Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по логопедии

Суханова Татьяна Викторовна

ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matreshka.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по развитию речи  «Русская матрешка» (подготовительная группа)

Тема: «Народные промыслы»

Цель: ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

уточнять и расширять словарный запас по теме «народные промыслы»;

совершенствовать грамматический строй речи;

учить отвечать полным ответом;

закреплять умение образовывать относительные прилагательные;

закреплять умение согласовывать существительные с числительными;

закрепить умение составлять рассказ-описание с использованием мнемотаблиц.

Коррекционно – развивающие:

развивать память, внимание, мышление, воображение;

Оборудование: народные игрушки, матрешка, предметные картинки, цветные карандаши, пять матрешек с заданиями, мяч.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… (матрешка).

(Ответы детей).

  1. Беседа об истории появления русской матрёшки

Логопед: – Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали, это русская матрешка. И она пришла к нам в гости. Посмотрите и скажите, какая матрешка? (яркая, нарядная, красивая).

(Ответы детей) 

- Как вы думаете, ребята, давно ли появилась матрешка?

- Что вы знаете о ней?

(Ответы детей).

Воспитатель: - Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время появилась у нас в России. Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый расписной русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрёна. 

  1. Задание «Разложи по порядку»

Логопед: - Матрёшка пришла к нам не одна, а с подружками, у которых для вас есть задания. Перед вами пять матрёшек, ваша задача - выстроить их правильно в ряд. Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?

(Ответы детей. Дети подходят к столу и раскладывают матрёшек в ряд).

  1. Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Все матрешки встали в ряд,

Вышли словно на парад.

- А теперь посмотрим, какое задание приготовила для вас первая матрёшка! Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Ответы детей).

- Вы правы, матрешек делают из дерева. А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!

(Воспитатель называет материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовывает прилагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, и бросает мяч назад).

Свистулька из глины – глиняная.

Мяч из резины – резиновый.

Матрёшка из дерева – деревянная.

Кубик из пластмассы – пластмассовый.

Игрушка из бумаги – бумажная.

Барабан из картона – картонный.

Паровозик из железа – железный.

Шар из стекла – стеклянный.

Мишка из кожи – кожаный.

- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!

  1. Задание «Посчитай от 1 до 5»

Логопед: - Давайте вспомним, как украшали матрёшки? В какую одежду наряжали? (Ответы детей)

- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами) Посмотрите, надет ли на эту матрешку сарафан? Кто покажет?

- Что такое «передник»(фартук) Есть ли передник у этой матрешки? Где он?

- А сейчас вам задание от второй матрёшки: вам нужно посчитать все предметы одежды на картинке!

(На доске изображения предметов одежды: платок, сарафан, рубаха, передник. Сначала дети подбирают имена прилагательные, называя признак этого предмета, затем называют предмет, согласовывая с числительными один, два, три, четыре, пять).

Один пестрый передник – два… - пять пёстрых передников

Одна расписная рубаха – две … - пять красных рубах

Один длинный сарафан – два… - пять длинных сарафанов

Один яркий платок – два… - пять ярких платков

- Все справились с заданием!

  1. Задание «Составь рассказ про игрушку по мнемотаблице»

Логопед: - Ребята, а где можно купить матрешку? (В магазине)

- А вот в давние времена, когда в нашей стране появилась матрешка, ее можно было купить на ярмарке, где продавались не только матрешки, но и другие товары: глиняные свистульки, глиняные животные, игрушки, вырезанные из дерева, а также различные сладости. Посмотрите, сколько здесь всего интересного! Четвёртая матрёшка предлагает вам выбрать  любой понравившийся вам товар и рассказать о нём.

(Ребенок выбирает любой понравившийся предмет и рассказывает о нем, следуя заданному алгоритму (цвет, форма, размер, материал, части, действия). Что это? Какого цвета, размера, формы? Из какого материала сделана матрешка? Из скольких частей состоит? Как в нее играют?
- Молодцы! Какие интересные рассказы у вас получились.

  1. Задание «Подбирай, называй, запоминай». Закончи предложения, подобрав как можно больше слов-действий. -        В магазине матрешку можно (что делать?) рассматривать, трогать, выбирать, покупать. -        Дома, в детском саду, на улице с матрешкой можно (что делать?) играть, отдавать, терять, дарить, ремонтировать, расписывать,раскрашивать,разбирать.

Упражнение «Составь предложение». Попросить ребенка составить предложение, употребив слово матрешка. Подсчитать количество словв предложении.

Логопед: - За ваши правильные ответы наша матрешка хочет вас наградить. У нее есть раскраски,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия (речевое развитие и мир природы) подготовительная группа

Конспект интегрированного занятия образовательная область "Коммуникация" - речевое развитие и образовательная область "Познание" - мир природы. подготовительная группа...

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательных способностей в подготовительной группе на тему: "Земноводные животные"

Углублять у детей знания и представления о земноводных животныхИсточник: http://doshvozrast.ru/konspekt/poznovrazv42.htm...

Интегрированное занятие по развитию речи «Домашние животные» (подготовительная группа)

Обобщить знания детей о домашних животных  и их значение для  человека....

Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Интегрированное занятие по развитию речи с детьми подготовительной группы

Интегрированное занятие по развитию речи. Знакомство с произведением В.Катаева "Дудочка и кувшинчик"...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Русские народные промыслы" в старшей группе

Знакомство с русскими народными промыслами ( Гжель, Хохлома. Городецкая роспись. матрешки).Развитие познавательной активности, логического мышления.Воспитание уважительного отношения к труду мастеров....

Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная логопедическая группа)

Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная логопедическая группа)...