквы). Ребята, а чем отличаются звуки от букв? (ответы детей).
Слова, которые мы произносим, состоят из звуков.
Звуки мы слышим и произносим.
Слова, которые мы пишем, состоят из букв.
Буквы мы видим, пишем, читаем.
1. Итак, наш поезд прибывает на станцию. Первая наша станция «ЛАЛАКИНА» [л] [ль]. А вот и первое задание.
-Ребята, вам надо найти только те картинки, в названиях которых есть звук «л-ль» и произнести их правильно, иначе нам не будет подсказки, чтобы попасть в царство Королевы Знаечки. Дети ищут картинки с заданными звуками. Молодцы, вы справились, а нам пора дальше ехать. По вагонам!
2. А следующая наша станция - «РЫЧАЛКИНА» [р] [рь].
Ваша задача сложить пазл, но он не простой, здесь зашифрована, пословица. Вы должны догадаться, что это за пословица (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда). Ребята из частей собирают пословицу.
3. Ну а мы отправляемся дальше, занимаем места в вагонах и наша следующая станция «ШИПЕЛКИНА» [ж], [ш], [ч], [щ]. На этой станции Королева Знаечка подготовила ещё одно задание, а какое, вы узнаете, послушав меня внимательно. Итак, вам нужно одно слово превратить во много (игра «Один – много»). При этом необходимо четко проговаривать звуки в получившихся словах.
Машина (машин) Шуба (шуб) Жук (жуков) Щетка (щеток)
Щука (щук) Чашка (чашек) шишка (шишек)
4. А теперь мы с вами приехали на станцию «ОТДЫХАЛКИНА».
Дети с педагогом встают в круг и выполняют движения согласно тексту. Сейчас на улице зима. Ребята скажите, а зимой можно строить снеговика? (ответы детей) вот сейчас мы с вами этим и займемся.
Мы слепили снежный ком (лепит ком)
Ушки сделаем потом (показываем на уши)
И как раз вместо глаз (показываем на глаза)
Угольки нашлись у нас
Зайка вышел как живой
Он с хвостом и головой (показываем на хвост и голову)
За усы не тяни
Очень длинные они (руки в стороны)
Отдохнули? А нам пора ехать дальше
5. Следующая станция - «СВИСТЕЛКИНА» [с], [сь].
На этой станции Королева Знаечка приготовила нам следующее задание, называется оно «Хлоп-топ». Необходимо определить место звука с-з-ц в словах на слух, если звук стоит в конце слова, например: ананас – вы должны хлопнуть, если звук стоит в начале, например, замок надо – топнуть.
Перед детьми на столе лежат картинки на заданные звуки, ребенок выбирает картинку, называет её и говорит где стоит звук в этом слове.
- Ребята, мы с вами почти у замка Королевы Знаечки, но вот беда, как же мы туда попадем? (ответы детей). А помните условие, что за каждое выполненное задание на станциях нам давали подсказки? Пора посмотреть, что же это такое? Дети собирают пазл, и у них получается ключ для того, чтобы открыть дверь (ключ спрятан в зале).
- Правильно, это ключ. Нам необходимо его найти, чтобы открыть заветную дверь. Внимательно слушайте инструкцию:
Прямо пойдешь – ключа не найдешь
Назад пойдешь – ничего не найдешь
Налево пойдешь – совсем не найдешь
Направо пойдешь – ключик найдешь.
Ребята ключом открывают дверь, навстречу выходит Королева Знаечка.
- Молодцы, ребята, вы выполнили все мои задания, а какое задание вам показалось наиболее трудным (ответы детей). Я пришла к вам с подарками за вашу хорошую работу.
-Пора ребята нам отправляться в детский сад, занимайте места в поезде. Поезд отправляется! Мы с вами приехали обратно в детский сад, выходим из вагонов.
Беседа с детьми по окончанию путешествия.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Королеве Знаечке очень понравилось, как вы играли в звуковые игры и она будет ждать вас еще в гости в своем замке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевой праздник "Путешествие в страну букв и звуков"
Речевой праздник – итог коррекционной работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения. Игровой сюжет стимулирует речевую активность де...
Презентация "Путешествие в страну букв и звуков"
Эта презентация предназначена для проведения занятий в старшей и подготовительной группе....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Путешествие в страну букв и звуков»
laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться!»...
Презентация "Путешествие в страну букв и звуков"
Презентация "Путешествие в страну букв и звуков"...
Организованная образовательная деятельность "Путешествие в страну букв и звуков". Уровень ДОУ 2020г.
Цель:Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.Обучающие задачи:-Закреплять умение выделять звуки; устанавливать их место в слове;-Закреплять умение читать с...
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в страну букв и звуков Звуколандию" (Образовательная область-Речевое развитие)
Конспект НОД в подготовительной группе "Путешествие в страну букв и звуков Звуколандию" (Образовательная область-Речевое развитие)...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну буквы О» (звук и буква О)
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшей группы с ТНР (первый период обучения) «Путешествие в страну букв...