Логопедический тренажор
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Юрьевна Момот
Тренажор - это игра. Тренажор помогает решать логопедические задачи от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико - грамматической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trenazheer.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренажер помогает сформировать языковой навык в ходе достаточно большого количества упражнений, и при этом у ребенка сохраняется устойчивый интерес к их выполнению. Тренажер – это игра.

В тренажере заложено несколько уровней сложности выполнения одного задания, что позволяет последовательно формировать навык на более сложном материале и создает предпосылки для его автоматизации.

Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами от звука до текста, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.

Блок программы «Звук» :

  • Отрабатывать диафрагмальное дыхание
  • Проводить постановку длительного плавного ротового выдоха
  • Работать над изменением силы голоса
  • Работать над устранением призвуков (назальных, фарингальных, гласных в стечениях и на конце слов)
  • Закреплять и автоматизировать правильное произношение согласных звуков
  • Работать над темпо-ритмической и мелодической сторонами речи

«Матрешки», «Цветные ниточки» направлены на выполнение движений органов артикуляционного аппарата, их можно применять для диагностики и коррекции нарушений речи детей дошкольного и младшего школьного возраста.

«Чашка чая», «Праздничный пирог», «Костер», «Елочка», «Репка», «Росток» предназначены для отработки правильного речевого дыхания, в частности для формирования ротового выдоха его плавности и длительности.

«Салют», «Космический стрелок» предназначены для коррекции назального оттенка голоса, тренировки темпа произнесения.

«Волшебные цветы»,«Город» — упражнения на дифференциацию звонких и глухих звуков.

«Колобок», «Бегемотик» и «Извержение вулкана» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.

«Бабочка», «Сказочный замок», «Мельница» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.

«Машины», «Маяк», «Паровоз» и «Воздушный змей» предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков.

«Звуковой след» помогает формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты ее плавности и слитности, в том числе при заикании.

«Спектр» рекомендуется для отработки правильной артикуляции тех звуков, которые можно произнести протяжно: гласных (а, о, и, у, ы, э), согласных (в, ж, з, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ), а также дифтонгов (я, ю, е, ё, й).

«Вертолет», «Подводная лодка», «Лифт», «Колокольчики», «Качели», «Лодка на реке» предназначены для работы над выразительностью речи: произвольным включением и выключением голоса, интонацией. Учат регулировать громкость и высоту голоса, слитность и темп речи, делать логическое ударение.

«Словесное ударение» применяется для тренировки произношения нестационарных (кратких) звуков: б, п, г, к, д, т, ц, ч, а также для отработки артикуляции слогов и слов. Упражнение позволяет увидеть и скорректировать структуру произнесенного слова, ударение, слитность.

«Интонограф» предназначено для работы над различными видами интонации.

Блок программы – Буква:

Система упражнений позволяет эффективно развивать фонематическое восприятие, работать над дифференциацией согласных оппозиционных по звонкости-глухости, твердости-мягкости, месту и способу артикуляции: -Картинки   -Звучащая речь   -Набор общих и тематических словарей, где парные согласные дифференцируются в начале, в середине и в конце слов

Система упражнений позволяет:

  • Закрепить в сознании ребенка звуко-буквенную связь
  • Сформировать целостный образ буквы
  • Развивать умение сличать печатный текст с образцом
  • Работать над профилактикой дисграфии и дислексии
  • Вырабатывать навык опознавания букв и буквосочетаний в ряду похожих

«Собери букву из 2-х частей», «Собери букву из 4-х частей», «Собери букву (для отличников)» предназначены для закрепления оптического контура буквы. Они различаются уровнем сложности. Все три упражнения позволяют выбрать буквы, с которыми будет работать ребенок.

«Найди букву», «Найди букву (для отличников)» предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения. Тренируют навык сличения печатного текста с образцом. Упражнения можно использовать при работе над проявлениями дисграфии.

«Картинки» – для формирования навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных фонем.

«Сортировка слов с пропущенными буквами» и «Конструктор» помогут отработать навык дифференциации парных согласных.

«Тим и Том» используется для формирования навыка звукового анализа при дифференциации согласных звуков по твердости-мягкости.

Блок программы – Слог

Слоговая структура односложных и двухсложных слов:

  • Тренировка в правильном чтении слов
  • Формирование целостного восприятия слова
  • Постановка прямых и обратных слогов в слова
  • Формирование звуко-буквенных грамматических обобщений

Слоговая структура трехсложных слов:

  • Формирование словесной догадки
  • Развитие слогового, буквенного и звукового анализа слова
  • Развитие элементарных навыков послогового чтения
  • Конструирование слова с опорой на его зрительный или звучащий образ
  • Расширение словарного запаса

«Найди слог» для формирования первоначального навыка правильного чтения и отработки техники чтения прямых и обратных слогов, умения определять состав слога.

«Грузовик» позволяет отработать правильное употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных. Можно выбрать любую из 15 пар согласных и гласную в слоге.

«Волшебный колодец» и «Волшебный колодец (для отличников)» предназначены для формирования первоначального навыка правильного чтения (работа с трехсложными словами). С их помощью осуществляется тренировка восприятия слова сложной слоговой структуры.

Меню – Слово

Морфологическое значение:

  • Обучение наблюдению за языковым материалом
  • Формирование анализа и синтеза языкового материала
  • Представление о морфологических категориях времени, рода и числа
  • Умение классифицировать слова по лексическим и грамматическим значениям

Лексическое значение:

  • Расширение лексического запаса
  • Работа с многозначностью слова
  • Парадигматические связи слов
  • Уточнение значений грамматических форм слов

«Прятки простые», «Прятки сложные» и «Прятки (для отличников)». С помощью этих упражнений формируется навык звукового анализа слова. В зависимости от выбора стимульного материала (картинки, аудирование) можно тренировать разные стороны фонемного восприятия.

«Мозаика» и «Мерцающая мозаика» для тренировки чтения и узнавания слов, коррекции нарушения чтения, в качестве дополнительного материала для коррекции внимания и памяти.

  • «Найди имя существительное», «Найди имя прилагательное», «Найди глагол», «Классификация частей речи», «Сгруппируй существительные по обобщающим понятиям», «Определи число имени существительного», «Определи род имени существительного», «Определи число имени прилагательного», «Определи род имени прилагательного», «Определи число глагола», «Определи время глагола», «Определи род глагола», «Найди предлог», «Антонимы». Все эти упражнения решают задачу развития лексико-грамматической стороны речи при работе с разными морфологическими категориями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Тренажор Базарного

Пояснительная записка к тренажеру по методике Базарного В.Ф.Предмет: любойКласс: для начальной школыЦель:  профилактика зрительных расстройств,  и  восстановление утраченного зрения, ук...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Мастер-класс для педагогов «Тренажор для развития мелкой моторики своими руками». «RingLDing (резиночки для рук)».

У большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи, мышления ребенка, вызывая в дальнейшем тр...

Игра - тренажор " Лесная школа " для детей 5-7 лет по математике

Игра для детей по математике на закрепление счета , слайдов - 10 , дистанционное обучение...