Логопедические сказки
учебно-методический материал по логопедии

Логопедические сказки

Формирование звуковой культуры речи невозможно себе представить без артикуляционной гимнастики.

Когда артикуляционные упражнения преподносятся в виде сказок, вплетены в забавные истории,  занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publ_logopedicheskie_skazki_.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Формирование звуковой культуры речи невозможно себе представить без артикуляционной гимнастики.

Когда артикуляционные упражнения преподносятся в виде сказок, занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным.

Сказка о Мухе

Жила-была Муха в большом темном дупле, вот в таком.

Упр «Бегемотик».

она очень не любила никому показываться.

Почему? Да потому, что при ее появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая черная муха!» Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!

Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.

Упр.«Маляр».

Но все, кто ее видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная муха в оранжевой шляпке!»

Упр. «Язычок на балкончике».

Тогда муха купила синей краски и выкрасила свою юбку.

Упр. «Маляр».

Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная муха в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила свое дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.

Упр. «Спрячь конфетку» и «Почистим зубки».

И нашей мухе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла желтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет.

Упр. «Маляр».

Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: «Какая желтая муха!»

Упр. «Лопатка».

В это время пролетала Сова -мудрая голова.

Упр. «Часики».

Сова не узнала муху в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не муха. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! - сказала вежливо Сова. - Вы случайно не родственница пчелы?» Муха впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что ее приняли за Пчелу. И они вместе отправились качаться на качелях.

Упр. «Качели».

Трудолюбивая пчелка

Жила-была пчелка. Жила она вот в таком улее.

Упр «Бегемотик»

Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело пчелку. Улыбнулось и пощекотало ее теплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку пчелки, то все увидели, что у нее нет полосочек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты пчелка, если у тебя нет черных полосочек, - говорили они.

И пчелка заплакала, но тут выглянуло солнышко. Пчелка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

Упр. «Улыбочка».

- Чтобы у тебя появились полосочки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило пчелке книжку.

Пчелка ее долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У нее сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлепала его.

Упр. «Непослушный язычок».

И он стал ровным, как лопаточка.

Упр. «Лопатка».

Вскоре набежала легкая тучка и помыла пчелку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

Упр. «Чашечка».

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

Упр. «Бублик»,

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

Упр. «Лошадка».

веселого маляра,

Упр. «Маляр».

грибок

Упр. «Грибок».

и даже гармошку.

Упр. «Гармошка».

Пчелка так увлеклась работой, что и не заметила, как у нее на спинке появились черненькие полосочки.

- Пчелка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя медом за такую чудесную книжку, - весело ответила пчелка. Они попили чай с медом

и отправились спать. Солнышко за горку

Упр. «Горка»,

а пчелка в улей.

А утром произошло чудо! пчелка вылетела из своего домика и и увидела, что у нее появились… полосочки. То то радости было!

Прекрасная Гусеничка

Гусеничка все время хотела кушать. У нее был большой рот, вот такой

упр«Бегемотик»

Она лопала всё, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон. Слон удивился и захотел потрогать такую толстую гусеницу.

Упр. «Хоботок».

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

Упр. «Улыбочка».

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

- Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала гусеничка. - Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у нее стал вид более здоровый.

Упр. «Лопатка» и «Иголочка».

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки.

Упр. «Почистим нижние зубки».

свернулась катушечкой и сладко уснула.

Упр. «Катушка».

Однажды настало время для гусенички превратиться в куколку. Она закружилась и стала куколкой. А веточка, на которой сидела куколка-гусеничка, нежно ее убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

Упр. «Качели».

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Невоспитанный мышонок

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

Упр. «Почистим зубки».

причесался.

Упр. «Расческа».

Видит, зайчик на качелях качается.

Упр. «Качели».

Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

Упр. «Язык-силач».

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

Упр. «Бублик».

Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

Упр. «Горка».

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

Упр. «Заборчик».

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.

Упр. «Паровозик свистит».

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

Кто поможет воробью

Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

Упр. «Птенчик».

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

Упр. «Горка».

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

Упр. «Веселая змейка».

- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.

- Я бы рада тебе помочь, - отвечала змейка, - но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.

Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

Упр. «Катушка».

Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,

Упр. «Лошадка».

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.

Упр. «Барабанщик».

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,

Упр. «Загнать мяч в ворота».

попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.

Заяц-огородник

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем ее стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошел на полянку.

Упр. «Лопатка».

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он - шипит рядом кто-то:

- Эй, заяц, ты чего тут делаешь?

- Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

Упр. «Веселая змейка».

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

Упр. «Грибок».

«Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала:

- Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. - А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла - медведь идет да банку с вареньем несет.

Упр. «Вкусное варенье».

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошел к нему и дал разумный совет:

- Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. - И ушел косолапый.

Заяц дальше копает. Песенки все поет, хоть устал очень.

До самой ночи копался аяц, а наутро еще и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

Упр. «Ковшик».

Все лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что на огороде капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил ее, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

Упр. «Лошадка».

Следующей весной решили еще больше огород сделать, а все звери помогать будут.

Логопедические упражнения

«Птенчик», «Окошко».

Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

«Улыбочка».

Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик».

Губы выдвинуть вперед длинной трубочкой.

«Бегемотик»

Широко открыть рот, прикрыть, закрыть.

«Хоботок».

Сомкнутые губы вытянуть вперед.

«Бублик», «Рупор».

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

«Заборчик» - «Бублик», - «Улыбочка» - «Хоботок».

Чередовать положение губ.

«Кролик».

Зубы сомкнуть. Верхнюю губу приподнять и обнажить верхние резцы.

«Расческа».

«Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой, и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу.

«Автомат», «Пулемет».

Рот закрыть. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: «т-т-т». Убыстрять постепенно темп.

«Барабанщик», «Дятел».

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д».

«Вкусное варенье».

Рот открыть. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

«Веселая змейка» (развитие подвижности языка).

Высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

«Гармошка».

Рот закрыть. Язык присосать к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Горка», «Киска сердится».

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинку языка поднять вверх.

«Грибок» (растягивание подъязычной связки).

Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

«Индюк» (выработка подъема языка вверх, подвижности кончика языка).

Приоткрыть рот, двигать широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл…» (как индюк болбочет).

«Иголочка», «Стрелочка», «Жало».

Рот открыть. Узкий напряженный язык выдвинуть вперед.

«Качели».

Рот открыть. Напряженным языком тянуться к носу и к подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Катушка».Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперед и убрать в глубь рта.

«Ковшик» (поднимание кончика и приподнимание боковых краев для образования углубления в спинке языка).

Рот широко открыть. Широкий язык положить на нижнюю губу. Кончик и бока языка загнуть так, чтобы получилось углубление спинки языка. Занести «ковшик» в рот, приподнимая кончик языка к бугоркам.

«Лопатка».

Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

«Лошадка» (укрепление мышц языка и подъема его вверх).

Улыбнуться и приоткрыть рот. Пощелкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

«Маляр» (отработка подъема языка вверх и его подвижности).

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

«Непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

«Оближем губки», «Киска облизывается».

Рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«Почистим зубки».

Рот закрыть. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.

«Посчитаем нижние зубки».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться по очереди в каждый нижний зуб. Челюсть не двигается.

«Почистим нижние зубки» (удержание кончика языка за нижними резцами).

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние резцы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Приклей конфетку» (удержание языка вверху).

Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к нёбу за верхними резцами.

«Самолет летит» (вызывание звука близкого к [л]).

Рот приоткрыть. Губы растянуть. При длительном произнесении звука [ы] проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживая его в этом положении. Слышится [л].

«Ступеньки» (выработка подъема языка вверх, удержание его в верхнем положении при чередовании движений).

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу - это первая ступенька; широким кончиком языка обнять верхние зубы - это вторая; широкий кончик языка прижать к верхним бугоркам - третья.

«Трубочка», «Желобок».

Рот открыть. Боковые края языка загнуть вверх.

«Футбол», «Спрячь конфетку».

Сомкнуть губы. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

«Часики», «Маятник».

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

«Чашечка», «Пиала».

Рот широко открыть. Передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

«Шмель».

Рот открыть. Язык в виде чашечки поднять вверх, боковые края прижать к коренным зубам. Передний край должен быть свободен. Посередине языка пустить воздушную струю, подключить голос, произнося с силой: «дзззз», «джжж».

«Язык-силач» (отработка умения удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укрепление мышц языка, путем их напряжения и расслабления).

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, опустить кончик языка к нижним передним зубам и упираться языком в зубы.

«Язычок на балкончике».

Приоткрыть рот, широким концом языка «обнять» верхнюю губу.

«Язычок сушит хвостик».

Язычок расслабить, свесить на ребро чистой ложки и с силой дунуть на его кончик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические сказки

Материал был опубликован в дошкольном воспитании. Эти сказки замечательны тем, что насыщены определенным звуком, просты для понимания и короткие по содержанию....

Формирование слоговой структуры слова - логопедическая сказка "Ванин сон"

Формирование слоговой структуры слова - логопедическая сказка...

Логопедические сказки

Логопедические сказки на конкурс. Представлены сказки по трем номинациям....

логопедическая сказка. автоматизация звука Ш

Сказка помогает в период автоматизации звука [ш] во фразовой речи, на дальнейших этапах автоматизации сказку можно продолжать и добавлять новые развлечения для гостьи...

Логопедическая сказка "Гусенок Ганя-путешественник"

Заявка на участие в городском конкурсе логопедической сказки подавалась когда я работала в МБДОУ "ЦРР детский сад №52."На данный момент я являюсь учителем-логопедом МБДОУ «детский сад №20»Рубанович Ол...

Логопедическое развлечение для детей младшей и средней группы «Логопедическая сказка».

Логопедическое развлечение для детей младшей и средней группы «Логопедическая сказка».Цель: развитие интереса к логопедическим  занятиями воспитание мотивации к учению, развитие  фонема...

Индивидуальное логопедическое занятие по воспитанию звука Ш "Логопедическая сказка о том, как рысёнок Тёма учился шипеть"

Подготовка к постановке звука Ш. Постановка звука Ш. Автоматизация изолированного звука...