Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры в развитии речи у дошкольников».
методическая разработка (средняя группа)

Савинова Александра Сергеевна

Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается  любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка.  Актуальность моей работы заключается в том, что в результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая моторика пальцев рук. Данная тема наиболее актуальна для детей нашей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Пальчиковые игры в развитии речи у дошкольников».

Разработала: воспитатель         ГБОУ «Академическая  гимназия № 56» г. Санкт-Петербурга

Савинова Александра Сергеевна

Санкт-Петербург

         2019

Тема: Пальчиковые игры в развитии речи у дошкольников

Цель: Развитие речевой деятельности у детей, посредством пальчиковых игр.

Задачи:

  1. повысить речевую активность;
  2. пополнять словарный запас;
  3. учить слушать и понимать речь взрослого;
  4. создать благоприятный эмоциональный фон;
  5. развивать умение подражать взрослому;
  6. развивать воображение и память;
  7. развивать умение удерживать внимание;
  8. тренировать память ребенка.

        

        Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. В настоящее время у большинства детей отмечается слабое развитие моторики, и в частности - руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается  любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг.

Дети, редко делают что – то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания). Поэтому у большинства детей дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности не только крупной моторики, но и тонких движений кистей пальцев рук.

Наши наблюдательные ученые заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. Играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. Но в наше время появилось большое разнообразие игр с использованием пальчиковой гимнастики. Так же есть возможность подобрать различные упражнения под тематическое планирование, тем самым улучшится усвоение определенной темы.

Разучивание текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует развитие речи, пространственное мышление, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность.

Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, обязательно поиграйте самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев, определитесь, смогут ли дети выполнить данные движения. Лучше всего начать с самых простых, как с движений, так и  с проговаривания текста, постепенно усложнять движения и добиваться проговаривания текста детьми

Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.

При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы. Подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то на начальном этапе достаточно выполнять движения вместе с взрослым.

 Актуальность моей работы заключается в том, что в результате разучивания пальчиковых игр развивается не только речь детей, но и мелкая моторика пальцев рук. Данная тема наиболее актуальна для детей нашей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.

Моя работа проводится по 3 направлениям:

  1. дети;
  2. родители;
  3. педагоги.

  • Пальчиковые игры были включены в непосредственно образовательную деятельность;

        Например, во время занятия по конструированию.

Молоточком постучу,
Гвоздики заколочу,
Буду строить дом-дом,
Буду жить я в нем, в нем!

         

        На ИЗО деятельности  можно использовать следующую игру:

Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем, 
Рисовать опять начнем.

        

        При проведении занятия по развитию речи предлагаю:


Петушок наш вдруг проснулся,
Прямо к солнцу повернулся.

Кукарекнул раз, два, три!
Ты сегодня не проспи.

        

        При проведении занятия по окружающему миру на тему лес  предлагаю:

Один, два, три, четыре, пять,              Пальцы в кулачки, ладошками наверх.

Вышли пальчики гулять.                       Показать указательным и безымянным двжение

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,                    Отогнули мизинцы, далее следующие пальцы по одному.

Этот пальчик чистить стал,                                                                                                

Этот пальчик жарить стал,

Ну а этот только ел,                                Большие пальцы вверх!

Оттого и потолстел!

        При проведении занятия по окружающему миру на тему семья  предлагаю:

Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Ну, а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.

  • использую в режимных моментах, например, во время одевания на прогулку, умывания или укладывания спать:

Водичка, водичка, (подставить ладони под воображаемую струю воды)

Умой моё личико.                                  

Чтобы глазки смотрели,

Чтобы щечки краснели.                                  

 Чтоб смеялся роток  

 И кусался зубок.        

На подушку головой –

Глажу, глажу лобик свой.

Глазки закрываю, быстро засыпаю.  

  • во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребенок играет в семью и готовит обед:

Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы морковку  трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.

В работе с детьми использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Групповая форма:

***

Как живешь?

- Вот так! (Большие пальцы обеих рук - вверх, остальные собраны в кулак)

А плывешь?

- Вот так!(Руками изображают движение пловца.)

Как бежишь?

- Вот так!(Руки согнуть в локтях, движение вдоль туловища)

Вдаль глядишь?

- Вот так!(Поочередно прикладывать ладони колбу)

Машешь вслед?

- Вот так!(Энергичные движения кистями рук)

Ночью спишь?

- Вот так!(Ладони под голову.)

А шалишь?

- Вот так!(Кулачками обеих рук хлопнуть по надутым щекам.)

***

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой, (Большие пальцы соединяют

остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют

изображая крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)

И для птиц тепло.

Работу в подгруппах использую, когда ребята разучивают новую пальчиковую игру. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности с разучиванием игры, либо с координацией движений.

Достичь хороших результатов мне помогло использование разнообразных форм работы с родителями, это:

  • Индивидуальные беседы.
  • Изготовила буклеты “Пальчиковые игры”.

Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:

  • Продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;
  • Пополнять копилку пальчиковых игр;
  • Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
  • Осуществлять взаимодействие с семьей.

  • В своей работе я использую следующую литературу:
  1. «Пальчиковые игры»  Русские игры с пальцами

                                Немецкие игры с пальцами

                                Тувинские игры с пальцами

Метельская «100 физминуток»

Никитина «33 лексические темы»

Н.Н. Соболева, Н.В. Егорова, Л.П. Паршукова;

  1.  «Веселые пальчики» Ткаченко  Татьяны Александровны;
  2. Интернет – сайты.

И в заключении хотелось бы сказать следующее, пальчиковая игровая деятельность связанная с мелкой моторикой очень благоприятно влияет на развитие речи детей и позволяет правильно формировать связную речь ребенка. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности, что повысит у детей желание использовать русский фольклор в свободной игровой деятельности.

Перспективное планирование пальчиковых игр для средней  группы

        Тема – Осень

***

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.                 Сжимают и разжимают кулачки.

Листья березы,                                Загибают большой палец.

Листья рябины,                                Загибают указательный палец.

Листики тополя,                                Загибают средний палец.

Листья осины,                                   Загибают безымянный палец.

Листики дуба мы соберем,             Загибают мизинец.

Маме осенний букет отнесем.        Сжимают и разжимают кулачки.

***

Раз, два, три, четыре, пять,              Загибают пальчики на обеих руках,
                                                                  начиная с больших.

Будем листья собирать.                    
Ритмично сжимают и разжимают
                                                                  кулачки.
Листья берёзы,                                     Вновь загибают пальчики, начиная с
Листья рябины,                                 
больших.
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,              
«Шагают» по столу средним и
Маме осенний букет отнесём.         
указательным пальцами обеих рук.

***

Ветры яблони качают.         Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы      разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.        Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу.       Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями

        Тема – Игрушки

***

Есть у нас игрушки:                          Хлопки
Пластмассовые погремушки,           Встряхивают кулачки.
Мишка мягкий меховой,                   Сжимают и разжимают пальцы.
Мяч резиновый цветной,                  Делают шар из пальцев.
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный,                       Руки сложить в круг перед собой
Шарик легкий надувной,                 Руки сложить в круг перед собой.
Я люблю играть с тобой.                 Хлопают в ладоши

***

Есть игрушки у меня:               (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня,                  (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран
– Настоящий великан.
Сколько вместе? Как узнать?       (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Помогите сосчитать!

***

Я с игрушками играю:                 (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю,                    (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.               (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

        Тема - Фрукты

***

Мы делили апельсин,             Левая рука в кулачке, правая её обхватывает.

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа.            Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке.

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для котят.

Эта долька - для утят.

Эта долька - для бобра.

А для волка – кожура!            Встряхиваем обе кисти.

***

Я у бабушки в деревне          (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

Фрукты собираю.                (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

Груши, яблоки и сливы      (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)

С дерева срываю.               (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

        Тема – Овощи

***

В огороде много гряд:          (сжимают и разжимают пальцы в кулак)

Тут и репа, и салат,              (по очереди разжимают пальцы из кулака)

Тут и свекла, и горох,

А картофель разве плох?

Оставайся на год

Наш зеленый огород.           (сжимают и разжимают пальцы).

***

У Лариски две редиски.       (Сжимают пальцы в кулак, по одному пальцу разжимая)

У Сережки-сорванца два зеленых огурца.

А у Вовки две морковки.

Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

***

Хозяйка однажды с базара                     Сжимают и разжимают пальцы.

Пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,                                                Загибают поочерёдно пальцы.
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..

        Тема – Лес

***

Ветер по лесу летал,         (плавные движения ладонями)

Ветер листики считал:       (загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.       (спокойно укладывают ладони на стол)

***

На березе, на осине                 (сжимают и разжимают кулачки)

Догорели листья…

Дунул ветер, и рябина            (разжимают кулачки и тихонько кладут ладони на стол)

Уронила кисти…

Дождик моет желтый луг         (поглаживание кисти правой, затем левой руки)

Ржавый и шершавый

И земля вздыхает:

- Уф!.. Отдохну, пожалуй… (спокойно положить руки на стол)

        Тема - Грибы

***

Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки. - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог. - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке. - мизинец

***

Топ – топ – пять шагов,                            «Шагают» пальчиками по столу.
В туесочке пять грибов.                          Переплели пальцы – сделали туесочек,
Мухомор красный – гриб опасный.    большие пальцы – ручка.
А второй – лисичка,                                  Загибают по одному пальцу на обеих
Рыжая косичка.                                         руках на каждое название гриба,
Третий гриб – волнушка,                        начиная с мизинцев.
Розовое ушко.
А четвёртый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый,
Ешь его смело!    

        Тема – Ягоды

***

Раз, два, три, четыре, пять,                         (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)

В лес идем мы погулять.                            (Обе руки идут по столу)

За черникой,                                                  (Загибают пальчики, начиная с большего)

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

        Тема – Дом

***

Дом мы строим                     («крыша» - соединить подушечки пальцев обеих рук)

Выше, выше!

Есть окошки в нем                (добавить соединенные большие пальцы – «окно»)

И крыша!

***

Туки-туки молотком,              (стучат кулаками один по другому)

Строю, строю новый дом.      (ладони располагаются под углом)

Будет он большой, как ель,

Будут окна, будет дверь.         (делают из пальцев «окно» и «дверь»)

Всех в него я поселю:              (хлопают в ладоши)

Мышку, зайчика, лису.

***

Молотками мы стучим,            (стучат кулачками, держа сверху то один, то другой)

Строить новый дом хотим.       («домик» - соединяют ладони крышей)

Кто в доме будет жить?            (сжимают и разжимают переплетенные пальцы обеих рук)

С нами кто будет дружить?

- Девочки и мальчики,               (поочередно сжимают и разжимают кулачки обеих рук)

Маленькие пальчики!                (пальчики «здороваются» друг с другом)

***

Мальчик строит дом.                 (постукивают кулачками один о другой)

Он увлечен своим трудом:

Из камня мальчик строит дом.  («домик»-соединить подушечки пальцев под углом)

Сердитый ветер налетел,           (покачивают руками над головой)

Шел град, но дом остался цел.   (стучат пальцами одной руки по ладони другой)

Лил дождь, был гром –

Не рухнул дом!                             («домик»)

        Тема – Мебель

***

Раз, два, три, четыре,                               Ритмично сжимают и разжимают
Много мебели в квартире.                     кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку,              Загибают пальчики, начиная с
А в буфет поставим чашку.                    больших, на каждое название мебели.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть – чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.   
Чай с вареньем дружно пили.              Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире.                    стучат кулачками.                

***

Мебель я начну считать                       Показывают ладошки обеих рук.
Кресло, стол, диван, кровать,              Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки.
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали,                         Разжимают кулачки и показывают ладошки.
Десять пальчиков зажали!                    Сжимают кулачки и поднимают их вверх.

        Тема – одежда

***

Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?         Сжать пальцы в кулачок.

Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».      Все пальцы разжать, кроме одного.
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!                Разогнуть оставшийся согнутым палец.
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик,           Сжать пальцы в кулачок.
как живешь?

***

Лиф на байке,                (поочередно загибают пальцы на обеих руках)
Три фуфайки,                 ( одновременно на каждое название одежды)
На подкладке платьице
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик катится?      (пожимают плечами)
Сто одёжек,                      (ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
сто застёжек,
Слово вымолвить не может.           (похлопывают себя по плечам.)
Мама так закутала,
Что не знаю, Тут ли я!                  (разводят руки в стороны)

        Тема- Обувь

***

Посчитаем в первый раз,                (Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви у нас. и удары кулачками по столу.)
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,               (На каждое название обуви
Да ещё ботинки                              загибают по одному пальчику, начиная с большого).
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

***

Всюду, всюду мы вдвоем    Средний и указательный пальчики

Неразлучные идем.             «шагают» по столу.

Мы гуляем по лугам,            Дети загибают по одному

По зеленым берегам,             пальчику, начиная с большого.

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

Будем там тихонько спать.   Укладывают ладони на стол

        Тема – Зима

***

Вечер приближается                          (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается                              (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз                                  (с усилием сожмите кулаки)
—Щиплет щеки, щиплет нос           (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать                        (потрите ладони)
Надо их отогревать                           (подышите на ладони).
Вечер приближается                          (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
—До свиданья! До утра!                   (помашите рукой на прощание).

***
Пришла зима,                                     трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.                                пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,                                      трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.                                    ладошкой массажируем кончик носа
Снег,                                                  плавные движения ладонями
Сугробы,                                           кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.                                           ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!                 обе руки протянуть вперед

        Тема - Зимние забавы.
***

Раз, два, три, четыре, пять             (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять             (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили                  (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили           ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались           (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись                  (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли             (отряхиваем ладошки)
Суп поели                                        ("едим суп"),
спать легли                                      (ладошки под щечку).

***

Мы бежим с тобой на лыжах              Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах)
Снег холодный лыжи лижет              “Скользят”, делая поочередно движения пальцами
А потом – на коньках,                        (“бегут” на коньках)
Но упали мы. Ах!
А потом снежки лепили,                    Показывают, как лепят снежки (сверху то одна рука, другая)
А потом снежки катили,                     Катят воображаемый комок
А потом без сил упали                       "Кидают друг в друга"
И домой побежали

Тема – Зимующие птицы

***

Ждут воробьи                       (ладони повернуть к себе, скрестить и переплести большие пальцы)

У кормушки кормежки.        (складывают ладони «подносом»)

Принес им Сережка               («шагают» пальчиками по столу)

Зерна и крошки.                      («сыпают корм» щепоткой)

***

Голуби, голуби,                       (ладони повернуть к себе, скрестить и переплести большие пальцы – «птичка»)

Раз, два, три…                               (считают пальчики)

Прилетели голуби – сизари.         («птичка»)

Сели и нахохлились у дверей.     (кисти рук повернуть ладонями к себе, кончики средних пальцев соприкасаются)

Кто накормит крошками сизарей?    («сыплют корм» щепоткой)

***

Холодно на улице,                             (на правой руке соединять все пальцы с большим)

Замерзают птицы.

Чтобы не замерзнуть,                        (на левой руке соединять все пальцы с большим)

Надо подкрепиться.

Мы про них не забываем,                  (на обеих руках соединять по очереди все пальцы с большим)

Корм в кормушку насыпаем.

***

Сколько птиц к кормушке нашей       (сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,                          (загибают по одному пальчику)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.                       (сжимают и разжимают кулачки)

        Тема – Новый год.

***

Раз, два, три, четыре, пять           Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.
Будем ёлку наряжать                   Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны
Мы повесим шарики,                   Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики
Яркие фонарики,                             Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют              

                                                             вращательные движения ладонями вперёд – назад
Весёлого Петрушку,                    Показывают длинный нос
И разные игрушки:                       Вытягивают ладони вперёд
И мишку - шалунишку                Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону
И заиньку – трусишку                  Прикладывают раскрытые ладони к голове

***
Наступает Новый год!                (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод.         (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики,                (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики.                     (Фонарики)
Вот сверкают льдинки,               (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки.                   (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет,            (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет.               (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,            (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая –

                                                         кулаком, затем меняем)

Будем пальцы загибать:               (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.

        Тема - Животные севера.

***

Два пингвина пошли гулять,           (руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают)

А вторые – догонять.                       (указательные пальцы начинают «скакать»)

Третьи пингвины – бегом.               («скачут» средними пальцами)

А четвертые – пешком.                    (не спеша передвигают безымянные пальцы)

Пятые поскакали                               (кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы)

И в конце пути упали.                       (расслабленные ладони падают на стол)

***

У нас просторный водоем.                 (соединяют пальцы обеих рук, изображая водоем)

Мы с братом плаваем вдвоем.

Вода прохладна и свежа,                     (потряхивают кистями)

Ее меняют сторожа.

Мы от стены плывем к стене               («плывут»)

То на боку, то на спине.                      (кладут руки на стол ребром, затем ладошкой вверх)

        Тема - Животные жарких стран.

***

Вот верблюд – живое чудо.         (сжать кулачки)

Два горба есть у верблюда.          (соединить кулачки на сгибе пальцев)

***

Ежик вырос в десять раз         (прижимают ладони одну к другой, раздвигают пальцы веером)

Получился дикобраз.

***

Там, где с деревьев свисают лианы,              (пальцы раздвигают в стороны)

Разные в джунглях живут обезьяны:            (сжимают и разжимают пальцы)

Лазают там шимпанзе, павианы,                   (загибают поочередно пальцы)

Есть и гориллы, и орангутаны.

        Тема – Животные наших лесов

***

Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.       

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,                Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

Всем тепло уютно в нём.

***

Жарким днем лесной тропой             («шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок,       (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок,            по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата,         (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.

        Тема – домашние животные

***

Есть у курицы цыплёнок,      (Большие пальцы поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца).
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок,
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!                   Показывают пальчики, играя ими.

***

(Пальцы рук растопырены; поочередно "идём" по столику или коленочкам каждым из пальчиков).

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы).

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю ("Фонарики").

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние).

Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные).

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки).

Этот толстый поросёнок - лежебока и нахал, (Большие).

Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь).

***

На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».

Два щенка: «Ав – ав». 

Два жеребёнка: «И-го-го»

Два телёнка, два быка:

«Му-у». Смотри, какие рога!

        Тема – профессии

***

Повар готовил обед,                             Ребром ладони дети стучат по столу.

А тут отключили свет.

Повар леща берет                                 Загибают пальцы на левой руке.

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье.

Мешает суп кочерыжкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

И очень доволен он!                              Разводят руками.

***

Туки – туки молотком,                             Стучат кулаками одним по другому.
Строю, строю новый дом.                       Ладони располагаются под углом,
Будет он большой, как ель,                    кончики пальцев соприкасаются.
Будут окна, будет дверь.                         Делают из пальцев «окно» и «дверь».
Всех в него я поселю:                                Хлопают в ладоши.
Мышку, зайчика, лису.

***

Пекарь, пекарь, из муки
Испеки нам колобки.                                Выполняем круговые движения ладонями
Две сушки — Ванюшке,                          Имитируем скатывание колобка.
Две баранки – Танюшке,                         Поочередно соединяем большие пальцы
Два бублика – Мишке,                             обеих рук с остальными пальцами
Два калача – Маришке.                               – упражнение «колечки».

        Тема - Защитники Отечества.

***
Пальцы эти – все бойцы.               Растопырить пальцы на обеих руках,
Удалые молодцы.                           сжать их в кулак.
Два больших и крепких малых      Приподнять два больших пальца,
И солдат в боях бывалых.              другие крепко прижать к столу.
Два гвардейца – храбреца!            Приподнять указательные пальцы,
Два сметливых молодца!               другие крепко прижать к столу.
Два героя безымянных,                   Приподнять средние пальцы,
Но в работе очень рьяных!             другие крепко прижать к столу.
Два мизинца – коротышки              Приподнять безымянные пальцы,
– Очень славные мальчишки!           Хлопнуть в ладоши.
***
Для солдата строго норма:                Показать два пальца в "рогатке"
Всегда выглаженная форма.              Сжать руки в кулак оттопырив большой палец "класс"
В руки взял Арсений пультик,           "Прошагать" пальцами по коленям
Посмотреть хотел он мультик            Хлопнуть в ладоши
У пограничников есть пост,               Плотно сжатые пальцы рук приложить к вискам
Под охраной у них мост.                    Ладони плотно прижаты друг к другу, "развести" в мост
***
Сегодня праздник всех отцов,            Сжимают и разжимают пальцы
Всех сыновей, всех кто готов,            Хлопают в ладоши
Свой дом и маму защитить,                Из ладошек делают «домик», руки прикладывают к сердцу
Всех нас от бед отгородить!                Сжимают и разжимают пальцы

        Тема - Рыбы.

***

Вильнет хвостом                              (ладони сложить вместе, изображать плавающую рыбку)

Туда-сюда –

И рыбки нет,                                    (разводят руки в стороны)

И нет следа.

***

Через чащу ручеек                          (широко расставляют пальцы)

В речку Щекотинку тек.                 (поставить ладони на ребро параллельно друг другу)

В речке плещутся щучата –            (складывают ладони вместе – «рыбка»)

Это щучкины ребята.                       (положить ладони друг на друга, имитировать движение пасти)

Ярче, чище серебра                          (хлопают в ладоши)

Блещет щучья чешуя.                       («ныряют» сложенными ладонями)

        Тема – Семья

***

Этот пальчик- дедушка,        Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в

Этот пальчик- бабушка,            кулачок, затем слушая потешки, по очереди разги-

Этот пальчик- папочка,                бать их, начиная с больших пальцев.

Этот пальчик- мамочка,            

Этот пальчик- я.

Вот и вся моя семья!

***

Раз, два, три, четыре, пять,       (сжимать и разжимать пальцы на обеих руках)

Начинаю я считать.

Папа – раз,                                  (согнуть большой палец)

А мама – два,                              (согнуть указательный палец)

Три – сестра,                               (согнуть средний палец)

Четыре – я.                                  (согнуть безымянный палец)

Деда и бабой не забуду,             (согнуть мизинец)

Пять и шесть – считать я буду.

Как я рад, что у меня                   (сжимать и разжимать пальцы)

Очень дружная семья.                  (соединить обе руки в рукопожатии)

        Тема – Весна

***

Вот уж две недели                        Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает                       Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает.                          Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
***
К нам Весна лишь заглянула -          Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула                    Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный,                      Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник                     Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

        Тема – Перелетные птицы

***

С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-        Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца    

                                                                                                                                                   левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-                  Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!               Указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы

                                                                                                                                                              поют».
***

Мы лепили куличи.                   «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи.            «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог,         Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять,        Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.

        Тема – Транспорт

***

Автобус, троллейбус,                         (загибают пальцы по одному)

Машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай.           (сжимают и разжимают пальцы)

В морях – корабли, ледоколы, суда,   (загибают по одному пальцу)

Они очень редко заходят сюда.          (сжимают и разжимают пальцы)

***

Шуршат по дорогам        (гладят руками по столу)

Веселые шины,                 (хлопают в ладоши)

Спешат по дорогам          (крутят воображаемый руль)

Машины, машины…

А в кузове важные,           (сжимают и разжимают пальцы)

Срочные грузы –

Цемент и железо,             (загибают по одному пальцу)

Изюм и арбузы.

***

Будем пальчики сгибать-                        Сжимать и разжимать пальчики.

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,                                 Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,            Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пять видов транспорта назвали.       

        Тема – Правила дорожного движения        

***

Дорожных правил очень много.             («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога!                           (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать                            (хлопки руками)
И всегда их выполнять.                            (показывают «класс!» большим пальцем)

***

Постовой стоит упрямый            (пальчики «шагают» по ладошке)
Людям машет: Не ходи!             («грозят» пальчиками)
Здесь машины едут прямо          (руки перед собой, изображают руль)
Пешеход, ты погоди!                   («грозят» пальчиками)
Посмотрите: улыбнулся              (хлопают в ладоши)
Приглашает нас идти                  (пальчики «шагают» по ладошке)
Вы, машины, не спешите            (хлопки руками)
Пешеходов пропустите!               (прыжки на месте)

        Тема - Космос.

***

Раз, два, три, четыре, пять,                (по очереди сгибают пальцы на обеих руках)

Начинаем мы взлетать.                     (по очереди выпрямляют пальцы на обеих руках)

На ракете улетим                              ( соединяют пальцы рук, поднять руки вверх)

И всю Землю облетим.                     (руки развести в стороны, сделать круг)

На Луне мы «прилунимся»              (сжать пальцы в кулак)

И на Землю возвратимся.                 (соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони)

***

В темном небе звезды светят,          (сжимают и разжимают пальцы)

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит                   (изображают рукой полет ракеты)

И на землю вниз глядит.                  (опускают медленно руку вниз)

***

В космосе сквозь толщу лет             (сжимают и разжимают пальцы)

Ледяной летит объект.                       (кулак поднимают вверх, наклоняют вправо, влево)

Хвост его – полоска света,               (из второй руки делают «хвост кометы» и прикладывают)

А зовут объект – комета.                 (сжимают и разжимают пальцы)

        Тема – посуда

***

Мы в новом магазине посуду покупали: Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы в стороны и соединять.
Тарелки, блюдца, чашки                           Поднимать поочередно пальцы правой руки
На полках выбирали.
Красивую кастрюлю, молочник и солонку,
Набор ножей и вилок,                                Поднимать поочередно пальцы левой руки
Шумовку и масленку. .

***
Привет, я – чайник                                 (показываем руками толщину)
Большой и толстый
Вот моя ручка,                                        (руку вбок)
А вот мой носик                                     (другую руку вверх и в сторону)
Если буду кипеть,                                  (хлопаем рукой на макушке)
Я буду свистеть                                      (изображаем свист)
С печки меня возьмешь,                        (наклоняемся в сторону, где рука-ручка)
Чаю себе нальёшь.                                  (наклон в строну, где рука-носик)

        Тема – Весенние цветы

***

К нам Весна лишь заглянула                  Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула                        Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный,                           Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник                         Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

***

Тюльпанчик в бутончик собрал лепестки.  Собрать пальцы руки в горсть.

Солнце свои посылает лучи.                         Пальцы разжать.

Утром под солнцем цветы раскрываются.   Сделать «фонарики».

Солнышко село, и сумрак сгустился,

Идо утра мой тюльпанчик закрылся.            Пальцы собрать в щепоть.

        Тема - Насекомые.

***
Божья коровка -                                 (дети машут руками)
Черная головка.                                 (за голову хватаются)
Улети на небо,                                   (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба.                           (руки вперед)
Черного и белого                              (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого.                          (пальчиком грозят)
***

 Дружно пальчики считаем –            Сжимают и разжимают пальцы.
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха,                   Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит?                       Вращают мизинцем.
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!                                           Прячут руки за спину.

***

У тропинки под рябиной                (сжимают и разжимают кулачки)

Сеть раскинул паучок,                   (стучат пальцами по столу)

Нить прозрачной паутины            (держат в пальцах воображаемую нить)

Намотал на кулачок.                     (наматывают воображаемую нить)

        Тема - День Победы.

***
Как солдаты на параде,            Сжимаем, разжимаем кулачки.
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз,      Хлопки в ладоши.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
***
Аты - баты, аты - баты!        Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки.
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

        Тема – Город

***

Раз, два, три, четыре, пять,               (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке)

В город выйду погулять.                  (загибают пальцы на левой руке)

Вдоль по улице иду,                         (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке)

Во все стороны смотрю.                   (разгибают пальцы на правой руке)

Как красиво все кругом,                  (загибают пальцы на левой руке)

В моем городе родном!                    (загибают пальцы на правой руке)

        Тема - Лето.

***

Лето по полю гуляло.                        («шагают» пальцы по столу)

Лето шило-вышивало                       (загибают пальцы по одному)

Луг – цветами,

Лес – листами,

День – лучами,

Ночь – звездами.

***

Я рисую лето:                                (рисуют пальчиком по столу)

Красной краской – солнце,          (рисуют в воздухе солнце)

На газонах розы,                           (сжимают и разжимают пальцы)

На лугах покосы,

Синей краской – небо                   (рисуют в воздухе облака)

И ручей певучей.                           (на столе рисуют «ручей»)

        Тема – Человек

***

Есть на пальцах наших ногти,       (указывают на упоминаемую часть тела)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Есть колени. Есть спина,

Но она всего одна.

***

(четыре пальца сложены в кулак, большой палец дотрагивается до каждого поочередно, «отвечая», каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается)

- Братец, принеси дрова!

- Заболела голова!

- Средний, ты наколешь дров?

- Я сегодня не здоров!

- Ну, а ты натопишь печку?

- Ох, болит мое сердечко!

- Ты, меньшой, свари обед!

- У меня силенок нет!

- Что же, сделаю все сам,

Но обеда вам не дам!

Голодать готовы?

- Мы уже здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям».

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка-дошкольника. Советы родителям»....

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет.

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроетс...

Методическая разработка к музыкально-дидактической игре по развитию речи

Методическая разработка к музыкально- дидактической  игре по развитию речи...

Методическая разработка к музыкально-дидактической игре по развитию речи

Методическая разработка к музыкально- дидактической игре по развитию речи " Кого встретил колобок?"...

Методическая разработка «Русская народная сказка, как средство развития речи старших дошкольников»

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение»Д. Родари....

Методическая разработка по теме:Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.

Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки....