Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Обобщение и актуализация знаний детей с ОНР в подготовительной к школе группе по лексической теме "Зимующие птицы"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жигунова Татьяна Сергеевна

учитель-логопед МБДОУ 12

г. Оленегорск Мурманской обл.

Конспект логопедического занятия

в подготовительной группе для детей с ОНР

по теме «Зимующие птицы»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- актуализировать словарь по теме «Зимующие птицы»,

- совершенствовать грамматический строй речи,

- упражнять в сравнении птиц, в выделении их характерных признаков,

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными, числительных с существительными,

- закреплять навыки употребления в речи предлогов.

Коррекционно-развивающие:

- развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, артикуляционную моторику,

- развивать умение координировать речь с движением.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к зимующим птицам, желание защищать и оберегать их.

Оборудование и материалы:

Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Мяч
Шапочки птиц (для подвижной игры).
Картинки с изображением зимующих птиц в разном количестве от 1 до 5
Контурное изображение зимующих птиц.
Ватман. («Паспорт» зимующих птиц).
Цветные карандаши, восковые мелки.

Картинки с изображением зимующих птиц и разного вида корма
Изображение зимующих птиц в формате «Презентации».
Ноутбук и телевизор.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят в группу.

Логопед: Ребята, сколько у нас сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь все внимание на меня.

2. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Ребята, чтобы чисто говорить, надо с язычком дружить. Давайте разомнём наши языки. (Упражнения «Качели», «Часики», «Маляр», «Дятел»). Молодцы.

Логопед: Ребята, мы с вами много говорили о зимующих птицах. Вспомните их и перечислите.

Дети: Ворона, дятел, синица, снегирь, воробей, голубь, сорока, свиристель, сова.

Логопед: Молодцы, подходите к стульям, присаживайтесь. Вы уже знаете, что есть люди, которые изучают птиц. Кто помнит, как называется эта профессия?

Дети: Люди, которые изучают птиц называются орнитологи.

Логопед: Хотите поиграть в ученых – орнитологов?

Дети: Да, хотим.

Логопед: Ученые – орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы можете?

Дети: Да, можем.

Логопед: Тогда я вам буду загадывать загадки и, если вы угадаете, на экране телевизора появятся отгадки.

3. Игра «Отгадайте загадки». Отгадывание загадок.

(Дети отгадывают загадки, на экране телевизора появляются картинки зимующих птиц (которых дети отгадали)).

Он живет на площадях,

На деревьях и ветвях.

Он воркует, не поет,

Бодро семечки клюет. (Голубь)

Белобокая красотка

Балаболит, как трещотка.

Все блестяшки издалека

Тащит в гнездышко… (Сорока)

Сильная большая птица

Даже кошки не боится!

Очень важная персона

- Черно-серая… (Ворона)

Эти маленькие пташки

В серых будничных рубашках

Все клюют, чем угощают,

Даже крохи подбирают.

- Чик – чирик, - везде свои,

Непоседы… (Воробьи)

Логопед: Молодцы, угадали всех птиц, которых я загадала. Ребята, предлагаю вам поиграть в интересную игру. Посмотрите, что это за птицы?

Дети: Это снегирь и синица.

Логопед: Орнитологи в своей работе часто сравнивают птиц. А вы сможете сравнить этих птиц?

Дети: Да.

4. Речевое упражнение «Сравни птиц»

Логопед: Что общего у синицы и снегиря?

Дети: Это небольшие по размеру зимующие птицы. У синицы и снегиря есть голова, туловище, крылья, лапы, хвост. Туловище и голова покрыты перьями.

Логопед: Хорошо, а чем они отличаются?

Дети: У синицы грудка желтая с черной полоской посередине, а у снегиря красная. У синицы крылья пестрые, а у снегиря черные. У синицы спинка зелено-желтая, а у снегиря серая. У синицы тонкий, острый клюв, а у снегиря короткий, толстый.

Логопед: Ребята, у вас получилось сравнить птиц. Мы с вами хорошо поработали, а теперь можно отдохнуть и поиграть.

5. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?»

- Я называю часть тела какой-нибудь птицы и бросаю мяч вам. А вы ловите мяч и отвечаете, чья это часть тела и возвращаете мяч мне:

Голова совы (совиная голова)

Клюв вороны (вороний клюв)

Крылья снегиря (снегириные крылья)

Хвост воробья (воробьиный хвост)

Глаза голубя (голубиные глаза)

6. Физ. минутка «Птички»

Логопед: а теперь давайте ненадолго превратимся в птиц. (Дети надевают на головы шапочки птиц)

Птички прыгают, летают

(Имитируют полет)

Птички прыгают, поют

(Аккуратно прыгают, чирикают)

Птички крошки собирают (Собирают)

Зернышки клюют (Клюют)

Перышки почистили, клювики почистили

(Поднимают попеременно правую и левую руки)

Дальше полетели (Улетают)

И на место сели.

Логопед: Теперь проходите к доске. Посмотрите внимательно на картинки с изображенными птицами. Перечислите, что это за птицы.

Дети: Снегирь, сорока, ворона, синица, воробей, голубь.

7. Речевое упражнение «Кто-где»

Логопед: Кто перед…? Кто справа от…? Кто слева от…? Кто сверху над …? Кто снизу под…? Кто между…?

Дети: (Ответы детей)

Логопед: Молодцы, справились. Проходите за столы. Садитесь удобно, спины прямые, ноги стоят ровно. Ребята, вы наблюдали на прогулке за птицами и заметили, что птицы летают по-разному, иногда стаей, а иногда и по одному. Давайте мы их посчитаем.

8. Игра «Один – пять»

Положите перед собой листы бумаги голубого цвета с изображением птиц. Андрей, посчитай, сколько у тебя птиц…? (Опрос всех детей)

Логопед: Молодцы. Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Как вы думаете, птицам легко добывать себе корм зимой?

Дети: Нет, сложно.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что все покрыто снегом и не достать траву. Насекомые уснули или замерзли.

Логопед: Как мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем подкармливать их, насыпать корм в кормушки.

Логопед: ребята, давайте разомнём наши пальцы.

9. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (сжимают кулачки)

Мы расскажем: (показывают кистями крылья птиц)

Две синицы, воробей, (загибают пальцы на обеих руках, начиная с большого)

Шесть ворон и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках –

Всем хватило зёрнышек! (щепотью «насыпают» корм)

10. Упражнение «Кто что ест?»

Логопед: Хорошо, а теперь возьмите лист бумаги с изображенной на ней птицей и видами корма. Вспомните, какое угощение какой птице мы можем предложить. Проведите линию фломастером от птицы к виду корма. Линий может быть несколько. Я угощу снегиря ягодами рябины, зерном. А вы?

Логопед: (Опрос всех детей) Какая у тебя птица? Чем ты её угостишь?

Логопед: Молодцы, вы вспомнили, чем можно подкармливать птиц.

Логопед: Орнитологи в своей работе делают зарисовки птиц, или их фотографируют. Мой знакомый художник уже нарисовал для нас птиц, но он очень торопился и что-то здесь напутал. Посмотрите, подумайте, назовите птицу и скажите, что не так.

Логопед: (Опрос всех детей) Какая у тебя птица, что здесь не так.

Логопед: Давайте дорисуем недостающие части.

11. Упражнение на развитие мелкой моторики «Дорисуй птиц».

(Во время выполнения упражнения опрос детей)

12. «Плакат зимующие птицы».

Логопед: Когда орнитологи заканчивают работу по изучению птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами созданием плаката «зимующие птицы».

(На лист ватмана дети приклеивают птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы»).

13. Итог занятия.

Ребята, вам понравилось играть в ученых – орнитологов? А что вам понравилось больше всего. Что вызвало затруднение, а с чем справились легко?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»...

Конспект НОД в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима»

Конспект НОД в подготовительной группе с применением здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима» Цель: активизировать словарный запас по лексической теме &laqu...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических категорий «Приставочные глаголы» Лексическая тема: «Зимующие птицы»

Задачи:Расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы».Формировать навык образования приставочных глаголов.Закрепить практическое употребление существительных в кос...

Конспект логопедического занятия в группе для детей с ОВЗ. Тема: Составление словосочетаний по теме: «Зима». Согласование существительного с прилагательным.

Представлен конспект логопедического занятия в группе для детей с ОВЗ по тема: Составление словосочетаний по теме: «Зима». Согласование существительного с прилагательным....

Конспект логопедического занятия старшей группы для детей с ОНР III на тему: "Овощи"

Цель: Закрепить знания детей об овощах. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие лексико-грамматического строя речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:•Закреплять образование суще...

Конспект логопедического занятия старшей группы для детей с ОНР III на тему: "Овощи"

Цель: Закрепить знания детей об овощах. Расширение и активизация словаря по теме. Развитие лексико-грамматического строя речи.Задачи:Коррекционно-образовательные:•Закреплять образование суще...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на лексическую тему: «Зима (итоговое)»

Логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на лексическую тему: «Зима (итоговое)»...