Конспект НОД. Тема «В гости к снеговику» (автоматизация звука [с] в словах)
план-конспект урока по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Свиридова Надежда Ивановна

Конспект содержит материал, направленный на автоматизацию звука С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_snegovik.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

Тема «В гости к снеговику» (автоматизация звука [с] в словах)

Цель: Автоматизировать произношение звука [с] в словах.

Задачи:

Уточнить артикуляционные и акустические признаки звука [с];

Упражнять в правильном произношении слов со звуком [с];

Активизировать словарь по теме «Посуда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы»;

Формировать умение образовывать относительные прилагательные, сложные слова, подбирать антонимы, делить слова на слоги;

Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, логическое мышление, зрительное восприятие;

Развивать артикуляционную моторику, общую моторику, координацию движений;

Воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля, мотивацию к совместной деятельности.

Оборудование: книга, елки , слоговой домик, игрушка снеговик, мяч, снежинки, конверты, красный сундучок, 4 ключа (синий, желтый, белый, красный),предметные картинки по теме «Посуда», «Дикие и домашние животные», «Птицы», картинки- антонимы; клей, салфетки, бумага А4,синий картон, детали снеговика для аппликации, медальки «снеговик»;фонограмма-минусовка песни-игры С. Слобожаниной «Лепим снеговика»

Ход НОД:

  1. Орг.момент.

-Ребята, сегодня дома я нашла очень старую книжку. А в ней были красивые стихи. Послушайте.

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Как вы думаете, какому времени года посвящено это стихотворение? (Зиме). Правильно, зиме. А написал его А.С.Пушкин. Давайте посмотрим в окно. Как красиво!

Я хочу пригласить вас в зимнюю сказку. А как мы туда попадем, вы узнаете, отгадав загадку:

Белые звездочки с неба упали,

Мне на ладошку легли и пропали.(снежинки)

- Мы сейчас с вами тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова: Вокруг себя повернись, в снежинку превратись…(звук ветра, метели)

Дети кружатся под красивую мелодию.

- Вот мы с вами и очутились в зимней сказке, в зимнем лесу.

Вокруг себя обернитесь - в детей превратитесь.

II. Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия.

А вон там я вижу волшебную полянку. Под елкой кто-то сидит. Отгадайте загадку и узнаете с кем сегодня поиграем и какой звук закрепляем.

Что за снежный человек, нос –морковка, тело-снег.

Вырос посреди двора, где гуляет детвора.

Нарядился в пуховик белоснежный (снеговик)

- Правильно, ребята, это снеговик. А какой первый звук в слове «снеговик»? (Звук[с]). Расскажите об этом звуке. Что происходит с языком, губами, зубами?(Губы улыбаются, зубы сомкнуты, язык широкий, лежит за нижними зубами. Голосок спит, ветерок холодный. Звук с-согласный, твердый, глухой.)

- В красивом зимнем лесу жил снеговик в своем снежном домике. Скажите, пожалуйста, какое настроение у снеговика? (грустное).А как вы думаете, почему он печальный? (он печальный, потому что после зимы наступит весна и он растает; Может быть, ему одному скучно; Может ему не с кем играть…)

- Снеговик грустит, потому что не сможет попасть на Новогоднюю елку. Дед Мороз пригласил гостей, и каждый должен был прислать свой портрет. Но у снеговика захлопнулся сундучок, а внутри- портрет. Поможем снеговику? Надо найти ключ, а для этого выполнить задания. Главное, что мы должны не забывать и стараться правильно произносить звук [с].

2. Выполнение артикуляционной гимнастики.

-Для начала подготовим наш язычок (артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой)

Текст сказки

Название артикуляционных упражнений, описание положений и движений рук.

Однажды в зимний день мальчик и девочка выглянули в окно

«Трубочка», «Окошко»

Согнуть пальцы в нижних фалангах, немного приблизить 4 сомкнутых пальца к большому пальцу.

Все кругом было укрыто белым снегом, дул ветер.

«Остудим блинчик».

Пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.

Дети посмотрели вверх на солнышко, потом вниз на снежок и решили слепить снеговика.

«Качели».

Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз.

Сначала он скатал один снежный  ком, потом другой, и еще один- самый большой ком.

«Сладкое варенье»

Повернуть кисть руки влево, затем выполнять круговые движения кистью руки по траектории влево-вверх –вправо -вниз.

У детей замерзли руки. Они поднесли их ко рту и стали согревать.

«Согреем ручки»

Ладони соединить в виде большого ковша, вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот со звуком х-х-х, как бы согревая руки. 

Дети достали из кармана две пуговицы и вставили снеговику один, затем второй глаз.

«Лошадка»

4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Вместе с щелчками языка смыкать и размыкать 4 пальца с большим. (2 щелчка)

Из морковки получился длинный нос.

«иголочка2

Сомкнуть в кулак пальцы, оставить выпрямленным лишь указательный палец.

Дети посмотрели на снеговика и улыбнулись.

«Улыбка»

Немного прогнуть ладонь в нижних фалангах, пальцы слегка направить вверх.

3. Выполнение заданий на снежинках.

-Посмотрите, какие красивые снежинки. Возьмите себе по одной. (6 снежинок двух цветов - белые и голубые).

Дети делятся по цвету снежинок на 2 группы по 3человека и выполняют задания из голубого и белого конвертов.

Задание из белого конверта для 1 команды.

Посмотрите и назовите картинки. (миска, стакан, самовар, сковорода, кастрюля, салатник, сахарница.)

-Давайте расскажем снеговику, из чего сделана посуда. Я начну, а вы по очереди продолжайте предложения. (педагог и дети перекидывают друг другу мяч).

Миска из металла (какая?)-….(металлическая).

Аналогично: стакан из стекла-…,самовар из меди-…,сковорода из чугуна-…,кастрюля из алюминия-…,салатник из пластмассы-…,сахарница из хрусталя-…

Дети получают белый ключ.

Задание из голубого конверта для 2 команды.

Вам нужно найти животных и птиц, в названии которых есть звук с.

Дети отбирают картинки -сова, собака, слон, лиса, снегирь, сорока, носорог. Назовите только диких животных? Только диких животных? Только птиц7 А теперь поможем снеговику расселить птиц и животных в волшебный дом. На первом этаже живут те, в названии которых 21 часть. На втором этаже живут те, в названии которых 2 части, а на третьем- 3 части.

Дети называют животных и птиц, выделяя голосом звук с; прохлопывают слово по слогам и «селят» на нужный этаж дома.

Дети получают желтый ключ.

-Молодцы, ребята, у нас уже 2 ключа. Давайте немного отдохнем.

4. Динамическая пауза.

Давайте покажем снеговику, как дети в детском саду лепят снеговика.

Песня-игра «Лепим снеговика»

Снег пушистый набираем,                                           («набираем» руками снег)

Лепим, лепим первый ком,                                    («лепим» воображаемый ком)

И еще раз набираем,                                                     («набираем» руками снег)

Лепим, лепим ком другой.                                     («лепим» воображаемый ком)

Лепим, лепим третий ком-                                     («лепим» воображаемый ком)

Будет он снеговиком,                                                         (изобразить снеговика)

Глазик-глазик,             (показать  глазки указательным пальцем на своем лице)

Нос морковкой,                (показать «нос» из кулачков, приставленных к носу)

Рот большой,                      (показать «рот» из ладошек, приставленных ко рту)

Наверх ведерко!                                     (ладони сомкнуты над головой-«ведро»

В проигрыше - руки на пояс, повороты влево, вправо.

- Пока мы пели и танцевали, прилетели еще 2 снежинки (фиолетового и синего цветов)

5. Игра «Скажи наоборот»

Договорить предложение, подобрать подходящее по смыслу слово со звуком [с], повторить предложение целиком. (Можно использовать картинки или играть, перекидывая мяч )

Чеснок горький, а абрикос-…(сладкий);

У мальчика руки грязные, а у девочки-…(чистые);

Мухомор ядовитый, а подосиновик-…(съедобный);

Ночью темно, а днем-…(светло);

В городе дом высокий, а в деревне-…(низкий);

Это чашка полная, а другая-…(пустая);

Первая тропинка широкая, а вторая-…(узкая).

- Замечательно, вот вам еще ключ (красный)

6. -А теперь нужно расколдовать картинки. Слушайте и называйте, что это? Сам летит (самолет); снег идет (снегопад); листья падают (листопад); сам варит (самовар); сорок ножек (сороконожка); на носу рог (носорог).

-Вот и последний, синий ключ.

- Подойдите к сундуку. Рассмотрите его. Какой он? (маленький, красный, красивый, деревянный). Какой ключ подойдет, кто догадался, почему так считаете? (Подойдет красный ключ. Сундук такого же цвета, в слове красный есть звук [с]).

7. Практическая часть.

 –Вот мы и открыли сундук. Но портрет снеговика не готов. Снеговик не успел, поможем ему.

Выполнение коллективной аппликации «Снеговик».

Снеговик благодарит вас за помощь и дарит на память медали со своим изображением. Теперь он обязательно вместе с Дедом Морозом придет к вам на праздник Новый год. Снеговик говорит вам- «До свидания, друзья!»

-А нам пора в группу. Вокруг себя обернись, в снежинку превратись. (Дети под музыку «летят» в группу.

III Итог.

Вокруг себя обернитесь и в детей превратитесь. Где мы были? Кому помогали? Какой звук учились произносить? Давайте вспомним и еще раз назовем слова со звуком [с].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие учителя-логопеда на тему: «Путешествие в страну Смешариков - автоматизация звука [с] в словах и предложениях»

Форма занятия: подгрупповаяЦель: Автоматизировать звук [с] в  словах и предложенияхЗадачи:Образовательная: Совершенствовать артикуляторные навыки посредством артикуляционной гимнастики; закр...

Конспект непосредственно организованной деятельности (индивидуальное занятие) по автоматизации звука [Л] в словах «Прогулка с Машей и Медведем по лесу»

Цель: уточнить правильное произнесение звука Л словах.Задачи:-упражнять в определении места звука в слове;-упражнять в правильном употреблении падежных окончаний; согласовании имен существительных и ч...

Конспект индивидуально–подгруппового занятия Тема: «В поисках буквы Р» (автоматизация звука «р» в словах, фразе). в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР

Интересный конспект индивидуально - подгруппового занятия - путешествия по автоматизации звука "Р" в подготовительной к школе группе  для детей с ФФНР...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по автоматизации звука «Ш» в словах и предложениях.

Материал предназначен для логопедов и воспитателей подготовительной группы....

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы»

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в словах и фразовой речи у ребенка с ОНР II уровня на тему «Приключения Милы...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии. Тема: «В гостях у Буратино. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии.Тема: «В гостях у ...