Роль художественного чтения
статья по логопедии

Фролова Ирина Александровна

Статья о роли художественного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_roli_hudozhestvennogo_chteniya.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль художественного, осознанного чтения в формировании и развитии способностей к творческому наполнению детей дошкольного возраста. Поэтапность знакомства с произведениями. Практические советы».

Искусство художественного чтения - великая сила в эстетическом и нравственном воспитании детей.

Поэзия…

Поэзия необходима для всестороннего развития детского интеллекта. Стихи, произведения в целом, тренируют память, скорость мышления, момент фантазийного представления, образность мышления. Заучивать стихотворения с ребенком дошкольного возраста, следует правильно и умно. Не используя словосочетания – «Ну давай, с выражением». Что означает «с выражением»? Для взрослого человека предельно понятно, но ребенок воспринимает любое слово в своем цвете, формате, уровне восприятия.

Являясь руководителем студии речевого и актёрского мастерства, работая с разными по внутреннему наполнению, детьми, ощутимо видно, каким образом нужно доносить до юной, открытой, наивной детской души, важность и целеполагание произведений, их первостепенную задачу и кульминационное завершение.

 И, так, с чего начать? С выбора произведения. Сам текст данного выбора должен легко укладываться на понимание и восприятие ребенка. Слог должен быть простым, рифма доступной. Вспомним себя. Услышав знакомый или располагающий мелодичный мотив, мы улыбаемся, хмуримся, грустим, испытываем гамму нахлынувших чувств. И это неспроста, наш мозг имеет собственную программу по оцифровке принимаемой информации. Наши дети, как бы это странно ни звучало – пластичны к воздействиям из вне. Стоит лишь задать верное направление или, воспользуюсь аллегорией - «настроить инструмент», и ребенок открывается этому миру. На языке театрального искусства, эмоции, а также гамму переполняющих нас чувств, называют внутренним действием. 

Внутренние действия…

Внутренних действий или взаимодействий со своим скрытым, внутренним посылом может быть масса. Не только те, которые упоминались выше.  Перечислим некоторые, боль, стыд, страх, тревога, обида и многие другие. Передача действия – это волевой психофизический процесс, направленный на достижение определенной цели в противоборстве с предполагаемыми обстоятельствами, выраженный в пространстве и времени. Чтение любого стихотворения – великий процесс, искусство перевоплощения. «Подумаешь, прочесть стихотворение, что там великого, читай себе и читай!» Не соглашусь, и профессиональные актеры будут моими союзниками. Беря на себя, ответственность быть услышанным, закладывая в умы детей правильное восприятие событийности произведения, именно родитель, педагог или сценический персонаж оставляет отпечаток, содержащий в себе дальнейшие размышления, последствия, послевкусие от услышанного, как следствие - визуализация и домысливание образа в целом.

Как же передать гамму и полноту, насыщенность и объем, яркость и полный спектр удивительной контрастности сочетаний рифмованного стихотворения или детской сказки через единственный инструмент - голос? Голос имеет мощнейшее средство для эмоциональной окраски основного, скажем так, тона произведения. Именно он способствует дальнейшему детскому визуальному восприятию. Вы скажете, чтобы уметь профессионально читать, нужно иметь соответствующее образование. Верно, хорошо бы, но можно обойтись и без театральной школы.

Советы от бывалых чтецов:

 выдохните, позвольте себе окунуться в роскошь мастерства авторского произведения, представьте себя ребенком…, утренняя роса медленно скользящая по тонкому листку сонного жарка, аромат лесного луга, свет солнечного луча, робко пробравшегося сквозь деревянные ставеньки, скрип калитки от летнего ветерка, журчание молодого ручья под еле держащимся мостом в Богом забытой деревеньке, проплывающие над головой невероятно кружевные, ватные облака манящие за собой, и Вы …, выдохните и …начните жить в этой сказке, здесь и сейчас.

Не растеряйте это нежное умение погружаться в предполагаемые обстоятельства. Если Вы расстроены, нервничаете и не можете в одно мгновение отказаться от состояния стресса, это означает лишь одно, не Вы руководите собственным сознанием, а совершенно не нужный Вам стресс, подавляющий способность к разумным действиям. Поверьте, это путь в никуда. И так, с состоянием разобрались. Далее еще одно оружие массового поражения. Как вы думаете, что это может быть. Минута на размышление, тик так, тик так, время вышло. Да! Это голос!

Голос…

Волшебство и магия голоса безгранична. Каждый ребенок верит в сказки. Сказки, это особый мир, где живут чудеса. Герои, любимые персонажи имеют отличительную особенность по которой их можно узнать, не видя изображение на экране и это голос. Тембральная окраска имеет важную составляющую.  Особенности голоса, его высота, сила, гибкость, тембр, резкий он или мягкий, нежный или грубоватый, звонкий или глухой, минорный или мажорный, его цвет, его фактура. Оказывается, голос может быть металлическим, ватным, суконным, шерстяным, стеклянным, бархатным, масляным, водянистый и даже, сказочный, смешной, скрипучий, писклявый, крякающий, звонкий или басистый оттенок голоса или тип фонации, более подходящий по характеру определенного персонажа, и накладывает отпечаток на героя, в целом.

Голос - показатель экспрессивного образа, содержания произведения, и конечно раскрытия авторской задумки. При монотонном, бесцветном прочтении произведения, понимание заложенного смысла абстрактно. Оно не затрагивает чувства самого исполнителя, слушателя, создавая эффект бессмысленности. Но наша задача заключается совершенно в обратном. Художественное чтение, это умение, кропотливая работа над собственной дикцией и техникой речи. В первую очередь, важно иметь желание донести до ребенка точность передаваемых образов, их

 характер и действия.  И именно голосовая подача с ее тембральной окраской помогает передать всю палитру чувств и эмоционального наполнения героя.

А так определял основные задачи, стоящие перед педагогом, в области выразительной речи А. Италинский: “Если исключить пение, то из учебных предметов только чтение затрагивало бы важнейшую область душевных переживаний, развивало вкус к прекрасному и служило бы некоторым источником для возбуждения тех высоких и благороднейших чувств, которые называются эстетическими и в удовлетворении которых дети, пожалуй, более нуждаются, чем взрослые”.

Благороднейшие чувства, они же эстетические, пробуждают в детях невероятную способность испытать сложную комбинацию эмоционального каламбура, наделить определенных героев простыми определениями «плохой – хороший». И если Вам, действительно удастся приоткрыть дверцу детской души, значит Вы волшебник. Идем дальше. С чего начать? Выше я упоминала о доступности выбираемого материала, чем проще, тем лучше. Остановите свой выбор на простейшем варианте, например «Кто сказал мяу?» В. Г. Сутеева, в недрах данной сказки есть великолепная возможность примерить образ любого персонажа. Учитесь вместе с ребенком.

Приемы…

Прием первый – уши, лапы, хвост. При, скажем так, промеривании образа щенка искавшего загадочного «мяу», для комфортного вхождения в содержательный образ надеваем ушки, позволим себе порычать и залаять, вуаля, процесс запущен. Просто и удобно. Петух - забияка, мышонок, который пищит тонким голоском и всего боится. Огромный пес, пчела и зеленая лягушка. Все эти персонажи имеют свою органику. Нет ничего проще, вдруг запищать так, как пищит «заслуженный» мышонок, или басом распугать всех, кто не слушается, а полосатая, занудная пчелка, зудящая и кусающая непременно в щенячий нос. Фантазия безгранична. Дальше больше. Вы с успехом будете справляться с любым текстом, характером героев и способностью переключаться на новый художественный облик и внутренний портрет.

В заключении хотелось бы сказать о важном. И вот о чем, особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. К сожалению, традиции семейного чтения, хранимые многими поколениями наших предков, сегодня почти забыты и разрушены. Лишь в немногих современных семьях они продолжают жить. Главная причина этого явления изменившаяся социально-культурная среда: повсеместное развитие компьютерных технологий, резкое усиление их роли и удельного веса в досуге современного человека.

Читайте живо, бодро, с желанием…

Читайте так, чтобы Ваши возможности пробудили в детях силу действия сопереживать, быть отважным, добрым, щедрым…

Читайте вместе…

С уважением к Вам учитель-логопед Фролова И. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Городские Родительские чтения «Как любить ребенка» Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка»

Городские Родительские чтения«Как любить ребенка»     Название « Роль семейного чтения для духовно- нравственного воспитания ребенка» Городские Ро...

Родительское собрание «Роль художественного чтения в семье».

Подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для всестороннего развития их детей....

Роль художественного чтения в семье

Презентация к родительскому собранию "Роль художественного чтения в семье"...

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению"

статья "Роль семейного чтения в приобщении ребенка к чтению" и немного о нашем проекте посвященному этой теме...

Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...

«Роль семейного чтения в приобщении ребёнка к художественной литературе»

Термин «семейное чтение» считается общепринятым, но не имеет четкого определения. Семейное чтение – это целенаправленный непрерывный психолого-педагогический процесс совместного чтен...