Рекомендации для родителей, имеющих детей дошкольного возраста с заиканием
методическая разработка по логопедии

Ирина Игоревна Ярыгина

Данные методические рекомендации помогут родителям, имеющих детей дошкольного возраста с заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_yarygina_i.i.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Заикание – это затяжной недуг, поэтому следует проявлять огромный такт, создавая благоприятные условия, способствующие ослаблению или полному устранению этого нарушения у своего ребёнка!

Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка и на занятиях:

  • Речь начинать только после вдоха, на плавном длительном выдохе достаточной силы.
  • Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно замедлять свою речь.
  • Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, то есть голос должен звучать постоянно и непрерывно.
  • Голос во время речи не форсировать, то есть не кричать.
  • Слушать, чтобы во время речи ребёнок не был напряжён и не пользовался сопутствующими движениями.
  • Соблюдать правильный режим дня.
  • Ежедневно проводить упражнения на релаксацию.

С помощью релаксации дети становятся уравновешенней, избавляются от напряжённости, скорее входят в ритм спокойной и правильной речи.

Заикание такое нарушение плавности речи, когда запинки, повторение и растяжение слогов и звуков сопровождаются мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голоса). Говорящий с трудом передаёт сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Риск возникновения заикания относится, как правило, к возрасту 3-4 лет, когда происходит активное речевое развитие ребёнка. В силу динамичности этого периода устранение дефекта на данной стадии оказывается наиболее эффективным. Однако родители не всегда предпринимают попытки изменить ситуацию или же делают это непоследовательно.

Одним родителям свойственно чрезмерное преувеличение значения дефекта, которое передаётся и ребёнку, вследствие чего появляется болезненная фиксация на своём нарушении.

Встречающееся иногда стремление родителей перевоспитать ребёнка с помощью инструкций, раздражительных окриков и напоминаний о дефекте не приводит к положительным результатам. Такой подход может только усугубить напряжение ребёнка в речевой ситуации. Другой крайностью является игнорирование проблемы, уверенность в том, что всё само собой наладится.

МБДОУ «Детский сад № 68 «Яблонька»

Памятка для родителей, имеющих детей дошкольного возраста с заиканием

Материал подготовил:

учитель-логопед

Ярыгина Ирина Игоревна

Тамбов

2024

Комплекс упражнений для релаксации

Релаксация мышц рук

Упражнение «Кулачки»

Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.

Поочерёдно сжимать и разжимать ладони.

Упражнение выполнять 3 – 5 раз. Каждый раз заканчивать спокойным вдохом и выдохом.

Упражнение «Олени»

Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.

Поднимать скрещенные руки над головой, пальцы сильно напряжены, разведены. Затем руки опустить, расслабиться.

Расслабление мышц ног

Упражнение «Пружинка»

Сидя, руки лежат на коленях. Ноги поставлены на пятки, носки приподняты. Представить, что ноги упираются носками в пружинки. Давим на «пружинки», с силой опускаем ноги на всю стопу.

Упражнение «Загораем»

Сидя на стуле, приподнять ноги, представляя, что они греются на солнце. После этого ноги опустить, расслабиться. Во время выполнения упражнений, фиксировать внимание на приятном расслаблении мышц ног.

Расслабление мышц рук, ног, корпуса

Упражнение «Штанга»

Стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, опущены вдоль туловища.

Наклониться, представить, что взяли тяжёлую штангу, поднять её к плечам, затем рывком вверх, бросить вниз, расслабиться, вернуться в исходное положение.

Упражнение «Походка моряка»

Стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Одна нога (опорная) напрягается, стопа прижата к полу, вторая нога расслаблена, касается пола только носком. Начинать выполнение упражнения с правой ноги. Повторить 3 – 5 раз.

Релаксация мышц живота

Упражнение «Шарик»

Поза покоя, одна рука лежит на колене, другая прижата к животу.Сделать вдох носом такой глубокий, чтобы живот надулся, как шарик. Следить, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались, затем выдохнуть воздух через рот – «сдуть шарик». Вдох – напряжение, выдох – расслабление.

Выполнять 3 – 5 раз.

Расслабление мышц шеи

Упражнение «Любопытная Варвара»

Поворот головы влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо.

Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти).

Выполняется перед зеркалом!!!

Упражнение «Хоботок»

Сидя в позе покоя, губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Губы вытягиваются трубочкой, затем возвращаются в исходное положение. Повторить 3 – 5 раз.

Упражнение «Лягушки»

Губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Широко улыбнуться, затем принять исходное положение.

Упражнение «Орешек»

Представьте, что вы разгрызаете орех.

Повторить 3 – 5 раз.

Упражнение «Горка»

Кончик языка упирается в нижние зубы с силой, спинка языка выгнута горкой, затем опустить язык и расслабить его.

При выполнении этих упражнений обратить внимание ребёнка на то, что напряжение вызывает неприятные ощущения в мышцах, а расслабление снимает их, вызывая приятное чувство покоя.

Чем же можно помочь своему ребёнку в преодолении заикания?

  • Нужно как можно раньше показать ребёнка врачу-невропатологу или врачу-психиатру, чтобы получить медикаментозное лечение.
  • Вы не должны требовать от ребёнка правильной речи, правильного произношения слов. Говорить с заикающимся ребёнком нужно как можно спокойнее, неторопливо. Не провоцировать речь своими вопросами. Ваш личный пример играет большую роль в воспитании ребёнка и в формировании его характера. Необходимо личным примером приучить ребёнка к правильной речи.
  • Должны строго соблюдать режим дня своего ребёнка. Сон должен продолжаться не менее 10 часов. Приучить ложиться ребёнка в одно и тоже время. Перед сном следует исключить подвижные игры, прослушивание страшных сказок, просмотр телевизионных передач, а детские сократить до минимума.
  • Не перегружать ребёнка впечатлениями. Не заставлять одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой. Такая непосильная перегрузка может стать одной из причин возникновения заикания. Родители должны сами выбрать для себя, что в настоящее время необходимо ребёнку: здоровая речь или непомерная нагрузка.
  • Необходимо учитывать, что полезнее всего заниматься теннисом, плаванием. Именно эти виды спорта лучше других снимают напряжение, улучшают дыхание. А бокс, хоккей, футбол усиливают напряжение и нарушают дыхание.
  • Вы не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье. Ведь ребёнок чутко реагирует на это: он переживает семейный разлад, нервничает, часто плачет. Отношение к ребёнку должно быть ровным, то есть Вы не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.
  • Привлекайте ребёнка к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.
  • Приучите к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
  • Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.
  • Нужно помнить, что работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Вы не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребёнка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.

Список использованных источников

1. Борисова Е.А., Прокопцова Н.С. Совместная работа воспитателя и логопеда по преодолению заикания и ОНР у детей старшей группы // Логопед. – 2005. — №3. – с. 48-51.

2. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003. – 240 с.

3. Ворошилова Е.Л. Коррекция заикания у дошкольников. – Изд.: Сфера, 2012 г. - 64 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей, имеющих детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста - Предметы домашнего окружения в роли игрушек.

Игра –это потребность растущего человека, и ее следует удовлетворять, иначе дети будут стремиться заполнить образовавшийся вакуум сами.В данной консультации рассказывается о том, как организоват...

Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста с нарушением слуха

Рекомендации для родителей, имеющих детей раннего возраста  с нарушением слуха, дают возможность добиваться положительных результатов в развитие ребёнка....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушением слуха

Рекомендации  для родителей. Что делать родителям, если их ребенок родился с нарушением слуха....

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи

Рекомендации для родителей, имеющих детей с нарушениями речи...

Рекомендации психолога родителям, имеющих детей с ОВЗ.

Период ожидания ребенка - счастливое время в жизни семьи. Много планов строят супруги, представляя будущего ребенка, ту радость и счастье, которое принесет с собой новый маленький член семьи. И редко ...

Дистанционное консультирование родителей, имеющих детей дошкольного возраста

Дистанционное консультирование родителей, имеющих детей дошкольного возраста...

«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста.  ...