ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование нейропсихологических приёмов в логопедической работе»
проект по логопедии

Монгуш Александра Орлановна

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  2. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
  3. Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
  4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
  5. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
  6. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.
  7. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
  8. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

компенсирующего вида «Детский сад № 31 города Кызыла Республики Тыва»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

«Использование нейропсихологических приёмов в логопедической работе»

Составитель: учитель – логопед

Монгуш Александра Орлановна

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений у детей.

Задачи:

  1. Изучить теоретический материал по теме. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии.
  2. Освоить базовые нейропсихологические, игровые коррекционные технологии.
  3. Внедрить в образовательной процесс современные нейротехнологии в области коррекции речевого развития детей.
  4. Повысить качество проведения коррекционных занятий на основе внедрения новых технологий.
  5. Заинтересовать педагогов возможностями применения данных методов для более эффективного развития детей и коррекции имеющихся недостатков.
  6. Просветить родителей в вопросах методов и приёмов коррекции высших психических функций у детей с ТНР.
  7. Создать активную коррекционно-развивающую среду с учётом современных требований.
  8. Провести стартовую и итоговую диагностику и выявить эффективность использования приёмов нейропсихологии на логопедических занятиях.

Предполагаемый результат:

  • переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения;
  • желание улучшить образовательный процесс;
  • повышение эффективности логопедических занятий.

Этапы работы

  1. Ознакомительный

Цель: планирование работы по теме самообразования.

  • Знакомство с современными тенденциями в области нейропсихологии.
  • Изучение инновационных нейропсихологических технологий.
  1. Практический

Цель: практическое применение знаний, умений, навыков.

  • Участие в серии вебинаров для повышения самообразования и дальнейшего применения нейротехнологий на логопедических занятиях с детьми.
  • Составление перспективного плана занятий с учётом современных нейропсихологических технологий.
  • Составление конспектов занятий с применением выбранных нейропсихологических технологий.
  1. Отчётный

Цель: подведение итогов работы.

  • Выступление в рамках заседания РМО «Использование кинезиологического оборудования как инновационная технология в практической работе учителя-логопеда»
  • Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий в коррекции речевого развития для родителей.

Источники самообразования:

  • специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
  • интернет-ресурсы и медиа-информация;
  • семинары – практикумы, конференции;
  • дистанционные курсы повышения квалификации.

Предполагаемый срок реализации: реализация программы по самообразованию рассчитана на один год, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой.

Этапы работы

Содержание работы

Сроки реализации

Практический выход (результат)

1.

Ознакомительный

Подбор и изучение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме самообразования.

2022-2023

Теоретическая база по заявленной теме самообразования

Обзор  передового педагогического опыта работы по нейропсихологии.

Опыт коллег по нейропсихологии

Знакомство с инновационными технологиями.

Актуализация информации

и систематизация теоретических знаний

2.

Практический

Освоение и внедрение базовых нейропсихологических технологий

в коррекции речевого развития.

2022-2023

Картотека упражнений для формирования и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий.

Картотека игр и упражнений для развития зрительной и слухоречевой памяти.

Картотека игр и упражнений для формирования навыков внимания и переключения.

Картотека игр и упражнений для развития зрительно-пространственных представлений.

2.2

Работа с детьми

Внедрить в коррекционно-образовательный процесс современные нейропсихологические технологии.

2022-2023

Конспекты занятий с применением современных технологий

2.3

Работа с родителями

Проведение родительских собраний

(1 полугодие и 2 полугодие)

2022-2023

Тема собрания: «Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения»

Тема собрания: «Образовательная кинезиология»

Разработка памяток и буклетов для родителей

2022-2023

Картотека дыхательных упражнений.

Оформление информационного материала в уголке логопеда

2022-2023

Консультация: «Двуручное письмо»

3.

Отчётный

Оформление результатов работы по теме самообразования

2022-2023

Анализ работы по самообразованию, отчёт

о проделанной работе.

Литература:

  1. Айрес. Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. – 5-е изд. – М.: Теревинф, 2019. – 272 с.
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вызов. – В. Секачев, 2019. – 264 с., цветная вклейка 12 с.
  3. Крупенчук О. И. Витязева О. В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2019. – 48 с.: ил. – (Серия «В помощь логопеду»).
  4. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том I. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 288 с.
  5. Ньокиктьен Чарльз. Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том II. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с анг. Д. В. Ермолаев, Н. Н. Заваденко, Н. Н. Полонская; под ред. Н. Н. Заваденко. – 3-е изд. – М.: Теревинф, 2018. – 336 с.
  6. Покровская С. В., Цветков А. В. Нейропсихологическая помощь детям с нарушениями речи. – М.: «Издание книг ком», 2018. 176 с.
  7. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2020. – 319 с.: ил.
  8. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – 6-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 474 с.
  9. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, 2007. – 211 с.
  10. Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика / Т. П. Трясорукова. – Изд. 2-е – Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 32 с. ил. – (Школа развития).
  11. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Инститов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)». – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Использование теории решения изобретательских задач в работе с детьми дошкольного возраста».

Перечень литературы, которую планируется изучить; срок завершения работы; предполагаемые результаты...

План по самообразованию « Использование инновационных методик и технологий в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство обще...

План по самообразованию "Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет"

Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельн...

Нейропсихологические приёмы в логопедической работе с дошкольниками

  Речь развивается вслед за движением. При выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных   связей и, как следствие, повышается способность к обу...

«Нейропсихологические приёмы коррекционно-логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на п...