Конспект интегрированного занятия по развитию речи " Русские народные промыслы" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Орлова Галина Анатольевна

Знакомство с русскими народными промыслами ( Гжель, Хохлома. Городецкая роспись. матрешки).

Развитие познавательной активности, логического мышления.

Воспитание уважительного отношения к труду мастеров.

 Формирование патриатических чувств  и интереса к русскому прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Русские народные промыслы» в старшей группе

                                                                             Воспитатель Г.А. Орлова

Цель: Формировать представление у детей о русских народных промыслах (Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Матрёшки).

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с историей возникновения, видами, особенностями росписи.

2. Расширить представления детей о русских народных промыслах.

3. Расширять словарный запас детей за счет названий различных видов росписи.

4. Совершенствовать умение детей вести диалог, участвовать в беседе, создавать условия для речевой активности.

5. Формировать эстетическое восприятие.

Развивающие:

1. Развивать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.

2. Развивать познавательную активность, логическое мышление.

3. Развивать внимание, память, связную речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.

2. Формировать эмоциональную отзывчивость, при восприятии изделий народных мастеров.

3. Формировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я на ярмарке была, сундучок вам принесла. Сундучок тот не простой, и товар в нем расписной. Вынимаю напоказ и веду о нем рассказ. Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А что это за игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

Эти яркие сестрички, дружно спрятали косички и живут семьей одной. Только старшую открой – в ней сидит сестра другая, в той – еще сестра меньшая… Доберешься ты до крошки, эти девицы - … (матрешки)

Дети: Матрешки!

Воспитатель: Правильно, матрешка (демонстрация игрушек). Сегодня, ребята, я предлагаю вам поговорить о символе добра и благополучия каждой семьи – русской матрешке. Какая матрешка?

Дети: деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная и т. д.

Воспитатель: Кажется, что матрешка пришла к нам из мира сказок, легенд, из седой древности. А действительно, откуда же пришла к нам эта занятная игрушка? Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Оказывается, ребята, матрёшке очень много лет. Давным-давно (более ста лет назад) в Москве тяжело заболела девочка, и к ней пригласили доктора. Доктору девочка очень понравилась, и он не только выписал лекарства, но и подарил маленькую деревянную игрушку, которую привез из далекой страны Японии. Это была точеная фигурка мудреца Фукурумы. Игрушка оказалась с «сюрпризом» - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.

Девочке очень понравилась игрушка, ведь она давно мечтала о кукле Матрене! Но, к ее сожалению, все пять куколок были мальчики. И она попросила папу купить ей куклу Матрену. Папа купить куклу не мог, ведь все деньги были потрачены на лекарства. Однако у папы были «золотые» руки, и он эту куклу выточил сам по образцу подаренной куклы Фукурумы. Но расписал он ее по-другому, придал ей образ русской, крестьянской девочки. И назвал ее Матреной, так как дочка хотела куклу по имени Матрена. В куклу Матрена вкладывалась вся семья. Но так как кукла Матрена была маленькой, то девочка назвала ее ласково Матрешка.

С тех пор ее так и зовут. Слово «Матрена» означало - «мать» и действительно матрёшка, напоминает нам маму многочисленного семейства.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. И начали они вытачивать фигурки из деревянного бруска.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, матрёшки все одинаковы?

Дети: Нет, все разные.

Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить с видами русского народного промысла, русскими стилями росписи, которыми можно украсить матрёшку, такими как Гжель, Хохлома, Городецкая роспись, Жостовская роспись.

Гжель. Зародилась она в селе Гжель, поэтому её так и назвали. В этой росписи используют только синий, голубой и белый цвет.

Хохлома. Зародилась она в деревне Хохлома, поэтому её так и назвали. В этой росписи используются красные, зеленые и золотистые тона по черному фону.

Городецкая роспись. Зародилась она в деревне Городец. Она отличается, прежде всего, содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены, используют на жёлтом фоне голубой, розовый, красный, зелёный цвета.

Воспитатель: Матрешка так выразительна и совершенна, что живет не как игрушка, а как образе творчества, как памятный подарок, национальный сувенир…

Да и у меня для вас, ребята, есть небольшие сувениры - раскраски матрёшки, но мы теперь с вами почти народны умельцы, много узнали, и я предлагаю вам н просто раскрасить их, а сделать это с помощью пластилина.

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по развитию речи «Русские народные художники-пейзажисты XIX века – И.Левитан, А.Саврасов, И.Шишкин»

Цель: приобщить детей к прекрасному миру живописи. Научить рассматривать картину, рассказывать о ее содержании, чувствовать красоту художественной репродукции картин....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе «В гостях у Лесовичка»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе «В гостях у Лесовичка»...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ФЦКМ в старшей группе "Перелетные птицы"

Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамма...

Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная логопедическая группа)

Интегрированное занятие по развитию речи «Русская матрешка» (подготовительная логопедическая группа)...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий»

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему:«Путешествие в город профессий»Автор: Титко В.В. воспитатель ГБДОУ № 7 г. Санкт-ПетербургЗадачи:Образ...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и аппликации в старшей группе по произведениям К. Ушинского

Цель занятия: формирование навыков речевого общения с окружающими и развитие устной речи....