ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
материал по логопедии (старшая группа)

Любовь Горшкова

Возраст: дети дошкольного возраста с ОНР.

Методика обследования включает четыре серии заданий.

Первая серия состоит из комплексов заданий, направлен­ных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе мини­мального контекста).
Вторая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и струк­турных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных ак­тов - динамического и ритмического (при выполнении серий­ных движений).
Четвертая серия состоит из комплексов заданий, на­правленных на исследование особенностей оптико-простран­ственной ориентации (сомато - пространственной и ориента­ции в трехмерном и двухмерном пространстве).

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА И ПРЕДПОСЫЛОК ЕЁ СТАНОВЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

       Возраст: дети дошкольного возраста с ОНР.

        Методика обследования включает четыре серии заданий.

       Первая серия состоит из комплексов заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (изолированно и в составе минимального контекста).
       Вторая — включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов).
        Третья - включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов - динамического и ритмического (при выполнении серийных движений).
       Четвертая серия состоит из комплексов заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато - пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве).

1. Обследование произношения слов различной структурной сложности

       Задачи первой серии заданий:

       1. Определение уровня доступности слоговой структуры слова для спонтанного изолированного воспроизведения; определение характера и количества возможных искажений.

      2. Исследование возможностей детей использовать слова простой и сложной слоговой структуры в составе минимального контекста, характера и количества возможных искажений при различных вариантах употребления слов.

       При отборе вербального материала каждое слово рассмотрено с позиций его известности детям, частотности употребления и сложности его звуко-слогового состава. Речевой материал составили незнакомые, знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.

       Изучение особенностей слогового оформления слов дошкольниками с общим недоразвитием речи предлагается осуществлять с помощью нескольких комплексов экспериментальных заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных нами на основе принятых в логопедической практике традиционных методов обследования слоговой структуры слова (предложенных Р.Е. Левиной и сотрудниками сектора логопедии НИИ дефектологии Академии педагогических наук А.К. Марковой, Л.Ф. Спиро-вой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой).

       Комплекс А

       Задания на выявление особенностей спонтанного произнесения изолированных слов различной слоговой сложности. Предлагаются с целью определения уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для самостоятельного проговаривания; а также установления характера и особенностей искажений слов. Ведущий прием - называние предъявляемых предметных картинок по инструкции: «Скажи, что (кто) это».

       Задание 1. Произнесение односложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал: дом, дым, мак, кот, бык, кит.

       Задание 2. Произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГ - муха, лиса, вода, вата, коты, ноты;

б) слова типа СГСГС - петух, банан, диван, хомяк, вагон, веник.

       Задание 3. Произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков в начале слова - гном, хлеб, стул, блин, внук, клен;

б) слова со стечениями согласных звуков в конце слова — бант, танк, зонт, бинт, винт, лист.

       Задание 4. Произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов — утка, банка, банты, кофта, тапки, медведь;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале слова — знаки, гномы, слоны, шкафы, столы, ступа.

       Задание 5. Произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков. Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - панама, кубики, лисята, собака, машина, лопата;

б) слова типа СГСГСГС - котенок, помидор, колобок, телефон, бегемот, барабан.

       Задание 6. Произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков. Речевой и картинный материал:

автобус, апельсин, виноград, конфеты, карандаш, автомат;

пистолет, цыпленок, яблоко, будильник, клубника, скакалка.

       Задание 7. Произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а)   слова без стечений согласных звуков — Буратино, черепаха, самолеты, кукуруза, гусеница, макароны; пуговицы, пирамида, карусели, барабаны, телевизор, велосипед;

б) слова со стечениями согласных звуков - полотенце, светофоры, сковородка,   космонавты, учительница, воспитательница.

       Комплекс Б

       Задания на отраженное (при необходимости - замедленное) и сопряженное проговаривание слов, в том числе сложных по структуре и малочастотных. Предлагаются с целью установления характера искажений в данном варианте употребления слов, выяснения влияния эталона произнесения лексической единицы на качество проговаривания детьми. Ведущий прием - повторение слов за логопедом (или совместно с логопедом) со зрительной опорой на предметные или сюжетные картинки. Инструкции: «Посмотри, послушай, повтори», «Повторяй вместе со мной».

       Задание 1. - Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал: мох, мех, пух, бак, Бим, Бом.

       Задание 2. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа ГСГ и СГСГ - ива, боты, дети, кофе, киты, дома;

б) слова типа СГСГС - венок, гамак, газон, дымок, кабан, салат.

       Задание 3. Отраженное (сопряженное) произнесение односложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал: два, двор, сноп, лифт, мост, куст.

       Задание 4. Отраженное (сопряженное) произнесение двусложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова со стечениями согласных звуков на стыке слогов - овца, тыква, нитки, зайка, миска, индюк; кактус, фонтан, кувшин, магнит, солдат, каштан;

б) слова со стечениями согласных звуков в начале и середине слова — клюква, фрукты, звезда, гнездо, кнопка, спутник;

в) слова с несколькими стечениями согласных звуков — конверт, проспект, пингвин, Москва (Кремль), верблюд, актриса.

       Задание 5. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов без стечений согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова типа СГСГСГ - дорога, ворона, сорока, ворота, Галина, малина;

б) слова типа СГСГСГС - воробей, петушок, соловей, василек, потолок, колосок.

       Задание 6. Отраженное (сопряженное) произнесение трехсложных слов со стечениями согласных звуков.

Речевой и картинный материал:

а) слова с одним стечением согласных звуков - комната, гантели, аптека, осьминог, охотник, памятник;

б) слова с двумя стечениями согласных звуков - Незнайка, квартира, гвоздика, продукты, футболист, спутники.

       Задание 7. Отраженное (сопряженное) произнесение многосложных слов.

Речевой и картинный материал:

а) слова без стечений согласных звуков — водолазы, чемоданы, носороги, самокаты, бегемоты, телефоны; капитаны, тараканы, ящерица, раковина, паутина, пианино;

б) слова со стечениями согласных звуков - выключатель, холодильник, Снегурочка, шахматисты, экскурсовод, велосипедист.

       Комплекс В

       Задания на выявление особенностей многократного отраженного воспроизведения слов. Предлагаются с целью выяснения возможностей удержания программы действия в процессе проговаривания.

       Задание 1. Многократное повторение слова с опорой на предъявляемый образец. Инструкция: «Послушай, повтори три-четыре раза».

Примерный речевой материал: банан, хлеб, медведь, магнит, пингвин, памятник, воробей, петушок, апельсин, молоток, космонавт, ящерица, воспитательница и др.                            

       Задание 2. Многократное повторение слова без опоры на эталон.

Инструкция: «Посмотри, назови, повтори несколько раз».

Примерный речевой и картинный материал: лимон, гамак, гном, винт, овца, кактус, звезда, спутник, панама, малина, самолет, колосок, аптека, футболист, Буратино, гусеница, учительница и др.

       Примечание. Используется картинный материал предыдущих комплексов.

       Комплекс Г

       Задания на выявление особенностей состояния слогового состава слова в минимальном контексте. Предлагаются с целью выяснения возможностей использования слов различной степени сложности в составе словосочетаний и предложений.

       Задание 1. Завершение словосочетаний и предложений (подстановка нужного слова) с опорой на картинку.

Инструкция: «Я начну говорить, а ты закончишь. Тебе поможет картинка».

Речевой и картинный материал:

       а) добавление слова без изменения его грамматической формы: «Желтый ... (лимон); Катина ... (панама); плывет ... (пароход); колючий ... (кактус); отважный ... (солдат); длинноносый ... (Буратино)»;

       б) добавление слова с изменением его грамматической формы: «Я рисую... (гусеницу); мы кормили ... (Бима); мы полетим на ... (самолете); я положу письмо в ... (конверт); я хочу быть ... (космонавтом); я мечтаю о ... (велосипеде)».

       При необходимости логопед использует указующий жест на картинку и/или вопрос (например: «Мы полетим...на чем?»).  

       Примечание. Картинный материал дан к словам, взятым в скобки.

       Задание 2. Отраженное проговаривание конструкций, включающих слова различной структурной сложности.

Инструкция: «Посмотри, послушай, повтори».

Речевой и картинный материал:

       а) Бим дома; Бим спит; Бим отдыхает; лохматый Бим; Бим подметает; Бим охотится;

       б) Бим едет на грузовике; Бим играет на пианино; Бим кормит цыпленка; Бим увидел пингвина; Бим покупает продукты; Бим работает милиционером.

       Комплекс Д

       Задания на выявление особенностей многократного воспроизведения словосочетаний и предложений. Предлагаются с целью выяснения возможностей удерживать программу действия в процессе проговаривания.

       Задание 1. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции с постоянным предъявлением образца.

Инструкции: «Послушай, повтори»; «Еще раз послушай, повтори». И т.д.       

Речевой и картинный материал: скачет зайчишка; едут танкисты; комнатный цветок; гном ест хлеб; Галина ест малину; садовник поливает шиповник.

       Задание 2. Многократное (3-4 раза) воспроизведение конструкции без постоянного предъявления образца.

Инструкция: «Послушай, повтори несколько раз».

Речевой и картинный материал: едет машина; цветная бумага; сладкие бананы; знаки на перекрестке; в космосе спутники; под кустом лиса.

 Анализ результатов первой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:

- уровень сложности слоговой структуры слова, доступный для произнесения;

- количество и характер искажений;

- состояние ритмического рисунка слов при воспроизведении (скандирование, наличие ударений);

- темпинговые характеристики воспроизведения слов (скорость, паузирование);

- наличие/отсутствие определенного типа искажений;

- стратегия анализа структуры лексической единицы;

- контроль правильности при произнесении слова.

       2. Обследование восприятия лексических единиц

       Задачи второй серии заданий:

       1.   Выявление возможностей восприятия и оценки длины слова, наличия или отсутствия акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду, определение дисритмии и искажений в лексической единице.

       2.   Исследование способности к вероятностному прогнозированию и посегментному анализу слова и определение специфики прогностических операций на различном материале.

       3.   Выявление   зависимости,   определяющей   уровень сформированности механизмов упреждающего синтеза, вероятностного прогнозирования, посегментного анализа от степени овладения слоговой структурой слова в процессе проговаривания.

       4.   Исследование   способности   к   динамике   овладения процессами восприятия слова в рамках экспериментального времени.

       Данная серия заданий разработана авторами на основе:

- теоретических исследований П.К. Анохина, в частности, сформулированного им закона опережающего отражения действительности как всеобщей прогнозирующей способности живой материи;

- исследований по физиологии Н.А. Бернштейна о возможностях мозга осуществлять предвосхищение реального речевого воздействия;

- психологической теории восприятия как процесса посегментного анализа через синтез, детерминированного вероятностным прогнозированием (Д. Фрай, П. Ладефогд, Л.Р. Зиндер, И.А. Зимняя и др.).

       Комплекс А

       Задания на определение длины слова или слоговой цепочки, наличия акцентной выделенности и количества структурных элементов. Предлагаются с целью выявления наличия/отсутствия чувствительности к просодическим и ритмическим характеристикам языковой единицы.

       Задание 1. Определение длины слова. Ребенку предлагаются слова односложной и многосложной слоговой структуры для прослушивания и символы в виде коротких и длинных полосок. Вначале объясняется назначение символов (большая полоска — для длинного слова, маленькая - для короткого слова). Затем следует инструкция: «Послушай слово. Покажи нужную полоску».

Речевой материал: бах, пух, стук, пароход, бегемот, самосвал и др.

       Задание 2. Определение количества структурных элементов слоговой последовательности. Ребенку предлагаются слоговые последовательности для прослушивания и символы в виде кружочков.

Инструкция: «Послушай, сколько раз сыграла дудочка. Положи столько же кружочков».     

Речевой материал: серии слогов, произносимых с четким послоговым делением, но без акцентуации (например: ту-ту, ла-ла-ла).

       Задание 3. Определение акцентно выделяемых компонентов в слоговом ряду. Ребенку предлагаются цепочки слогов для прослушивания и символы - изображение цветка с бабочкой для слоговой цепочки, содержащей акцент, цветка без бабочки для слоговой цепочки без акцента. После объяснения назначения символов следует инструкция: «Послушай песенку. Покажи (подними) нужный цветок».

Речевой материал: серии слогов, предъявляемых с акцентами (например: пА-па-па, ту-ту-тУ, ко-кО-ко) и без акцентов (например: та-та-та).

       Комплекс Б

       Задания на определение наличия/отсутствия ритмических и структурных искажений в слове. Предлагаются с целью выявления особенностей восприятия дисритмии и структурных изменений слова.

       Задание 1. Определение наличия и отсутствия ритмического искажения в слове. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкции:

а) «Правильно ли говорит Буратино: «Это нОга. Это слОны?»;

б) «Послушай, правильно ли говорит Буратино: «Болит рУка?»

Речевой материал:

а)   квазислова — нОга, слОны;

б)   квазислова - рУка, гОлова.

       Задание 2. Определение наличия и отсутствия структурного искажения в слове.

       Ребенку предлагаются для прослушивания нормативные слова и квазислова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкции:

а) «Посмотри, скажи, здесь есть машина? амасина? тамалок? молоток?» И т.д.;

б) «Послушай, скажи, есть такое слово - сковородка? касавотка?» И т.д.

Речевой и картинный материал:

- нормативные слова - машина, молоток, самолет, чемодан; пуговица, тумбочка, сковородка, капуста;

- квазислова - представлены вариантами собственных искажений детей (амасина, тамалок, амает, масалет, са-карвотка и т.д.).

       Примечание. Дополнительно можно использовать «Картинный материал для проведения игр» - см. иллюстрации: тапки, тыква, гном, зонт, медведь, газета, собака, радуга, пингвин, фонтан, магазин, сарафан, автобус, кузнечик, телефон, колобок, пароход, гусеница, барабаны, помидоры, самокаты, телевизор, велосипед и др.

       Комплекс В

       Задания на опознание слова. Предлагаются с целью выявления возможностей вероятностного прогнозирования и упреждения в процессе восприятия структур, требующих трансформации.

       Задание 1. Завершение начатого слова. Ребенку предлагаются для прослушивания незаконченные слова:

а) с опорой на предметные картинки;

б) без опоры на предметные картинки.

Инструкция: «Закончи мое слово».

Речевой и картинный материал:

а) чере...(паха), лисе...(нок), поду.-.(шка), раке...(та); поми...(доры), само...(леты), мура...(вей), вело...(сипед);

б)   соба...(ка), руба...(ха), пана...(ма), каран...(даш), газе...(та), мага.-.(зин).

       Задание 2. Преобразование квазислов в нормативные. Ребенку предлагаются для прослушивания квазислова с нормативным началом, но измененной последующей структурой, которые медленно проговариваются экспериментатором.

Инструкция: «Послушай, угадай, какое слово спряталось в моем слове».

Речевой материал: чашак, шапак, пилак, тывка, фрутки, магазан, молотак, стульчак.

       Задание 3. Опознание и дифференциация слов, имеющих одинаковые фрагменты (при опоре на предметные картинки).

       Ребенку предлагаются слово и три картинки. При этом в названии одной-трех из них имеется общий фрагмент с предъявляемым словом, а картинка для названного слова отсутствует.

Инструкция: «Скажи, здесь есть <пила>?».

Речевой и картинный материал:

слово «пила», картинки — лапа, санки, волк;

слово «барашки», картинки - носки, рубашки, кошки;

слово «Чебурашка», картинки - дельфины, лягушка, черепаха;

слово «листок», картинки — гриб, елка, цветок;

слово «крот», картинки — кукла, торт, кот;

слово «радуга», картинки — гора, зебра, гамак;

слово «пугало», картинки - помидор, попугай, мухомор;

слово «луковица», картинки - шапка, цапля, курица;

слово «капли», картинки - туфли, лист, вафли;

слово «кабан», картинки — банка, банан, мышка.

       Анализ результатов второй серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:

- количество и характер ошибок;

- соотнесенность количества и характера ошибок восприятия с выраженностью искажений воспроизведения слов различной слоговой структуры;

- контроль правильности воспринимаемой структуры.

       3. Обследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий.

       Задачи третьей серии заданий:

1. Выявление состояния сложных параметров двигательных актов: ритмического и динамического.

2. Изучение возможностей построения серийно организованных движений, характера и количества возможных трудностей.

3. Определение динамики обучения ритмизации, построению и удержанию серийно организованных движений в процессе обследования.

       Изучение сложных параметров движений и действий у детей осуществляется с помощью нескольких комплексов заданий (А, Б, В, Г, Д), разработанных авторами на основе тестов Н.И. Озерецкого, М.Б. Эйдиновой и методики А.Р. Лурия.

            Комплекс А

       Задания на выявление динамических параметров движений органов артикуляции.

       Задание 1. Чередование движений губ:

а) «Улыбка»-«Трубочка»;

б) «Улыбка»-«Трубочка»-«Окошко».

       Задание 2. Чередование движений языка:

а) вверх-вниз - «Качели»;

б) вправо-влево - «Часики».

        Комплекс Б

       Задания на выявление динамических параметров мелких движений рук.

       Задание 1. Выполнение движения «пересчет пальцев» («Пальчики здороваются»).

       Задание 2. Выполнение движения «перекрест пальцев» (второй палец кладется на третий, и наоборот).

       Задание 3. Выполнение последовательных движений одной рукой («кулак-ладонь»).

       Примечание. Задания комплексов А и S предлагается воспроизвести по образцу, затем самостоятельно, затем под счет.

Инструкции:    

«Делай как я»;

«Продолжай сам»;

«Продолжай под мой счет».

        Комплекс В

       Задания на изучение динамических параметров движений рук и ног при выполнении серийных действий.

       Задание 1. Воспроизведение заданного количества хлопков (ударов ногами) без акцентуации в заданном темпе:

а) два хлопка (удара);

б) три хлопка (удара).

       Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения серии хлопков и ударов ногой (разное количество):

а) в умеренном темпе;

б) в быстром темпе;

в) в медленном темпе.

Инструкция: «Послушай, запомни, сделай так же».

       Задание 2. Воспроизведение последовательно организованных серий движений руками или ногами:

1) серии из двух движений -

а) руки в стороны, руки на пояс;

б) руки на пояс, руки на плечи;

в) руки в стороны, руки вверх;

2) серии из трех движений -

а) руки на пояс, на плечи, вверх;

б) руки вверх, в стороны, вниз;

в) нога назад, вперед, на место.

        Примечание. Выполнять задания предлагается совместно с экспериментатором, затем продолжать самостоятельно.

Инструкции: 

    «Делай как я»; «Продолжай сам».

       Задание 3. Воспроизведение последовательно организованных движений руками и ногами:

а) ногой, рукой (топ, хлоп - ТХ);

б) рукой, ногой (хлоп, топ - XT);

в) ногой, рукой, ногой (ТХТ);

г) рукой, ногой, рукой (ХТХ).

Ребенку предлагается воспроизвести действия по образцу.

Инструкция: «Посмотри, запомни, сделай так же».

       Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет демонстрируемые действия словами, например: «Топ, хлоп. Хлоп, топ».

       Комплекс Г

       Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений руками.

       Задание 1. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х (тихий хлопок - громкий хлопок).

       Задание 2. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х (громкий хлопок - тихий хлопок).

       Задание 3. Воспроизведение ритмической модели типа х-х-Х.

       Задание 4. Воспроизведение ритмической модели типа Х-х-х.

       Задание 5. Воспроизведение ритмической модели типа х-Х-х.

        Задание 6. Воспроизведение ритмических моделей:

а) типа хх—х (— - пауза);

б) х—хх;

в) х—х—х.

       Ребенку предлагаются для прослушивания и последующего воспроизведения ритмические структуры, которые выполняются при помощи хлопков. Рекомендуется предоставлять возможность визуального контроля за действиями экспериментатора.

Инструкция: «Послушай, запомни, прохлопай так же».

        Примечание. При необходимости экспериментатор подкрепляет действия словами, например: «Раз, ДВА, РАЗ, два».

       Задания на исследование особенностей воспроизведения ритмически организованных серий движений ногой.

       Комплекс Д

       Ребенку предлагаются задания, аналогичные перечисленным в комплексе Г, но вместо хлопков необходимо топать.

       Анализ полученных материалов по третьей серии заданий предполагает учет следующих критериев:

- количество удержанных двигательных серий;

- количество   правильно   воспроизведенных   ритмических моделей;

- количество попыток, их результативность;

- характер допущенных ошибок, их стойкость;

- точность воспроизведения предложенной последовательности движений (полнота или фрагментарность воспроизведения);

- темп, плавность, амплитуда, целенаправленность движений;

- степень самостоятельности при выполнении заданий.

      4. Обследование состояния оптико-пространственной ориентации

       Задачами четвертой серии заданий является изучение:

- сомато -пространственной ориентации и пространственной организации движений рук и ног;

- состояния пространственных представлений и ориентации в трехмерном и двухмерном пространствах;

- возможностей удержания предложенной стратегии пространственно организованной деятельности;

- возможностей выполнения пространственно-ориентированных действий в процессе изобразительной и конструктивной деятельности;

- особенностей манипулирования предметами в трехмерном пространстве, геометрическими фигурами на плоскости;

- возможностей развития оптико-пространственных ориентировок в рамках экспериментального времени.

       Изучение особенностей оптико-пространственной ориентации у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с помощью трех комплексов специальных заданий (А, Б, В), составленных авторами на основе практических разработок, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Э. Вюрпилло, Р.Я. Лехтман-Абрамович, А.А. Люблинская и др.).

       Комплекс А

       Задания на выявление особенностей сомато - пространственной ориентации и возможностей пространственной организации движений.

       Задание 1. Манипулирование реальными предметами одежды и обуви (их использование). Ребенку предлагают в произвольном порядке варежки и ботинки.

Инструкция: «Возьми и примерь то, что ты хочешь».

       Задание 2. Копирование положений одной руки: вверх, в сторону, вперед, назад.

       Задание 3. Копирование положений одной ноги: сгибание в колене, отведение в сторону, вытягивание вперед, отведение назад.

       Задание 4. Копирование несимметричных движений двух рук:

правая рука поднята вверх, левая отведена в сторону;

правая рука находится на поясе, левая поднята вверх;

правая рука отведена назад, левая вытянута вперед.

       Задание 5. Копирование движений руки и ноги:

левая рука поднята вверх, правая нога отведена в сторону;

правая рука отведена в сторону, левая нога согнута в колене;

левая рука - на плече, правая нога вытянута вперед.

       Процедура проведения обследования по копированию движений   следующая:   экспериментатор   поворачивается спиной к ребенку и осуществляет показ действий. Инструкция: «Сделай как я».

       Комплекс Б

       Задания на выяснение особенностей пространственных представлений и ориентации в трехмерном пространстве.

       Задание 1. Перемещения в знакомом пространстве, направляемые:

       а) одноступенчатыми инструкциями экспериментатора;

     б) двухступенчатыми инструкциями экспериментатора. Перемещения осуществляются в знакомой комнате. Для организации обследования используются постоянно находящиеся в помещении предметы мебели и расположенные на ковре игрушки.

Инструкции:

       а) «Сделай два шага вперед»; «Отступи на шаг назад»; «Встань около шкафа»; «Встань рядом с мишкой»; «Встань позади мишки»; «Встань впереди мишки»;

       б) «Встань около стола, а затем рядом с мишкой»; «Встань около стула, а потом перед мишкой»; «Встань возле стула, а потом позади мишки».

       Задание 2. Манипулирование предметами в пространстве:

       а) в соответствии с одноступенчатой инструкцией экспериментатора;

       б) в соответствии с двухступенчатой инструкцией экспериментатора.

Инструкции:

       а) «Положи мячик перед собой»;

   «Посади куклу позади себя»;

   «Поставь пирамидку близко к себе»;

   «Положи мячик далеко от себя»;

   «Поставь кубик дальше мячика»;

   «Посади куклу между пирамидкой и мячиком»;

       б) «Поставь кубик ближе всех, а куклу посади дальше всех»;

   «Поставь пирамидку за куклой, а кубик перед куклой».

       Комплекс В

       Задания на исследование особенностей пространственных представлений и ориентации в двухмерном пространстве.

       Задание 1. Построение линейного ряда в порядке, заданном экзаменатором (копирование).

       Ребенку предлагается продолжить горизонтальный и вертикальный линейные ряды из трех геометрических фигур, попеременно сменяющих друг друга, например: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат, треугольник и т.д.

       Задание 2. Изображение графических знаков на листе бумаги:

       а)  в заданных пространственных позициях;

       б) относительно друг друга с учетом заданных пространственных координат.

       Процедура обследования следующая:

       а) ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Инструкции: «Нарисуй кружок в середине листа»; «Поставь крестик наверху листа»; «Нарисуй треугольник внизу листа»;

       б) ребенку предлагается карандаш и лист бумаги, в центре которого - схематичное изображение домика, в правой половине листа - схематичное изображение дерева. Инструкции: «Нарисуй кружок вверху над домиком»; «Поставь крестик внизу под домиком»; "Нарисуй квадратик между домиком и деревом».

       Задание 3. Манипулирование элементами изображаемой фигуры в процессе создания аппликации («Рыбка»).

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2016/08/04/rybka.jpg?itok=VTqkQFiO       Выполнение задания осуществляется в два этапа. На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец расположения элементов фигуры на плоскости.

Инструкция: «Смотри, запоминай».

       Далее следуют комментарии действий: «Сначала в середину листа кладем туловище (овал), затем рот (треугольник), глаз (круг), хвост (треугольник), потом верхний плавник и нижний плавник (треугольники)».

        На втором этапе ребенку предоставляются геометрические фигуры, необходимые для создания аппликации. Образец остается перед ребенком.

Инструкция: «Сделай сам».

       Задание 4. Рисование пространственно организованной фигуры («Дерево»).

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2016/08/04/yolka.jpg?itok=559ZgBRC       Выполнение задания осуществляется в два этапа.

       На первом этапе экспериментатор предлагает план-образец изображения.

Инструкция: «Смотри, запоминай».

       Далее следуют комментарии действий: «Проводим линию сверху вниз.   Это ствол.   Теперь сверху вниз от ствола рисуем линии слева и справа. Это ветки».

       На втором этапе ребенку предлагается карандаш и чистый лист бумаги. Образец остается перед ребенком. Инструкция: «Нарисуй сам».

       Анализ результатов четвертой серии заданий рекомендуется осуществлять с учетом следующих критериев:

- количество правильно выполненных заданий;

- автоматизированность, точность, скорость, самостоятельность выполнения действия;

- возможность удержания программы последовательных пространственно организованных действий, точность ее выполнения (полнота или фрагментарность воспроизведения);

- характер стратегии и тактики всей оптико-пространственной деятельности в целом;

- возможность оценивать собственные действия.

 

       Литература.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о значении сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников

В данной статье автор рассказывает о значимости сформированности звуко-слоговой структуры слова в социальном развитии умственно отсталых дошкольников. Дат немного исторической оценки изученности данно...

Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова.

Представлены варианты игровых упражнений....

Слоговая структура слова.Развитие слогового анализа и синтеза слов.Виды нарушений слоговой структуры слова.

1) Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе.2) Первые слова аномальной детской речи.3) Типы нарушений слоговой структуры слова.4) Этапы коррекционной работы по устранению нарушений слоговой ...

Формирование предпосылок коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье описан подготовительный этап по коррекции нарушений слоговой структуры слова у дошкольников....

Экспресс диагностика состояния звукопроизношения и слоговой структуры слова дошкольников.

Материал, с помощью которого можно быстро обследовать звукопроизношение и слоговую структуру слова у детей 5-7 лет. Подходит как для очного проведения диагностики, так и для онлайн занятий....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.

Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....