"Речевичок"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Хуурак Айлана Васильевна

Программа по кружковой работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_rechevichok.docx64.67 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «УЛУГ-ХЕМСКИЙ КОЖУУН РЕСПУБЛИКИ ТЫВА»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Сайзанак» с. Хайыракан муниципального района

Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва»

Принято педагогическим советом                                                                                                    УТВЕРЖДЕН

Протокол от ______№__                                                                           приказом №___от «__»_____2023г

                                                         Заведующая МБДОУ  «Сайзанак»

                _________________ /А.К. Дагбалдай

         

       

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-гуманитарной направленности

«РЕЧЕВИЧОК»

Возраст воспитанников: 5-7 лет

Срок реализации: 1 год

 

Автор-составитель:

Хуурак Айлана Васильевна, учитель-логопед

 

 

 

                                                   Хайыракан,

2023

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
  2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы…………………………5
  3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса…………………….6
  4. Содержание психолого-педагогической работы с детьми (5-7 лет)…………………....8
  5. Возрастные особенности детей дошкольного возраста…………………………………9
  6. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………….…11

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Учебный план……………………………………………………………………………12
  2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы………………………...12
  3. Перспективно-тематическое планирование  5-7 лет…………………………………   22
  4. Диагностические карты, методы проведения диагностики …………………………..31

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 

  1. Расписание кружка «Речевичок»…………………………………………………   33
  2. Условия реализации программы
  1. Особенности организации предметно-развивающей среды…………………33
  2. Материально-техническое обеспечение Программы…………………………33
  1. Список нормативных документов и научно-методической литературы…………...…34
  2. Перечень методических пособий…………………………………………………………35

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область

«Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка. Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобрести навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 2-6 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Во второй младшей группе мы часто наблюдаем детей, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или заменяются другими. Опасаясь насмешек, дети начинают стесняться своих ошибок, избегают общения со сверстниками. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии.

В связи с этим возникает необходимость оказывать помощь детям 2-6 лет в форме кружка. Кружковая работа облегчает подготовку к основным НОД по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.

Для формирования правильного звукопроизношения необходимо выполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости - артикуляционную гимнастику.

Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков (фонем) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

  • Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук;

Доказано, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

  • Формирование правильного речевого дыхания;

Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальный голос и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

  • Развитие фонематического слуха.

Основой для понимания смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

Программа        разработана        в        соответствии        с        требованиями основных нормативных документов:

  • Постановлением Главного санитарного врача Р.Ф. от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.2013 № 1155
  • «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Срок реализации Программы – 1 год.

  1. Цель и задачи дополнительной образовательной программы «Речевичок»

Цели и задачи программы

Цель: Развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и мелкой моторики рук, а также создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Задачи:

1. Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции.

2. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата

3. Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов для основных фонетических групп звуков (шипящих, свистящих, сонорных звуков).

4. Развивать движения кистей и пальцев рук.

5. Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;

6. Развивать фонематические представления и навыки.

7. Развивать связную речь (диалогической и монологической форм).

8. Воспитание звуковой и лексической культуры речи.

  1.  Принципы и подходы к формированию Программы

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.   Программа основывается на принципах:

  • принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;

- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;

- принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

- принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

- принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему.

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

  1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми (5-7лет)

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия. Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).   Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.  Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао). Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

  1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5-6 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые  при выполнении большинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявляются эпизодически. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и др.), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Дети проявляют  интерес к своему здоровью, приобретают сведения о своем организме (органы чувств, движения, пищеварения, дыхания) и практические умения по уходу за ним.

Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически, что связано с возрастающей физической выносливостью. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все ещё выражена недостаточно и требует внимания взрослых.  

Формируются социальные представления морального плана. Постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта и литературы. В оценке сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

Расширяются интеллектуальные возможности детей. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-вечер-ночь; вчера-сегодня-завтра, раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д.

Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты. Их интересуют обитатели джунглей и океанов, космоса, далеких стран и многое другое. Старший дошкольник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении Солнца, Луны, звезд и прочего. Для объяснения детьми привлекаются знания, почерпнутые из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звездных войнах.

Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Ознакомление с техникой, разнообразными видами труда, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям. Под руководством взрослого дошкольники включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления детей.

Продолжается совершенствоваться речь. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных различий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был. Правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями. На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли, и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей и в этом возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков [л], [р].

Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например, космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, волшебников и др. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах.

Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами.

Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети становятся избирательны во взаимоотношениях. В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели. Взрослый помогает детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.

Увеличивается интерес старших дошкольников к общению со взрослыми. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечатлениями, суждениями. Равноправное общение со взрослым поднимает самооценку ребенка, помогает почувствовать свое взросление и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. К концу дошкольного возраста ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью. У ребёнка складываются предпосылки к овладению грамотности.

•        В конце цикла занятий у детей должна выработаться четкая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нѐба, щѐк);

•        Выработка точных и четких движений кистей и пальцев рук;

•        Сформированность правильного физиологического и речевого дыхания;

•        Сформированность фонематических процессов.

Дети в возрасте (5-7 лет)

-Понимает и употребляет слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница — сухарница).

 -Умеет выделять первый звук в слове.

-Рассказывает о содержании сюжетной картинки. С помощью взрослого повторяет образцы описания игрушки.

-Образовательная область «Чтение художественной литературы»

-Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

-Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

-Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Учебный план

Объём (часов/минут)

5--7 лет

Длительность занятий

20/25 мин

Итого в год

16

  1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Методы, используемые для реализации Программы
  • Наглядные.
  • Словесные.
  • Практические.

-     Наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам).

  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.

-     Дидактические        игры.

Приемы, используемые для реализации Программы

  • Словесные.
  • Речевой образец.
  • Повторное проговаривание.
  • Объяснение.
  • Указание.
  • Оценка детской речи.
  • Вопрос.
  • Наглядные.
  • Показ иллюстративного материала.
  • Показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
  • Игровые.
  • Игровое сюжетно-событийное развертывание.
  • Игровые проблемно-практические ситуации.
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
  • Имитационно-моделирующие игры.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Дидактические игры.

Формы реализации Программы

- подгупповые

Средства реализации программы

            - Общение взрослых и детей.

- Культурная языковая среда.

- Обучение родной речи на занятиях.

- Художественная литература.

Перспективно-тематическое планирование кружка «Речевичок»

Месяц/ Неделя

Тема/Цель

Методы и приемы

Сентябрь

Тема: «Знакомство с органами артикуляционного аппарата».

Цель: Формировать элементарное представление детей об органах артикуляции: рот, зубы, губы, язык и нёбо. Знакомство с основными движениями языка

1. «Сказка о весёлом язычке»

2. Упр. на мелкую моторику «Кольцо», «Ушки», «Рожки», «Ножки шагают», «Очки».

3. Развитие дыхания: «Согрей ладошки».

4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука»,

5. Развитие фонематического слуха: «Поймай нужный звук хлопком»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.4-6

Сентябрь

Тема: «Выработка длительного выдоха».

Цель: Добиваться длительного, непрерывного выдоха

1. Артик. упр. для губ и языка с картинками («Улыбка», «Дудочка», «Заборчик»)

2.  Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья»

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья.

3. Развитие дыхания игра: «Подуй на листик»

4. Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука»,

5. Развитие фонематического слуха: «Придумать слова на заданный звук»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.4-6.

Октябрь

Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звука (А)»

Цель: «Добиваться умения спокойно открывать рот и удерживать его в таком положении несколько секунд»

1. Артикуляционное упражнение «Окошко». Игра «Кормление птенцов».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Домашние птицы» Есть у курицы цыплёнок, у гусыни есть гусёнок, у индюшки - индюшонок, а у утки есть утёнок. У каждой мамы малыши, все красивы, хороши.

3. Развитие дыхания: «Малыш плачет». Вдох носом, на выдохе ртом пропеваем звук (А)

4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (А)

Физкультминутка: «Вверх рука и вниз рука»

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Определить место звука в слове»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.7-9

Октябрь

Тема: «Воспитание чёткого произношения звука (А) в словах».

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (А) в словах

1. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье», «Оближем губки».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Вот стоит чудесный сад: сливы, вишни, виноград, яблоки и груши. Для нашего Ванюши».

3. Развитие дыхания: Игра «Успокой куклу» (А-А-А)

4. Автоматизация звука (А) в словах и предложениях.

Физкультминутка: «Выросли деревья в поле».

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Четвертый лишний»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.7-9

Ноябрь

Тема: «Звукоподражание. Кто как кричит»

Цель: Развивать речевой слух и речевую активность детей.

1. Артикуляционное упражнение «Лошадка»

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну).

3. Развитие дыхания: Упр. «Котенок» (вдох носом, на выдохе ртом пропеваем - мяу), упр. «Сдуй карандаш».

4. Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Угадай слово»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.10-11

Ноябрь

Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звука (У)»

Цель: Добиваться умения вытягивать губы вперёд трубочкой.

1. Артикуляционные упражнения «Трубочка», «Хоботок».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик» (Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму и другой рукой начну).

3. Развитие дыхания. Вдох носом, на выдохе губы трубочкой и дуем на лепесточки цветка.

4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (У)

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Игра с мячом «Запомни слоги и повтори»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.10-12

Декабрь

Тема: «Закрепление произношения звука (У).

Цель: Добиваться длительного произнесения звука (У)

1. Артикуляционное упражнение «Поезд».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Моя семья»

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, этот пальчик я, вот и вся наша семья.

3.  Развитие дыхания. Упражнение «Ладошки греем», дуем на ладошки губы вытянуты.

4. Автоматизация звука (У) в словах.

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Игра  « Какой звук есть во всех словах?»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.13-15

Декабрь

1. Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звука (И)».

2. Цель: Воспитывать у детей умение растягивать губы в улыбке, показывая верхние и нижние передние зубы.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Посуда». Посуду моет наш Антошка, моет вилку, чашку, ложку, вымыл блюдце и стакан и закрыл покрепче кран.

3. Развитие дыхания. Упражнение «Сдуй салфетку со стола».

4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (И)

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.13-15

Январь

Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звука (О)».

Цель: Формировать умение детей выдвигать губы вперёд, округляя их.

1. Артикуляционное упражнение «Окошечко», «Бублик».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёжик»

3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони».

4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (О)

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Произношение звука О в словах

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.16-18

Январь

Тема: «Закрепление произношения звука (О).

Цель: Добиваться чёткого произношения звука (О)

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка-трубочка», «Заборчик – окошечко».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика). Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом.

3. Развитие дыхания: «Загони мяч в ворота».

4. Автоматизация звука (О) в словах и предложениях.

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Светофор»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.19-21

Февраль

Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звука (М)».

Цель: Научить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка – трубочка-  заборчик», «Сомкнем губки»

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Ёлочка». Перед нами ёлочка, шишечки иголочки, шарики, фонарики, звёздочки и свечки зайки, человечки.

3. Развитие дыхания: «Сдуй снежинку с ладони».

4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (М)

 Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Различение звучания музыкальных инструментов. ЛОГОМЕР 2.

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.19-21

Февраль

Тема: «Закрепление произношения звука (М).

Цель: Добиваться чёткого произношения звука (М)

1. Артикуляционные упражнения «Качели», «Часики».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Прогулка». 1,2,3,4,5, выли мы во двор гулять, бабу снежную лепили птичек крошками кормили. С горки мы потом катались, а ещё в снегу валялись, все в снегу дамой пришли, съели суп и спать легли.

3. Развитие дыхания: «Фокус».

4. Автоматизация звука (М) в словах.

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Подскажи словечко»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой Часть №1 стр.22-24

Март

Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звука (П)».

Цель: Научить детей без напряжения смыкать губы и удерживать их в таком положении.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Заборчик», «Качели», «Часики».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом.

3. Развитие дыхания: «Сдуй снежок через трубочку».

4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (П)

Физкультминутка «Мы похлопаем, мы потопаем».

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Исправь ошибки»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой  Часть №1 стр.22-24

Март

Тема: «Закрепление произношения звука (П).

Цель: Учить детей чётко произносить слова со звуком (П).

1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом.

3. Развитие дыхания: «Задуем свечи на торте».

4. Автоматизация звука (П) в словах и предложениях.

Физкультминутка

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Твердый-мягкий»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой  Часть №2 стр. 4-6

Апрель

Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звука (Б)».

Цель: Учить детей спокойно смыкать губы и удерживать их в таком положении.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): Выполнение массажных движений в соответствии с предложенным текстом.

3. Развитие дыхания: «Дракончик»

4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Б)

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Поймай слово»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой  Часть №2 стр. 4-6

Апрель

Тема: «Закрепление произношения звука (Б).

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Б) в словах.

1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел».

3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе сочетания из двух звуков (Би).

4. Автоматизация звука (Б) в словах и предложениях.

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Мы скажем и покажем».

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой  Часть №2 стр. 7-9

Май

Тема: «Подготовка движений органов артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произношения звука (Ф)».

Цель: Учить детей показывать верхние зубы, приподнимая верхнюю губу.

1. Артикуляционные упражнения «Улыбка», «Трубочка», «Заборчик», «Блинчик», «Месим тесто».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел. С этим братцем песни пел».

3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слога ФА.

4. Игровые упражнения на выработку изолированного произношения звука (Ф)

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Четко произносить словосочетания

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой  Часть №2 стр. 7-9

Май

Тема: «Закрепление произношения звука (Ф)».

Цель: Упражнять детей в правильном произношении звука (Ф) в словах , названиях игрушек.

1. Артикуляционные упражнения «Шарик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок».

2. Су-джок терапия (мелкая моторика): «Семья».

3. Развитие дыхания: Произнесение на одном выдохе слогов (фа-фо - фу-фы).

4. Автоматизация звука (Ф) в словах.

Физкультминутка.

5. Развитие фонематического слуха: Игра «Измени слово»

6. Работа по книге Н.Э.Теремковой  Часть №2 стр. 10-12

  1. Диагностические карты, методы проведения диагностики

п/п

Ф.И. ребёнка

Состояние общей моторики

Состояние мелкой моторики

Состояние артикуляционной моторики

Фонематические восприятие

Звукопроизношение (звуки раннего онтогенеза)

Состояние активного словаря

Связная речь

Уровень развития

1

2

3

4

Условные обозначения диагностических параметров:

3 – норма (нарушений нет), ребенок выполняет задание правильно, самостоятельно;

2 – незначительные отклонения от нормы (не грубое нарушение), ребёнок выполняет задание с помощью взрослого;

1 – значительное отклонение от нормы (грубое нарушение), ребёнок не может выполнить задание.

Результаты диагностики уровня развития детей

Уровень

Начало года

Конец года

Количество детей

%

Количество детей

%

Норма

Незначительные отклонения от нормы

Значительное отклонение от нормы

Формы подведения итогов

Диагностика проделанной работы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Расписание кружка «Речевичок»

День недели

Время

Четверг

11.00-11.25

  1. Условия реализации Программы
  1. Особенности организации предметно-развивающей среды

В кабинете учителя-логопеда для реализации дополнительной образовательной  программы «Речевичок» имеются: столы и стулья, магнитная доска, ноутбук, шкаф для учебных пособий, принтер, папки по лексическим темам, игрушки, настольные игры.

  1. Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту. Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции .картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.

  1. Перечень методических пособий
  1. Косинова, Е.М. Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова. - М.: Эксмо, 2012. - 112 c.
  2. Ляско, Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
  3. Маланка, Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка. - М.: Эксмо, 2018. - 192 c.
  4. Я учусь пересказывать. Части 1-5. – СПб.: ООО «Издательство «Детсво-пресс», 2017.
  5. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой: Л.С.Вакуленко. - СПб.: ООО «Издательство «Детсво-пресс», 2011. – 240с.
  6. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 c.
  7.  Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.
  8. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.
  9. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  10. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
  11. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с4 -7 лет)
  12. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР
  13. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
  14. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
  15. 10.        Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Стимулирование речевой активности детей через организацию речевой среды в ДОУ.

Какой должна быть среда для создания благоприятой почвы для развития речи у детей с ОНР? Как правильно и рационально разместить материал в группе? Какие пособия и игры можно сделать для развития речи?...

Формирование речи и речевого общения в процессе организации речевых игр

Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста содержит задачи, направления работы, этапы,  используемая литература...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...