Практические приёмы постановки заднеязычных звуков речи.
консультация по логопедии

Данная консультация содержит материал о способах постановки заднеязычных звуков речи. Информация будет интересна учителям-логопедам,воспитателям,родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Приёмы постановки заднеязычных звуков»

(консультация для учителей-логопедов, воспитателей и заботливых родителей)

Недостатки произношения заднеязычных звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'] объединяются общим названием - каппацизмы. Иногда их подразделяют на три группы:

· каппацизмы - нарушения звуков [к], [к'],

· гаммацизмы - нарушения звуков [г], [г'],

· хитизмы - нарушения звуков [х], [х'].

К ним относятся отсутствие звуков [к], [к'], [г], [г'], [х], [х'] и их искажения.

Разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих звуков какими-либо другими, называются паракаппацизмом, парагаммацизмом, парахитизмом.

Артикуляция звука [к] состоит в следующем: положение губ зависит от последующих гласных. Между верхними и нижними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен и значительно отдален от нижних зубов, а задняя часть спинки языка смыкается с нёбом. В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взрывается, освобождая путь проходящему позади под давлением воздуху, который с характерным шумом вырывается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Звук [г] по механизму своего образования отличается от звука [к] лишь смыканием и последующей вибрацией голосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

Особенность артикуляции звука [х], отличающая его от звука [к], состоит в том, что спинка языка не полностью смыкается с нёбом, оставляя по средней линии щель, проходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызывает шум, присущий фонеме [х].

Мягкие звуки [к]', [г'], [х'] отличаются от парных твердых перемещением смычки или щели, образуемой языком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба.

Я расскажу про два основных вида каппацизма.

1.Вместо «К» слышится просто краткий выдох или кашлеобразный звук, вызванный смыканием голосовых связок с последующим взрывом смычки. Язык участия в артикуляции не принимает.

3. Боковое произношение.

Обычно искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков, т. е. к' г', х’. Воздушная струя изменяет направление и выходит вбок, что создает хлюпающий призвук, и речь становится нечеткой, а иногда даже непонятной. Например: «Кхлим дал Гхленекхлегхли» (Ким дал Гене кегли). Причиной является недостаточная работа мышц одной половины языка: она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

При исправлении этого вида произношения на подготовительном этапе воспитатель дает упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок.

Автоматизация звуков проводится в том же порядке, что и при отсутствии звуков к', г', х'.

Замена звуков к, к', г, г', х, х' другими звуками.

Наиболее часто заднеязычные звуки к, г, х заменяются переднеязычными т, д. Обычно к и х заменяются звуком т, а г — д. Речь ребенка звучит так: «Татя татает том» (Катя катает ком), «Дуси дромтододочут» (Гуси громко гогочут), «Мута летала отолоута» (Муха летала около уха). Взрослые и дети без труда замечают такое дефектное произношение. Можно легко увидеть и неправильную артикуляцию. Попросив ребенка произнести, например, слово гамак, воспитатель увидит, как у него в начале и в конце слова кончик языка поднимается и прижимается к нёбу за верхними зубами (в норме кончик языка должен находиться внизу, а подниматься должна задняя часть языка).

Иногда «К» заменяется звуком «Х». Причина: язык неплотно прижимается к нёбу, оставляя щель, через которую с шумом проходит воздух.

 Воспитатель показывает перед зеркалом различия в положении языка при произнесении звуков к («Капли капают») и т («Колеса вагона стучат»). Когда ребенок освоит движения вверх кончиком языка (при т) и «хвостиком» языка (при к) – смотря какая часть языка работает, педагог пробует вызвать к по подражанию.

1. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло, с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]) «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом.

2. Постановка звука [К] на вдохе.

Предложить ребенку «всосать язык» или «зевнуть», имитировать храп. Показать, как это нужно сделать, при этом на вдохе произносить слоги близкие по звучанию [ка-ка-ка]. В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе.

3. Постановка звука [К] от правильного [Х].

Предложить ребенку во время длительного произнесения звука [х] зажать щель, «поставить точку», перекрыть поток воздуха. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к]. Лучше это делать после выдоха, чтобы избежать придыхательного оттенка, призвука [х].

Упражнение «Язычок-борец»:

Объяснить ребенку, что его язык  превращается в борца, который борется со своим указательным пальцем  (палец предварительно вымыт). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Палец упирается в кончик языка. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку».

Упражнение «Катание с горы»:

Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Давайте вместе попробуем. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток.

Постановка звука г. Обычно звук г ставится по подражанию с использованием тактильных ощущений. Так, воспитатель тихо произносит звук к (к-к-к), затем громко звук г (г-г-г). Объясняет ребенку: «Когда я говорю к тихо, голос молчит, стенки «домика» не дрожат; когда я говорю г громко, голос так звонко поет, что даже стенки «домика» дрожат. Давай проверим, как звонко поет наш голос». Одну руку ребенок прикладывает тыльной (внешней) стороной к своей шее спереди, вторую — к шее воспитателя, который многократно произносит то звук к, то звук г. При произнесении г ребенок ощущает вибрацию голосовых связок. Далее те же звуки воспитатель и ребенок проговаривают вместе, последний контролирует рукой наличие голоса и у себя, и у взрослого.

1. Вызывание звука по подражанию или от звуков [к], [к’] на

тактильной основе.

Предлагаем ребенку произнести звуки [к], [к’], приложив при этом ладошку к своему горлышку, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок.

Постановка звука г'. Если ребенок хорошо произносит звук г в словах, можно получить слоги ги, ге. («Маленькие гусята гогочут: ги-ги-ги (ге-ге-ге).Скажи и ты так».) Воспитатель следит, чтобы у ребенка губы растягивались в улыбке,— это способствует продвижению языка вперед, т. е. выработке артикуляции, необходимой для звука г'.

Можно для получения правильных к', г', х' попросить ребенка произнести звук к, а затем через паузу — звук и: к — и (или г — и, х — и). Повторяя вместе с ребенком эти звуки, педагог уменьшает паузы между ними и постепенно добивается их слитного произнесения: ки, ги, хи.

Постановка звука /Х/

1. По подражанию.

а). Звук /Х/ легко вызывается по подражанию с использованием игрового приема: «Открой широко рот и подыши на свои руки, «погрей их». При этом логопед следит, чтобы кончик языка ребенка находился внизу, а задняя часть круто поднималась вверх, но не касалась нёба. Можно, например, сначала предложить ребенку сделать «невысокую горку», а уж потом «пустить ветерок».

б). Можно предложить ребенку смешную картинку или игрушку , чтобы вызвать у него смех, посмеяться вместе с ним, после чего обратить его внимание на смех: мы смеемся «ха-ха-ха».Смеяться надо после выдоха (плечи опущены, негромко, низким голосом. Для контроля – ладонь, ощущающая «смешки» - толчки горячего воздуха.

2. Постановка звука [Х] от [К].

Предлагаем ребенку длительно и внятно, не отрывая язычка от неба

произнести звук [к]. Получится звукосочетание [кх-х -х]. Ребенок подставляет ко рту ладонь и «дует» в нее следующим после [к] звуком. Дальше нужно произносить звукосочетание [кх-х-ха] в середине должен быть длительно звучащий [х], звук [а] на конце должен произноситься кратко и отрывисто это придаст звуку [х] большую внятность.

3. Постановка [Х] от [Х’].

Предлагаем ребенку похихикать утрированно произнося слоги [хи -хи -хи]. Продолжая произносить слоги приоткрываем рот шире, примерно на ширину пальца. (поскольку рот приоткрыт, вместо [хи] будет выходить почти [хы]). Если в слоге [ха] будет слышаться полноценный твердый звук [х], переходите к слогам с гласными [э, о, у, ы]. Все выполняется по подражанию.
Приоткрываем рот до тех пор, пока не послышится полноценный звук [х].

Звук х'

Постановка звука. Обычно звук х' вызывается сразу в слогах. Воспитатель предлагает ребенку улыбнуться и неоднократно произнести слог хи, подражая смеху маленькой девочки.

Литература:

1.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед.институтов по спец. Педагогика и психология (дошк.), М.: Просвещение,1989 – 223 с

2. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии,2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

приёмы постановки свистящих звуков

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края...

Презентация на тему: Приёмы постановки свистящих звуков

         Уважаемые коллеги! Позвольте представить вашему вниманию презентацию на тему: «Приёмы постановки свистящих звуков».Тема коррекции свистящих звуков достаточно а...

Приёмы постановки шипящих звуков.

Некоторые приёмы постановки звуков: ш, ж, ч, щ....

Приёмы постановки заднеязычных звуков.

В норме становление правильного произношения звука К происходит к двум годам. Если у вашего ребёнка к четырём  годам  нет этого звука, то необходимо задуматься почему так и  обратиться ...

методика постановки заднеязычных звуков

методика постановки заднеязычных звуков...

Особенности работы по постановке заднеязычных звуков у детей с дизартрией

Способы постановки заднеязычных звуков у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»...

Обучающий семинар для воспитателей. «Приёмы постановки заднеязычных звуков».

Обучающий семинар для воспитателей.«Приёмы постановки заднеязычных звуков»....