Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Русские народные промыслы" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Орлова Галина Анатольевна

Знакомство с русскими народными промыслами ( Гжель, Хохлома. Городецкая роспись. матрешки).

Развитие познавательной активности, логического мышления.

Воспитание уважительного отношения к труду мастеров.

 Формирование патриатических чувств  и интереса к русскому прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Русские народные промыслы» в старшей группе

                                                                             Воспитатель Г.А. Орлова

Цель: Формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Матрёшки).

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи.

2. Расширить представления детей о русских народных промыслах.

3. Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи.

4. Совершенствовать умение детей вести диалог, участвовать в беседе, создавать условия для речевой активности.

5. Формировать эстетическое восприятие.

Развивающие:

1. Развивать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление.

3. Развивать внимание, память, связную речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.

2. Формировать эмоциональную отзывчивость, при восприятии изделий народных мастеров.

3. Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я на ярмарке была, сундучок вам принесла. Сундучок тот не простой, и товар в нем расписной. Вынимаю напоказ и веду о нем рассказ. Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А что это за игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Эти яркие сестрички, дружно спрятали косички и живут семьей одной. Только старшую открой – в ней сидит сестра другая, в той – еще сестра меньшая… Доберешься ты до крошки, эти девицы - … (матрешки)

Дети: Матрешки!

Воспитатель: Правильно, матрешка (демонстрация игрушек). Сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи – русской матрешке. Какая матрешка?

Дети: деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная и т. д.

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. А действительно, откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Оказывается, ребята, матрёшке очень много лет. Давным-давно (более ста лет назад) в Москве тяжело заболела девочка, и к ней пригласили доктора. Доктору девочка очень понравилась, и он не только выписал лекарства, но и подарил маленькую деревянную игрушку, которую привез из далекой страны Японии. Это была точеная фигурка мудреца Фукурумы. Игрушка оказалась с «сюрпризом» - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Девочке очень понравилась игрушка, ведь она давно мечтала о кукле Матрене! Но, к ее сожалению, все пять куколок были мальчики. И она попросила папу купить ей куклу Матрену. Папа купить куклу не мог, ведь все деньги были потрачены на лекарства. Однако у папы были «золотые» руки, и он эту куклу выточил сам по образцу подаренной куклы Фукурумы. Но расписал он ее по-другому, придал ей образ русской, крестьянской девочки. И назвал ее Матреной, так как дочка хотела куклу по имени Матрена. В куклу Матрена вкладывалась вся семья. Но так как кукла Матрена была маленькой, то девочка назвала ее ласково Матрешка.

С тех пор ее так и зовут. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. И начали они вытачивать фигурки из деревянного бруска.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы?

Дети: Нет, все разные.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с видами русского народного промысла, русскими стилями росписи, которыми можно украсить матрёшку, такими как Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Жостовская роспись.

Гжель. Зародилась она в селе Гжель, поэтому её так и назвали. В этой росписи используют только синий, голубой и белый цвет.

Хохлома. Зародилась она в деревне Хохлома, поэтому её так и назвали. В этой росписи используются красные, зеленые и золотистые тона по черному фону.

Городецкая роспись. Зародилась она в деревне Городец. Она отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены, используют на жёлтом фоне голубой, розовый, красный, зелёный цвета.

Воспитатель: Матрешка так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образе творчества, как памятный подарок, национальный сувенир…

Да и у меня для вас, ребята, есть небольшие сувениры - раскраски матрёшки, но мы теперь с вами почти народны умельцы, много узнали, и я предлагаю вам н просто раскрасить их, а сделать это с помощью пластилина.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Русские народные художники-пейзажисты XIX века – И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин»

Цель: приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, чувствовать красоту художественной репродукции картин....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и логоритмике в старшей группе

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и логоритмике в старшей группе...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ФЦКМ в старшей группе "Перелетные птицы"

Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамма...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему:«Путешествие в город профессий»Автор: Титко В.В. воспитатель ГБДОУ № 7 г. Санкт-ПетербургЗадачи:Образ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе по произведениям К. Ушинского

Цель занятия: формирование навыков речевого общения с окружающими и развитие устной речи....