Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на лексическую тему: «Зима (итоговое)»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Золотова Наталья Александровна

Логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на лексическую тему: «Зима (итоговое)»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zabavy.docx29.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР на лексическую тему: «Зима (итоговое)»

Задачи:

Познавательные:

- закреплять знания детей о зиме, зимних явлениях;

- уточнять знания о зимних праздниках, забавах.

Развивающие:

- расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;

- совершенствовать навыки словоизменения;

- развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание;

- развивать фонематическое восприятие;

- совершенствовать навыки связной речи;

- учить согласовывать речь с движениями;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать выразительность речи и выразительность движений;

- развивать логическое мышление, внимание, память, воображение

Воспитательные:

- воспитывать чувство любви к родной природе, зимним праздникам;

- воспитывать толерантное отношение к ответам детей;

- формировать умение работать и играть в коллективе.

Оборудование:

сюжетная картина «Зимние забавы», вырезанные из бумаги снежинки для дыхательной гимнастики, предметные картинки: снежная гора, санки, лыжи, коньки, снеговик, листики с нарисованными кругами, цветные карандаши.

Ход занятия

Вводная часть:

Логопед;

Приветствие.

Доброе утро, ребята! Встанем, за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся! Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся! (дети стоят в кругу)

 И пусть хорошее настроение будет у нас целый день!

Сядет тот ребёнок чьё имя я произнесу правильно

Введение в тему

- Ребята, мы сегодня с вами поговорим ….., а о чем мы будем говорить, вы узнаете из моей загадки. Внимательно слушайте, только помните, что мы с вами не выкрикиваем, а поднимаем руку.   Начинаем. (Загадывание загадки):

Загадка:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила.

И на санках прокатила. (Зима)

- Правильно! А почему я сегодня решила с вами поговорить именно о зиме?

-(дети говорят свои варианты: выпал снег, сегодня январь)

«Чем пахнет зима?.. Чудом... Ведь в ней всё сказочно.»

Зима – чудесное волшебное время года. Несмотря на холод, который она несет, зима дарит много радости детворе и открывает массу возможностей. Давайте вспомним, что такое зима.

2. Ребята, назовите первый зимний месяц. (Декабрь)

- Назовите последний зимний месяц. (Февраль)

- Назовите месяц между декабрём и февралём? (Январь)

3. Логопед: Теперь давайте вспомним: Что бывает зимой?

Зимой бывает, снег, лёд, мороз, коньки, снеговик и т.д.

Но у нас редко бывает снег, мороз, вьюга. А вы знаете почему?

2 Упражнение «Подбирай, называй, запоминай». 

Молодцы, ребята. Я вам предлагаю построить горку из слов. Я буду называть слова, а вы подбирать к ним слова-признаки.

Зима (какая?) – холодная, снежная, морозная, долгая, белая, красивая …

Ребята, давайте посмотрим в окно и скажем сейчас утро (какое?)

А если на улице мороз погода ( какая?) – (морозная), холод – (холодная), идёт снег, то погода… (снежная).

Снег (какой?) – искристый, серебристый, холодный…

Снежинки (какие?) –резные, маленькие, красивые, блестящие, белые, красивые, серебристые, лёгкие, …

- Какое настроение у детей? (веселое, приятное, радостное, хорошее)

Как вы догадались? У ребят улыбки на лицах. Давайте и мы улыбнемся.

- Как мы смеёмся, когда нам весело? (Ха-ха-ха). Давайте громко (тихо). Сначала девочки потом мальчики.

-Давайте покажем, как мы ежимся от холодного ветра?

-А  как дрожим от сильного мороза?

Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.

Игра «Сосчитай до пяти».

Один снеговик — два снеговика...      

 Одна снежинка — ...

Исправь ошибки: Что не так?                   

Мы взяли лыжи, коньки и пошли купаться.

Январь — последний месяц года.

Клюшка нужна футболисту.

Снег, мороз и лёд бывают летом.

Зимой медведь просыпается в берлоге.

4. Игра: «Поймай слово».

Логопед: Поиграем в игру «Поймай слово»  Приготовили ладошки, проверим работают? Ребята, хлопните в ладоши только тогда когда, услышите слово относящееся к зиме:

- Сугроб, лыжи, шуба, бабочка, мороз, лед, сосулька, ромашка, санки, снеговик, ручеек, гриб, снежинка, коньки, валенки, велосипед, горка, снег, сандалии.

5. Зрительная гимнастика: Следите за снежинкой.

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

А теперь мы открываем.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем глазки закрывать, жмурится и открывать.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

7. «Рассказ о зиме»  - Ребята, а теперь давайте расскажем и покажем о зиме. Вставайте рядом со своими стульчиками:

Пришла зима.

(Обвести широким жестом всю картину)

Стало холодно.

(Обхватить себя руками и поежиться)

Ударили морозы.

(Стукнуть кулаком одной руки по ладони второй)

Реки покрылись льдом.

(Руки перед грудью, горизонтальным движением развести их в разные стороны.)

Пошел снег. Он падал белыми пушистыми хлопьями:

(Руки согнуть в локтях и поднять вверх, а затем зигзагообразными  движениями не спеша опустить их вниз)

на землю ...,

(Руки перед грудью, волнообразными движениями развести их в  разные  стороны)

на дома …,

(Поднять ладони вверх и соединить их кончиками пальцев под  углом друг к другу)

на деревья …,

(Поднять вверх руки, пальцы раздвинуть)

На голову, плечи, нос, живот, колени.

(Положить руки себе на голову).

7. «Массаж биологически активных зон»

- Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем массаж «Неболейка».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело

(дети поглаживают ладонями  шею сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать

(указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком

(прикладывают ладони «козырьком» и растирают  его  движениями «в стороны – вместе»)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй  ушки ты и шею

(раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)

Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!

(потирают  ладони)

8. Дыхательные упражнения: «Снежинки».

Давайте представим, что на улице пошел снег.  И к нам в группу залетели снежинки.

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

9. Пальчиковая гимнастика: с листом бумаги  сколько снега намело давайте сделаем снежный ком. Мятая бумага

Один, два, три, четыре-        Круглый, крепкий, очень гладкий

Мы с тобой снежок слепили.            И совсем- совсем не сладкий.

Раз- подбросим,

Два поймаем,

Три уроним

И сломаем.

Правой рукой бросаем звук с произносим

Левой рукой бросаем З произносим.

Собираем комочки в корзиночку.

10. Игра «Назови ласково» Логопед: - Комочек маленький поймай и ласково называй!

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Я беру свой снежный ком и буду бросать его каждому из вас и называть слово, а вы кидаете мяч мне обратно и называет противоположное слово.

Снег — снежок                            

мороз — морозец

лед — ледок

зима — зимушка                        

санки — саночки                        

снежинка – (снежиночка).

Гора-(горочка)

Снеговик -снеговичек.

11. Игра «Жадина» Раз, два, три в жадину вас преврати.

12. «Собери картинку»

- Наши пальчики стали послушными и ловкими. Они без труда смогут собрать сломанную картинку.

Я начинаю предложения, а вы заканчиваете.

Дети  лепили снеговика. Сначала они скатали большой комок, второй по меньше, третий еще меньше. Потом на большой комок положили средний комок, а на средний – маленький. В место глаз вставили угольки, вместо носа – морковку, вместо рук – ветки, а рот нарисовали красным карандашом. Вместо шапки надели старое зеленое,( а если из железа? ) железное ведро. Забавный получился снеговик! Еще какой? (весёлый, а по размеру?)

(собирают сломанного снеговика)

Что вы сделали снеговика?

Как дети лепили снеговика?

Что у снеговика вместо глаз, носа, шапки?

Какой получился снеговик?

Снеговик какой?

13. Упражнение “Снеговик” (составление предложений)
- Давайте все вместе произнесем четко  слово СНЕГОВИК, а теперь и прохлопаем это слово. Сколько слогов слове снеговик?
- Попробуйте придумать предложение со словом  снеговик.

15. Итог.

Ребята вам понравилась играть?

О каком времени года мы говорили?

Что вам понравилось больше всего?

Давайте встанем  в круг и похвалим друг друга.
Оценка детей..

Дети становятся в круг и по очереди благодарят друг друга за совместные игры, обнимаются друг с другом.

 каждый по очереди скажет соседу хорошие слова, за что-то похвалит его. Мы будем делать это для того, чтобы уходить  с радостным чувством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме: «Дары осени»...

Конспект логопедического занятия в старшей группе "В гостях у Зеленой Горошины" ( лексическая тема " Овощи")

В конспекте представлены игры и игровые задания по уточнению и расширению словаря по теме " Овощи"....

Логопедический досуг в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме « Овощи. Огород»

Цели:- активизировать  словарь, совершенствовать грамматический строй речи, закрепить правильное произношение трехсложных слов (слоги со стечением согласных)- развивать речь, внимание, мышление, ...

Конспект логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР по лексической теме "Транспорт"

Цель: Формирование лексико-грамматических представлений и навыков элементарного рассказывания по теме «Транспорт» Задачи: Уточнить и расширить представления детей о транспор...

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР по лексической теме «Человек. Части тела»

расширение представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей....

Логопедический досуг в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме « Урожай»

Логопедический досуг в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме « Урожай»...

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Зимующие птицы»

Обобщение и актуализация знаний детей с ОНР в подготовительной к школе группе по лексической теме "Зимующие птицы"...