"Автоматизация звука [р] "
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Иванова Оксана Александровна

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• уточнить артикуляцию звука [Р];

• дать характеристику звука [Р];

• закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах и словах.

• формировать навыки  звукового анализа слов на примере изучаемого звука.

• расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

• развивать артикуляционную мускулатуру ребёнка;

• формировать правильное речевое дыхание;

• развивать зрительное и фонематическое восприятие, память,

мышления, тонкую и общую моторику.

 

Коррекционно-воспитательные:

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности и самостоятельности;

• стимулировать речевую активность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Детство»

городского округа Котельники Московской области

Конспект индивидуального логопедического занятия

«Автоматизация звука [Р] в слогах и словах»

Подготовила и провела.

Учитель- логопед: Иванова О.А.

2024

Цель: Автоматизировать произношение звука [Р] в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• уточнить артикуляцию звука [Р];

• дать характеристику звука [Р];

• закреплять правильное произношение звука [Р] в слогах и словах.

• формировать навыки звукового анализа слов на примере изучаемого звука.

• расширять словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

• развивать артикуляционную мускулатуру ребёнка;

• формировать правильное речевое дыхание;

• развивать зрительное и фонематическое восприятие, память,

мышления, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

• формирование положительной установки на участие в занятии;

• формирование доброжелательности и самостоятельности;

• стимулировать речевую активность.

Оборудование:

Предметные картинки со звуком [р].Большие пазлы «Робот». Фишки для составления схемы слова; магнитная доска, конверты с заданиями, письмо,шкатулка,зеркало.

Ход занятия:

I. Вводная часть. Организационный момент.

Здравствуй, какое у тебя сейчас настроение посмотри на картинку и выбери?

Здорово, что у тебя сегодня хорошее настроение.

Посмотри, пожалуйста, сегодня мне принесли вот такую шкатулку . Как ты

думаешь, что может быть в ней? (Ребёнок делает свои предположения).

Ну, давай откроем и посмотрим. (Ребёнок открывает коробку и достает

свёрток бумаги).

Смотри тут что-то понаписано. Давай я прочитаю.

(Здравствуй дорогой друг, пишет неизвестный герой. Пишу я тебе,

потому что ты учишься правильно и красиво произносить звук [р].

А кто этот герой ты узнаешь, когда выполнишь все предложенные задания, которые находятся в конвертах . За каждое правильно выполненное задание ты получаешь фрагмент пазла и в итоге занятия увидишь, кто написал тебе письмо. Желаю тебе удачи!).

Итак, давай посмотрим, где же у нас конверт под номером один.

Проходи, присаживайся, а я расскажу, что тебе нужно будет сделать.

Задание -1

Дыхательная гимнастика.

Давай поиграем с «ветерком». Подуй на «ветерок», но помни правило –

щеки мы не надуваем, плечи мы не поднимаем! (Ребенок дует на «ветерок»,

сначала близко, затем дальше и на расстоянии вытянутой руки).

Прежде чем мы начнём занятие разомнём наш язычок.

Но сначала нужно укрепить наш непослушный язычок, чтобы он стал сильным и смог правильно выговаривать этот трудный звук.

Артикуляционная гимнастика.

«Качели»

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

«Часики»

Маятник туда, сюда

Делает вот так: «Раз – два»

«Вкусное варенье»

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

Язык широкий положи

И края приподними.

Оближем верхнюю губу -

Варенье очень я люблю.

Всем на удивление

Вкусное варенье.

«Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

«Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Гармошка»

На гармошке я играю.

Рот пошире открываю,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Молодец с этим заданием ты справился. Получай пазл и крепи его на доску.

Переходим к заданию под номером два.

II. Основная часть.

Задание -2.

«Дорогой друг я очень люблю разгадывать загадки. Предлагаю и тебе отгадать загадки и подобрать картинку отгадку.»

Что за мостик разноцветный

Мы увидим каждым летом

Через речку через лес.

Повисел он и …исчез! (Радуга).

Хоть с виду он и угловат,

Но очень строен как солдат.

Вынослив, грамотен, умён –

Задачи все решает он.

Он по хозяйству помогает.

И даже в шахматы играет.

Не обыграть его вовек!

Ведь совсем не человек. (Робот).

На корабле воздушном,

Космическом, послушном

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (Ракете).

Водитель в машине вцепился в него,

То влево, то вправо гоняет его. (Руль).

В воде озорница

Играет, резвится,

Блестит чешуёй:

Поплыли со мной! (Рыба)

Назови картинки, которые ты выбрал для ответа только не забудь правильно и чётко произносить звук (Р) .

(Ребёнок называет картинки, голосом выделяя звук [р]): РАДУГА, РАКЕТА, РОБОТ, РУЛЬ, РЫБА.

Молодец, с какого звука начинаются все эти слова? Со звука [р].

Характеристика звука [р].

А ты знаешь, что это за звук? (Он согласный, твёрдый, звонкий).

Артикуляция звука [р].

Давай вспомним, что, когда мы произносим звук [р] (губы растянуты в

улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная

струя сильная, помогает язычку вибрировать.

А теперь посмотри в зеркало и произнеси звук [р].

Передай рычание злой собаки, карканье вороны, звучание трубы.

(Ребёнок смотрит в зеркало и произносит звук [р] и так несколько раз).

А теперь поиграем в игру с картинками отгадками «Что пропало?».

Посмотри и назови картинки: РЫБА, РАДУГА, РУЛЬ, РОБОТ, РАКЕТА.

(Ребёнок произносит названия картинок). Хорошо запоминай, а теперь

закрывай глаза и скажи, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).

Ответить нужно так: Не стало РОБОТА. Не стало РАКЕТЫ. Не стало

РУЛЯ и т.д.

Очень красиво и правильно ты произнёс звук, получай пазл. А теперь

идём выполнять задание под номером три.

Задание -3.

Автоматизация звука в слогах , словах , предложениях.

Предлагаю тебе поиграть в игру «Рифмушки». Тебе надо придумать слово в рифму .

• Захотела кошка спать,

Вот и лезет на… (кровать).

• Научись держать в порядке,

Свои книжки и … (тетрадки).

• Юра тащит вкусный груз,

Замечательный … (арбуз).

• Испугался кот собак,

Задом пятится как … (рак).

• Пришёл домой художник наш,

Он взял тетрадь и … (карандаш).

• Роет землю серый крот,

Разоряет … (огород).

• В день рождения Петрушке,

Купили новые … (игрушки).

Повторение чистоговорок.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Чистоговорки внятно,
Чтоб было всем понятно.

В этом упражнении тебе нужно, повторить за мной. Будь очень внимательным.
РА-РА-РА - РУ-РУ-РУ-
рама, рак, гора . руки, ружья, кенгуру.

РО-РО-РО - РЫ-РЫ-РЫ-
Роща, рот, перо. Рыба, рысь, ковры.

АР-АР-АР - УР-УР-УР-
Рома пошёл на базар. Валера тянет шнур.

ОР-ОР-ОР - ЫР-ЫР-ЫР-
На полу лежит ковёр. На кармане много дыр.

Какой ты молодец, получай часть пазла и крепи на доску.

А теперь мы немножко отдохнём. Повторяй за мной движения.

Физкультминутка

Ру-ру-ру - встанем рано по утру (тянется на носочках вверх).

Ра-ра-ра - марширует детвора (ребёнок марширует).

Ро-ро-ро - насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз).

Ры-ры-ры - надуваем мы шары (делать большой круг руками).

Ра-ра-ра – заниматься на пора. (ребёнок шагает).

Ну что отдохнул. Переходим к следующему заданию.

Задание 4.

Звуковой анализ слова.

В этом задании нам нужно составить схему слова РАК.

-Сколько звуков в слове рак? (три звука).

-Какой звук первый? звук [р]. Что мы знаем про этот звук? Он согласный или гласный, твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, каким цветом на схеме мы его обозначаем?

- Какой звук второй? (звук [а]). Он гласный или согласный, каким цветом на схеме мы его обозначаем?

- Какой звук третий? (звук К). (Он согласный или гласный, твёрдый

или мягкий, звонкий или глухой, каким цветом на схеме мы его обозначаем).

(Ребёнок с помощью логопеда, по наводящим вопросам выполняет звуковой

анализ слова).

Молодец, с этим заданием ты тоже справился, поэтому получай ещё один

позли крепи его на доску.

Переходим к заданию номер пять.

Задание 5.

В этом задании я тебе буду бросать мяч и называть большой предмет , а ты мне маленький.

Перо – перышко

Корова-

Рыба-

Арбуз-

Шар-

Роза-

Огород-

Ракушка-

Морковь-

Ты большой молодец и почти уже у цели , получай пазл.

Предлагаю тебе выполнить последнее задание.

Задание 6.

Предлагаю тебе посмотреть мультик и назвать все слова со звуком [р] которые ты услышишь и составить маленький рассказ .Желаю удачи.

На компьютере ребёнок вместе с логопедом смотрят мультфильм и выполняют задание.

Молодец, с этим задание ты тоже справился, бери последнюю часть

фотографии крепи её на доску.

Итак, ты выполнил все задания, предложенные героем. Теперь можешь

собрать картинку и сказать, кто же написал тебе письмо.

(Письмо написал РОБОТ).

#1047;аключительная часть.

Итог занятия.

Ну как тебе понравилось занятие?

Какое у тебя сейчас настроение выбери картинку?

А ещё РОБОТ приготовил тебе подарок, так как ты готовишься к школе,

он прислал тетрадь с заданиями, выполнять которые нужно каждый день.

Спасибо большое за занятие. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....