Игры по развитию речи у дошкольников с ОВЗ на тему «Семья»
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Аникеева Наталия Григорьевна

Данная подборка упражнений разработана в помощь воспитателям, учителю-дефектологу, учителю-логопеду, работающих  с дошкольниками с ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры по развитию речи у дошкольников с ОВЗ на тему «Семья»

Игры по развитию речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Тема «Семья»
Данная подборка упражнений разработана в помощь воспитателям, учителю-дефектологу, учителю-логопеду, работающих с детьми раннего возраста, с дошкольниками с ОВЗ. Представленная практическая информация может быть информативна для родителей данной категории детей, посещающих и не посещающих ДОУ в качестве рекомендаций по дополнительному развитию ребенка.
Цель – пополнение активного и пассивного словаря по теме «Семья» у дошкольников с ОВЗ.

1.Игровая ситуация «Семья»

Задачи: формировать (продолжать формировать) понимание /стимулировать употребление существительных: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат; активизировать речь; развивать слуховое восприятие, диалоговое общение, речедвигательные навыки; воспитывать интерес к ведению диалога.
Материалы: картинки с изображением семьи; фотографии семьи, д/и Семья Мишутки».
Примерный ход:
1. Организационный этап:
Педагог обращает внимание ребенка на семью Мишутки (Д/и «Семья Мишутки» педагог раскладывает иллюстрации карточек мамы медведицы, папы медведя, маленького Мишутки, стимулирует ребенка присоединиться к своим действиям, разложить предметы по размеру (самый маленький стульчик – Мишутке, самый большой – медведю, средний – медведице и т.д.))
2. Коррекционно-развивающий этап:
- У Мишутки есть мама и папа.
- Покажи маму (папу).
Далее педагог обращает внимание ребенка на картинку с изображением семьи, уточняет понимание (употребление) существительных: мама, папа, баба, деда, брат, сестра; предлагает ребенку показать и назвать, по возможности на картинке и фотографии членов семьи ребенка.
Далее предлагает ребенку поиграть с пальчиками.
Педагог совместно с ребенком или оказывая посильную помощь в загибании пальцев ребенка, рассказывает стихотворение, слова которого сопровождаются загибанием определенного пальца, начиная с большого.
Этот пальчик – папа.
Этот пальчик – мама.
Этот пальчик – деда.
Этот пальчик – баба.
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
3. Итоговый этап:
- Покажи …
- Назови …(показ педагогом)
- Это, кто? (показ педагогом)
- Какой пальчик, - папа (мама, дедушка, бабушка, брат, сестра)?

2. Игровая ситуация «Что делает?»

Задачи: формировать понимание (стимулировать употребление) глаголов в ед. ч. помогает, моет, готовит, стирает, убирает, пылесосит, чинит, печет, играет; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать интерес диалогового общения.
Материалы: картинки с изображением семьи; фотографии семьи, действий (моет, готовит, стирает, убирает, пылесосит, чинит, печет, играет).
Примерный ход:
1. Организационный этап:
Педагог обращает внимание ребенка на картинки с изображением действий членов семьи.
2. Коррекционно-развивающий этап:
- Мама моет посуду, посмотри, мама моет.
- Бабушка готовит.
- Покажи, где мама моет (бабушка готовит).
Далее педагог предлагает ребенку запомнить названия следующих действий (папа (дедушка) – чинит; мама (бабушка) – стирает, убирает, готовит; ребенок (брат, сестра) – играет.
3. Итоговый этап:
- Кто моет (готовит, стирает, убирает, пылесосит, чинит, печет, играет)?
Задачи: формировать понимание (стимулировать употребление) глаголов: моет - помой, убирает - убери; развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать интерес взаимодействия с взрослым и сверстником.
Материалы: картинки с изображением семьи, действий (моет, убирает), игровой набор посуды.
Примерный ход:
1. Организационный этап: Педагог обращает внимание ребенка на картинки с изображением действий.
2. Коррекционно-развивающий этап:
- Мама моет, посмотри.
Предлагает ребенку помыть детскую посуду.
- Помой посуду.
- Бабушка убирает (посуду), посмотри.
Предлагает ребенку убрать детскую посуду.
- Убери посуду.
3. Итоговый этап:
- Покажи, где моет (убирает).

3. Игровая ситуация «Какой?»

Задачи: способствовать пониманию (употреблению) имен прилагательных м. и ж. р. в ед.ч.: веселый(ая), добрый(ая), ласковый(ая), любимый(ая); развивать слуховое восприятие, внимание; воспитывать интерес к диалоговой речи.
Материалы: картинки с изображением семьи; фотографии семьи.
Примерный ход:
1. Организационный этап: Педагог обращает внимание ребенка на картинки с изображением членов семьи.
2. Коррекционно-развивающий этап:
- Покажи маму (бабушку, дедушку, брата, сестру).
- Мама (бабушка, сестра) обнимает (показывает) – ласковая.
- Папа (дедушка, брат) обнимают?
- Папа (дедушка, брат) – ласковый.
- Покажи, кто ласковый.
Аналогично проводится работа по пониманию (употреблению прилагательных: веселый(ая), добрый(ая), любимый(ая).
3. Итоговый этап:
- Кто ласковый, покажи.
- Кто любимый?
- Мама (бабушка), какая? (добрая, любимая, ласковая)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по развитию речи старших дошкольников по теме: "Транспорт"

Материал содержит игры по развитию речи старших дошкольников и предназначен для использования педагогами и родителями....

Игры по развитию речи старших дошкольников по теме: "Как звери готовятся к зиме"

Данный материал содержит игры по развитию речи старших дошкольников. Может использоваться педагогами и родителями....

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры в развитии речи у дошкольников».

Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается  любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка....

Тема: «Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников»

Консультация для педагогов "Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для дошкольников старшего возраста по теме: квест игра «Путешествие с Весной» воспитателя МБДОУ детский сад № 7 комбинированного вида ст. Старощербиновская Брылёвой Аллы Александровны

Активизировать интерес к познанию окружающего мира по теме весна, помочь детям усвоить новые знания о признаках весны, уметь их описывать, логически выстраивать цепочку погоды. Закрепить знания детей ...

Методическая разработка "Педагогическая гостиная" по теме самообразования : Использование театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.В результате сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности ребенок познает мир умом и сердцем....