Конспект подгруппового логопедического заня-тия на тему: «Осень. Признаки осени»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пилецкая Нина Васильевна

Тема: «Осень. Признаки осени»

Цель: Закрепление и расширение представлений об осени и осенних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные; учить подбирать прилагательные к существительному; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; учить согласовывать движения с речью, учить употреблять предложно-падежные конструкции.

Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_podgruppovogo_logopedicheskogo.docx26.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического  занятия на тему: «Осень. Признаки осени»

Тема: «Осень. Признаки осени»

Цель: Закрепление и расширение представлений об осени и осенних явлениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; активизировать глагольный словарь по данной теме; учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные; учить подбирать прилагательные к существительному; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением; учить согласовывать движения с речью, учить употреблять предложно-падежные конструкции.

Коррекционно-развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: песенка «Паровозик чух-чух», мяч, заготовка для аппликации (дерево, вырезанные облака, яблоки, листья (по числу детей) ), демонстрационный материал: рисунок (яблоня с яблоками, над ней облака, на земле осенние листья), предметные картинки с признаками времен года, Осенняя копилка, письмо Гномика,  магнитная доска, клей.

План занятия:

  1. Организационный момент.  Введение в сюжет.

          Сообщение  темы..…………………………………………………... 2 мин.

  1. Развитие логического мышления. Игра «Осенняя корзина»……....2 мин.
  2. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Игра «Помоги гномику»…………..…………………………...…….2 мин.
  3. Обогащение словаря. Игра с мячом «Подбери

 признак» …………………………………………………..………..2 мин.

  1. Образование прилагательных от существительного. Упражнение

«Какая погода»……………………………….………………..……1 мин.

  1. Физкультминутка «За грибами»……………………………………2 мин.
  2. Обогащение и закрепление слов по теме. Игра «С какого дерева лист?»……………………………………………………………..…...3 мин.
  3. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Соберем

 листочки»…………………………………………………………….1 мин.

  1. Развитие умения употреблять предложно-падежные конструкции.

Аппликация «Осенний сад»………………………………………....6 мин.

  1. Итог. Домашнее задание……..………………………………………1 мин.

Всего: 22 мин.

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята. (Дети садятся) У нас сегодня необычное занятие, мы с вами будем путешествовать! Я вам прочитаю загадку, а вы отгадайте, в какое время года мы отправимся?

Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишки в спячку завалились.

Что за время года к нам явилось? (дети: осень)

Логопед: Правильно, сегодня мы будем говорить об осени и ее признаках. Давайте начнем наше путешествие. Прицепляйтесь ко мне и мы отправимся в него на паравозике. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)

2.Игра «Осенняя корзина»

Логопед: Ребята, на этой остановке есть осенняя корзинка. Она называется «осенняя», потому что в нее нужно положить только те картинки, на которых нарисованы осенние признаки. Выберите картинки с признаками осени.

(Дети выбирают подходящую картинку и складывают их в корзинку)

Логопед: Молодцы, ребята! Полную корзинку слов набрали. Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)
   
 3.Игра «Помоги гномику»

Логопед: Ребята, посмотрите – здесь какое-то письмо для вас. Как вы думаете, от кого оно? Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Я Гномик из сказочной страны Гномании. К нам тоже пришла осень. У нас в стране все маленькое-маленькое и поэтому, все зовется ласково. А вы знаете ласковые слова? Помогите мне назвать ласково предметы по картинкам в моём письме.

Гномик из страны Гномании»

(По картинкам из письма дети образовывают слова с уменьшительно-ласкательным значением. Дождь-дождик, лист-листик, зонт-зонтик, гриб-грибочек, туча-тучка, ветер-ветерок, лужи-лужицы, сапоги-сапожки, куртка-курточка, шарф-шарфик, птицы-птички,шапка-шапочка).

Логопед: Молодцы, ребята! Гномику помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)

4.Игра с мячом «Подбери признак» 

Логопед: Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра. Я встретила его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос и возвращает мне мяч.

- Какие листья осенью? (желтые, красные, сухие)

- Какое небо? (пасмурное, хмурое, мрачное, серое)

- Какая трава? (сухая, желтая)

- Какой дождь? (холодный, моросящий, осенний)

- Какой ветер? (сильный, холодный)

- Какое солнце? (бледное, неяркое, тусклое)

5.Упражнение «Какая погода?»

Логопед: Ребята, а давайте подумаем: если на улице светит солнце, то погода, какая? (солнечная), а если дует ветер (ветреная), а если идет дождь? (дождливая).

Если осенью погода дождливая и теплая, то в лесу вырастает много чего? (грибов)

И сейчас мы отправимся в лес за грибами вместе с лесными жителями.

6.Физкультминутка

«ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала,

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

(Дети делают ушки руками и машут ими.)

(Скачут, «срывают» грибы.)

(Бегут, «собирают» грибы.)

(Скачут стоя, «срывают» грибы.)

(Идут вразвалку, в конце строки топают ногой.)

Логопед: Молодцы, ребята! Всем зверятам помогли. Едем дальше. (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)
         7.Игра «С какого дерева лист?»

Логопед: Дети, посмотрите, как осень у нас постаралась и разбросала все листочки. Давайте вернем каждый из них на свое дерево

-Это осина, посмотрите какой у нее листочек. Как он будет называться? (осиновый) (Дети: это лист с берёзы - берёзовый лист.)

8. Пальчиковая гимнастика «Соберем листочки»

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

 9.Аппликация «Осенний сад» (предлоги НАД, НА, ПОД)

Логопед: Осенью в саду собирают урожай. Посмотрите на картинку, какое там дерево? (яблоня) А что еще есть на яблоне?

Дети: На яблоне есть яблоки.

 А теперь поднимите глазки вверх, и скажите, что вы видите над яблоней, на небе?

Дети: НАД яблоней облака.

А что лежит под яблоней?

Дети: ПОД яблоней лежат опавшие листья.

Молодцы, давайте у себя повторим этот рисунок. Приклейте свои облака, яблоки, листики на картон.

Дети приклеивают заготовки на доске (у каждого по облаку, яблоку, листу) и повторяют: «Облака НАД яблоней, яблоки НА яблоне, листья ПОД яблоней»

Логопед: Молодцы, ребята! Какая у нас получилась картина красивая.

Ну что, едем дальше? (Дети встают паровозиком и под песенку «Паровозик – чух-чух» идут по группе)
       
 10.Итог

Логопед: Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось наше путешествие? По-какому времени года мы путешествовали? Что мы делали в пути? Посмотрите, какой подарок приготовила вам  Осень (логопед отдает детям картинку-раскраску)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема "Осень. Признаки осени. Деревья осенью" Презентация для осуществления совместной деятельности детей и взрослых. Технология дистанционного обучения.

Уважаемые, родители. Если Ваш ребёнок заболел и не может посещать детский сад, но Вам хочется, чтобы он не отставал от сверстников; или Вы хотите быть в курсе того, что узнают детишки в группе, то это...

Совместная деятельность с детьми старшей речевой группы № 7 ГБДОУ № 66 Калининского района «Мишка спать собирается» по лексической теме: «Осень. Признаки осени» (поздней осени)

Совместная деятельностьс детьми старшей речевой группы № 7   ГБДОУ д/с № 66Калининского района «Мишка спать собирается»...

Календарно тематическое планирование Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ». Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР).

Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью ».Старшая группа  компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)....

Конспект учителя-логопеда в старшей логопедической группе на тему "Осень. Признаки осени. Деревья осенью"

Конспект учителя-логопеда в старшей логопедической группе на тему "Осень. Признаки осени. Деревья осенью". Конспект составлен на основе конспектов подгрупповых логопедических занятий в групп...

Тема «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»

Расширение знаний детей об осени как времени года, о понятии «золотая осень»...

Конспект логопедического занятия. Тема: "Осень. Признаки осени. Деревья осенью"

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью».Коррекционно-образовательные цели:-Обобщение и систематизация пред...