Логоритмика для детей
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Хочу останавиться на двух видах деятельности, формирующих общие речевые навыки: игры с палочками (клавесами) и речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_dlya_detey.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика для детей

     Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физиологического воспитания. Это система движений, музыки и речи.

     Основная цель – преодоление речевых нарушений путём коррекции и развития двигательной сферы.

     В логоритмике выделяют два основных направления.  

     Первое предусматривает развитие неречевых процессов:

- совершенствование общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве;

- регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей;

- активизация всех видов внимания и памяти.

   Второе направление – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя:

- развитие дыхания, голоса;

- выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности;

- развитие артикуляционной и мимической моторики;

- координацию речи с движением;

- воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

     Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под счёт, под музыку или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

     Логоритмическая работа по преодолению неправильного звукопроизношения встраивается в логопедическую работу.

     На подготовительном этапе развития звукопроизношения используются упражнения на развитие:

- общих речевых навыков – дыхания, голоса;

- упражнения на формирование чувства ритма и темпа сначала на музыкальном, а затем на речевом материале;

- артикуляционные и мимические упражнения, этюды с элементами психогимнастики;

- упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия

- подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами.

   Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

     На этапе формирования первичных произносительных умений проводятся следующие упражнения:

- на выработку длительного направленного выдоха;

- упражнения в произнесении вновь поставленных звуков в изолированном виде, затем в слогах в сочетании с движениями;

- речь с движением, чтение чистоговорок, попевок, включающих автоматизируемый звук;

- развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха.

     На этапе формирования коммуникативных умений включается речевой материал, насыщенный соответствующими звуками – стихи, песни, считалки.

     На любом этапе логоритмической работы с детьми проводятся упражнения на совершенствование внимания и памяти, чувства ритма и музыкального слуха, навыков ориентации в пространстве, координации движений с музыкой и словом, задания на расслабление различных групп мышц по контрасту с напряжением.

     Хочу остановиться на видах деятельности, формирующих общие речевые навыки.

Игры с палочками (клавесами)

     На своих занятиях я активно использую игры с палочками (клавесами), «Хлопки в парах» и игры на координацию речи с движениями.

     1.Чтобы лучше ощутить ритмические отношения, детям необходимо «пропустить» их через своё тело. Элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство детей, ритмический слух и память, слуховое внимание, координацию рук, перекрёстные движения стимулируют работу мозга.

     Основные способы извлечения звука и манипуляций с клавесами:

- стучать в воздухе перед собой палочкой о палочку, расположив их «крестиком»;

- стучать палочками над головой;

- «шагать» палочками по столу, по полу;

- стучать шляпками палочек друг о друга;

- вращать палочками в воздухе;

- перекатывать палочки в ладонях.

     Игры с палочками целесообразно использовать на этапе автоматизации звуков. Отстучать цепочки слогов, цепочки слов, потешки, считалки.

     1.«Послушай и повтори» Ребёнок слушает и извлекает звук нужное количество раз.

     2.«Стоп» Звучит музыка, ты идёшь, если услышишь звук палочек, останавливаешься.

     3.Едем – едем на лошадке, (упражнение «пружинка»)

Цок, цок, цок! (стучим «крестиком» перед собой)
Рады-рады все ребятки,
Цок, цок, цок! (стучим «крестиком» перед собой)
Рады-рады прокатиться,
Цок, цок, цок! (стучим «крестиком» перед собой)
Звонко цокают копытца:
Цок, цок, цок! (стучим «крестиком» перед собой)

     4.С барабаном ходит ёжик: (маршируем на месте)

бум бум бум (стучим «крестиком» перед собой)

Целый день играет ёжик:

бум бум бум (стучим «крестиком» перед собой)

С барабаном за плечами:

бум бум бум (стучим «крестиком» перед собой)

Ёжик в сад забрёл случайно:

бум бум бум (стучим «крестиком» перед собой)

       5.Вот помощники мои (показать одна палочка в левой руке, другая в правой)

Их как хочешь поверни. (вращаем палочками в воздухе)

По дорожке ровной, гладкой (стучим шляпками палочек по столу или по полу)

Скачут палочки-лошадки.

Скок, скок (стучим «крестиком» перед собой)

Чок, чок (стучим по полу)

Поскакали и молчок. (стучим «крестиком» перед собой и палочки замерли)

     6.Раз, два,, три, четыре, пять, вышел дождик погулять. (стучим «крестиком» перед собой)

И пошёл на тонких ножках, он в резиновых сапожках. (стучим шляпками по столу)

По дорожкам топ-топ,

по асфальту шлёп-шлёп. (катаем по столу)

и по лужам прыг-скок (стучим «крестиком» перед собой)

и помчался наутёк (катаем палочки в ладонях)

     7.Гвоздь и молоток (палочки в левой руке и в правой)

Построили мосток. (стучим «крестиком» перед собой)

Мы по мостику пойдём (стучим шляпками по столу)

И друзей себе найдём. (катаем по столу)

Речевые упражнения без музыкального сопровождения

     Речь с движениями – это проговаривание текста, чаще всего стихотворного, с одновременным выполнением действий.

      Основой логоритмических упражнений служит ритмизация слов. В речевых играх восприятие стиха происходит через зрение, слух, ощущения. Стихотворный текст является ритмической основой для выполнения движений.

     Эти упражнения можно использовать при проведении физкультминутки во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк как с движениями, так и без них. Движения не должны быть механическими. Стихотворный материал должен иметь:

- разную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи; для развития словаря (глагольного, именного); для автоматизации звукопроизношения у детей.

- определенный динамичный размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;

- среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;

- насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движения;

- сюжетную линию или действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать логическую связь между текстом и движением

- стихотворения следует подбирать, учитывая возраст, речевые и двигательные возможности дошкольников.

     Речевые игры позволяют детям использовать различные интонации голоса и мимику: громко-тихо, весело-грустно, низко-высоко, медленно-быстро. Голос и движение являются средством, с помощью которого ребёнок может выразить свои эмоции.

     Задачи речевых игр:

- развивать эмоциональную отзывчивость детей;

- развивать слуховое восприятие;

- развивать артикуляцию, дикцию, интонацию;

- чувство ритма, мелкую и крупную моторику;

- координацию движений;

- мышечные и тактильные ощущения.

1.Мы по лесу шли, шли (ходьба)

Сыроежку нашли (наклон - срезаем, остановка- кладём гриб в корзину)

(гриб, ягоду, листик, шишку)

2.Как румян осенний сад! (Руки вверх)

Всюду яблоки висят. (руки на плечи)

Краснобоки, краснощеки, (Руки на пояс, ладонями закрыть щёки)

На ветвях своих высоких (Руки вверх)

Точно солнышки горят. (Развести руки в стороны).

3.Наши алые цветы распускают лепестки (Поднимаем руки вверх, раскрываем ладони)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Качаем руками влево вправо)

Наши алые цветки закрывают лепестки. (Соединяем ладони)

Тихо засыпают, головой качают. (Опускаем руки, голова влево вправо)                                

4.Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой)
Мы посуду посушили. («Мельница» руками)
И теперь она опять (Кружимся)
Будет чистотой блистать. (Поворачиваем раскрытые ладони к себе, от себя)

5.Лебеди летят, крыльями машут. (Взмахи руками, руки в стороны)

Прогнулись над водой, качают головой. (Наклон вперёд, наклоны головы влево, вправо, руки назад)

Прямо, гордо умеют держаться (Встали прямо, небольшие взмахи руками)

И бесшумно на воду садятся. (Сели, руки назад)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний теремок" конспект занятия по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Логоритмическое занятие для детей  с общими нарушениями речи. Ребята попадают в осенний лес: играют с листочками, деревьями, встречают теремок с лесными зверятами, которые очень любят музыку....

Конспект занятия по логоритмике (для детей подготовительной группы с у/о)

Программные задачи: - побуждать каждого ребёнка принять активное участие в учебном процессе; - с помощью пальчиковых гимнастик развивать тонкие движения пальцев рук; - развивать плавнос...

Конспект мероприятия по интеграции речевого развития детей и музыки (логоритмика) для детей старшей группы

Музыкальный руководитель совместно с логопедом проводит логоритмическое занятие, в котором используется речевой и музыкальный материал по теме "Осень". В ходе совместной деятельности с детьми в ...

Конспекты занятий по логоритмике для детей раннего возраста (или детей с ОВЗ с уровнем возраста развития 2 - 3 года) с использованием элементов технологии Н. Зайцева «Технология раннего и интенсивного обучения грамоте».

     В современном образовании  оказание коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста является инновационным направлением, которое стало актуальным не только дл...

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Конспект занятия по логоритмике для детей подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Весенняя прогулка»

Цель: координация речи с движениями и музыкой.Задачи:Коррекционно-образовательные:Актуализация, пополнение, расширение запаса знаний детей о признаках весны.Учить отгадывать загадки, отвечать полным п...