«Автоматизация звука «С в словах». «В гости к нам пришла собачка Соня».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Агеева Ирина Станиславовна

Формирование правильного произношения звука «С».

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

   – закрепление правильного произношения звука «С» в слогах и словах;

   – ориентировка в пространстве по словесной инструкции взрослого;

   – обучение приемам словоизменения.

Коррекционно-развивающие:

   – развитие познавательных процессов – произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, и логического мышления;

   – развитие мелкой моторики; силы выдоха; слухового восприятия;

   – развитие самоконтроля за произношением звука «С».

Коррекционно-воспитательные:

   – Воспитание интереса к занятиям, умение контролировать себя;

   – воспитание учебных навыков; умение концентрироваться на заданиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты- Мансийского автономного округа

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ - ЯХ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия «Созвездие»  

Конспект индивидуального 

логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука «С в словах».

«В гости к нам пришла собачка Соня».

                                                  Подготовила и провела:

                                        учитель – логопед

                                                                       Агеева И.С.

Пыть - Ях

2024г.

Цель: Формирование правильного произношения звука «С».

Задачи:

 Коррекционно-образовательные:

   – закрепление правильного произношения звука «С» в слогах и словах;

   – ориентировка в пространстве по словесной инструкции взрослого;

   – обучение приемам словоизменения.

Коррекционно-развивающие:

   – развитие познавательных процессов – произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, и логического мышления;

   – развитие мелкой моторики; силы выдоха; слухового восприятия;

   – развитие самоконтроля за произношением звука «С».

Коррекционно-воспитательные:

   – Воспитание интереса к занятиям, умение контролировать себя;

   – воспитание учебных навыков; умение концентрироваться на заданиях.

Оборудование: игрушка собачки, лисы, ноутбук, предметные картинки на звук «С», условные обозначения для характеристики звука «С».

 Ход занятия

1.Организационный момент

Логопед: Посмотри, пожалуйста, кто пришел к нам сегодня на занятие.

Это Собачка.  Она хочет посмотреть, как ты будешь заниматься.

2.Артикуляционная гимнастика.

1.Упражнение “Улыбка”.

                             Тянуть губы прямо к ушкам.
                              Очень нравиться лягушкам.
                              Улыбаются, смеются,
                              А глаза у них, как блюдца
.

(Выполняется упражнение “Улыбочка” – 10 сек., губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)

  1. Упражнение “Трубочка”.

                              Мои губы – трубочка –
                              Превратились в дудочку.
                              Громко я дудеть могу:
                             Ду-ду, ду-ду-ду,
(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперед).

  1. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения 5 раз).

  1.  

                              Язык лопаткой положи.
                             И спокойно подержи.
                             Язык надо расслаблять,
                            И под счёт его держать:
                            Раз, два, три, четыре, пять!
                            Язык можно убирать.

– Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу: “Положи расслабленный язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал” (10 сек).

  1. Упражнение “Накажи непослушный язычок”

                           На губу язык клади,
                          Пя-пя-пя произнеси
                          Мышцы расслабляются
                          Лопатка получается,
                          Ты под счёт её держи,
                          До пяти, до десяти.

  1. Упражнение “Горка”.

                          Вот так горка, что за чудо!
                          Выгнулся язык упруго:
                          Кончик в зубы упирается,
                          Бока кверху устремляются
!

  1. Упражнение “Чищу зубы”

                          Чищу зубы, чищу зубы.
                          И снаружи и внутри.
                          Не болели, не темнели,
                          Не желтели, чтоб они.

Выполняем упражнение так, улыбнись, приоткрой рот, “почисть” кончиком языка нижние зубки, делая движения из стороны в сторону, “почисть” старательно ещё раз нижние зубы с внутренней стороны.

Логопед: Молодец! Ты правильно выполнил все упражнения, у тебя правильная воздушная струя – посередине язычка.

3.Знакомство с темой занятия.

 Логопед: Сегодня вместе с собачкой мы будем учиться произносить звук С в словах.

4.Самомассаж кистей рук. Упражнение: «Кулак-ладонь».

Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.

5.Характеристика звука «С».

Логопед: А как зовут собачку? Не знаешь? Я тоже не знаю. Давай спросим. – Как тебя зовут?

– Фоня.

– Что-то мы тебя не поняли, как тебя зовут.

– Шоня.

– А, я кажется, догадалась. Тетя зовут, Соня?

– Да, да (собачка машет головой). 

– Кира, как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наша собачка Соня?

– Ну, конечно звук «С».

– Мы с тобой ей поможем научиться  произносить звук «С»? (Да поможем) 

– Но сначала мы расскажем ей о звуке «С».

– Звук «С» гласный или согласный и почему? (Согласный)

– Звонкий или глухой? (Глухой, произносится без участия голоса).

– Твердый или мягкий? (Твердый)

– Молодец, ты умница!

Логопед: Ну что же, пришло время научить Соню правильно выговаривать звук «С»Расскажичто ты делаешь, чтобы звук звучал правильно? Какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке). Зубы сближены, язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка. Зубы сближены. Язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка.

Я думаю, что ты всех можешь научить правильно произносить звук «С».

6.Развитие фонематического слуха.

 Дидактическая игра «Ловишки».

– У Сони есть любимая игра, и она предлагает нам в неё поиграть.

– Послушай внимательно. Я буду называть разные звуки, а ты поймай звук «С», хлопнув в ладоши:

Ж, З, С, Ц, Ж, С, З, Ш, Ц, С, Ш, Ф, С…

– А сейчас подними правую  руку, когда услышишь слог со звуком “С”:

  ЖА,СУ, ТО, ЦО, ШИ, ЦА, ФА, ЖУ, СО, ЗА, ВЫ, СУ, ШО, ОЩ, УС, ЫС, ЯШ, УЦ, УС…

– Теперь, я буду называть разные слова, а ты будешь поднимать левую руку, только тогда, когда услышишь слово со звуком «С».

   Сад, муха, оса, салют, сок, кубик, сыр, диван, маска, стол, суп, ананас,  каска, майка, кофта, самолёт, волк, лиса, мишка.

7.Физкультминутка.

   Ручками похлопаем,
   
Ножками потопаем,
   
Головой качаем,
   
Плечи поднимаем.
    Руки мы сгибаем,
  
 Дружно приседаем,
  
 На носочки встанем – солнышко достанем.

 

8.Автоматизация звука «С» в слогах

Логопед: Устала Соня, пусть отдохнет, а мы ей песенку споем с ее любимым звуком.

           Са – Са – Са        Это хитрая лиса,

           Су – Су – Су        И живет она в  лесу, 

           Сы – Сы – Сы      Много дел у лисы,

           Со – Со – Со        Она крутит колесо

           

9.Автоматизация звука «С» в словах.

Логопед: Собачка Соня принесла конверт, давай посмотрим, что там. Здесь много картинок. Помоги Соне выбрать только те картинки, в названии которых есть звук «С» и назови их.

Картинный материал: ананас, абрикос, кошка, апельсин, лопатка, мяч, слива, персик, лошадка, собака, корова, кукла.

(Ребенок выполняет задание).

10.Упражнение для дыхания: «Насос».

(Ребенок ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох (с-с-с), постепенно вдох-выдох длительнее. Повторить 3-4 раза)

  1. Игра «Четвертый лишний».

Логопед: А сейчас помоги Соне найти лишнюю картинку (из четырех картин одна лишняя).  

12.Игра: «Доскажи словечко». 

Логопед: Послушай и догадайся, что тебе расскажет Соня…  

– Вчера меня в нос укусила … (оса).

– В лесу живет хитрая, рыжая… (лиса).

– У Светы красивые длинные … (волосы).

– У дедушки седые … (усы).

– У мамы новые красные … (бусы).

– В песочнице сухой … (песок).

– У машины четыре (колеса).

13.Игра: «Собери цветок».

Логопед: Посмотри, Соня принесла лепестки. Надо их собрать и правильно называть. Собери их, пожалуйста. (Логопедическая ромашка).

 14.Итог занятия.

Логопед: Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие? Давай еще раз покажем Соне, как правильно надо произносить звук «С» и вспомним его характеристику. Когда произносим Звук [С] какое положение занимают губы? (Они растянуты в улыбке). Зубы сближены. Язык упирается в нижние зубы, струя воздуха проходит посередине языка.

Логопед: Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо. Спасибо тебе за занятие. Думаю, что Соне тоже понравилась  у нас в гостях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука /з/ в словах и предложениях. Лексическая тема: « В гости к сказке».

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы ...

Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях "В гостях у Петрушки".

Презентация предназначена для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста, а именно - автоматизации сонорного звука Р в словах и предложениях.К презентации составлен конспект логопедическ...

Конспект НОД. Тема «В гости к снеговику» (автоматизация звука [с] в словах)

Конспект содержит материал, направленный на автоматизацию звука С...

Дидактическая игра на автоматизацию звука "С" в словах "Что снится Соне"

Данная игра поможет быстрее автоматизировать звук "С" в словах...

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях "В гости к Мишке"

Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях "В гости к Мишке"...

Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.

Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...