Нейропсихологические приёмы в логопедической работе с дошкольниками
консультация по коррекционной педагогике

Кузьмина Светлана Владимировна

    Речь развивается вслед за движением. При выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных   связей и, как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologicheskiy_podhod.docx28.17 КБ
Файл neyropsihologicheskiy_podhod.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

   Так уж повелось, что педагоги – это существа деятельные, активные, можно сказать, неугомонные. Конечно, мы используем в своей работе общепринятые классические технологии и методики, но и постоянно находимся в поиске чего-то нового, каких-то инновационных технологий. Без этого нам просто скучно жить и это требование времени и профессии: нужно всё время профессионально расти, не стоять на месте и совершенствоваться.

     И сегодня я решила осветить такое направление в работе, как  использование нейропсихологических приёмов, нейроигр в коррекции речи детей. Ученые всего мира единодушно называют ХХI век – веком нейронаук. Давайте попробуем вместе разобраться в этом понятии, выяснить, что же такого хорошего в нейропсихологических приёмах, в чём заключается эффективность нейроигр. 

Слайд 2

Дети познают мир через движение. 

    Природой придумано, что для развития ребёнок должен много двигаться и осваивать новые физические навыки. У маленького ребёнка ещё не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира – это перемещение своего тела в пространстве Ребёнок использует любую двигательную активность, которая создаёт "кирпичики" для более зрелых и сложных этапов развития.

    Сначала малыш учится движениям, а уже потом начинает говорить. Нельзя перепрыгнуть фундаментальные этапы развития и ждать, когда кроха начнёт болтать. Ребёнок сначала должен "оттачивать" крупную моторику, которая поможет сформироваться более мелким и дифференцированным движениям артикуляционного аппарата. В обратном порядке развития не бывает. Вот почему "неговорящие" дети имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью. Видимо, у них пропущен какой-то важный этап в двигательном развитии. Всё взаимосвязано.

    Каждое новое движение, которое с возрастом усложняется и становится двигательным навыком, образует в мозге нейронные связи. И чем больше движений, тем больше связей. Чем больше нейронных связей, тем выше способность к обучению. Интеллект-это и есть нейронные связи.

Слайд 3

    Нейропсихологический подход предполагает коррекцию и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

    РЕЧЬ ТАКЖЕ РАЗВИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ, а точнее, вслед за ним. Как уже говорилось ранее, при выполнении определённых физических действий образуется огромное количество нейронных   связей и, как следствие, повышается способность к обучению. Помочь в этом могут нейропсихологические упражнения и игры. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений и игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

    Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые использую в коррекционной работе с детьми. Хочу отметить, что многое из этого может быть использовано и воспитателями.

Слайд 4

«Нейроигры для детей с проблемами речевого развития»

    Дыхательные упражнения, а также массаж и самомассаж поднимают тонус коры головного мозга. Дыхательные упражнения могут быть самыми разнообразными. Они способствуют выработке правильного речевого выдоха. И можно сочетать работу над дыханием с решением других задач. Например, с работой над артикуляцией, автоматизацией звуков, мелкой моторикой.

- В песочнице прятать под тонким слоем песка фигуры, картинки на автоматизируемый звук и находить, аккуратно раздувая песок из трубочки. Называть картинки. Либо это могут быть картинки с артикуляционными упражнениями, с пальцевыми позами.

- Использовать гречку, манку. Сдувать их через трубочку и называть открывшиеся картинки.

Слайд 5

    Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. Выполнение упражнений можно сочетать не только с движениями рук и пальцев, но ещё и с движениями глаз. движения можно выполнять в различных вариациях: однонаправленно и разнонаправленно. И всё это в различных сочетаниях.

Упражнение «Часики» и «Качели»

В процессе выполнения данного упражнения язычок выполняет несколько

движений с пальчиком:

-Язычок подружился с пальчиком и следует за ним.

-Язычок поссорился с пальчиком и убегает от него.

-Язычок подружился с глазками, и они гуляют вместе.

    Во время выполнения статических упражнений («Грибок», «Лопатка») можно одновременно выполнять упражнения руками («Кольцо», «Пальчики встречаются»).

    Артикуляционную гимнастику на индивидуальных занятиях можно также выполнять с различными движениями: рисовать артикуляционную дорожку, приклеивать картинки на липучки, заклеивать пластилином, закрашивать и т.д.

Слайд 6

    Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Они бодрят, тонизируют, буквально заставляют «напрячь мозги». Выполнять их можно вместе с детьми, потому что лишние нейронные связи взрослым тоже не помешают. Вот несколько вариантов игр.

- «Червячок в яблочке», «Ладонь-кулак», «Заяц – класс», «Кольцо»;

- телесно-перекрёстные движения («Ухо – нос», «Локоть – колено»)

    Их следует сначала разучить, а затем можно выполнять одновременно с проговариванием словарного материала.

Слайд 7

    Нейроигры:

- с пинцетами

- с выкладыванием камушками

- заклеивание пластилином, закрашивание

-  с магнитным жезлом

- с мячом

    Очень много материала можно сейчас приобрести и много бросового материала, который легко насобирать. И всё время включать фантазию.

    Если мы проговариваем речевой материал с одновременным включением различных действий, тем самым мы создаём дополнительные нейронные связи.

Слайд 8

Нейротренажёры

- Балансировочная доска используется для мозжечковой стимуляции. Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию. Обычно при частом и умелом использовании балансировочного тренажера у детей:

  • укрепляется мышечный каркас;
  • улучшаются коммуникативные навыки и речь;
  • становятся лучше почерк и внимание.

- Логопедический пальцеход — это тренажёр, который используется для развивающих игр дома, в детских садах и различных развивающих центрах.

Он помогает:

  • выделять звуки;
  • стимулировать автоматизацию звуков, слогов, слов;
  • облегчать тренировку чистоговорок;
  • улучшать память и внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • стимулировать мелкую моторику и планирование;
  • подготавливать руку к письму.

- Межполушарные доски разработаны специально для того, чтобы ребенок в игровой форме улучшал межполушарные связи и развивал свои способности.

- Визуально-ритмический тренажёр (круг или линейный –парковка) Визуально – ритмический круг – это один из вариантов тренажера, с помощью которого ребенок учится переключаемости.

Слайд 9

    Нейроигры  помогают улучшить ряд физических навыков, в частности выполнение симметричных и асимметричных движений, соблюдение равновесия, подвижность плечевого пояса, ловкость рук и кистей. Дошкольники учатся сидеть прямо и не испытывать при этом дискомфорт, становятся более ловкими. Также такие тренировки позволяют усовершенствовать эмоциональные навыки, сделать ребенка менее подверженным стрессу и более общительным, научат его проявлять свои творческие способности в процессе игры, а затем – и в учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ д/с с . Воскресенское МО Дубенский район «Использование нейроигр в лопедической работе с дошкольниками» Подготовила : учитель-логопед Кузьмина С.В.

Слайд 2

Если ребенок – аудиал : Используйте голосовые возможности: • паузы, интонацию, громкость. • Применяйте аудиоматериалы. • Позвольте ребенку «разговаривать с самим собой», шевелить губами. Если ребенок – кинестетик : • Объясняйте что-либо медленно, при этом рекомендуется использовать действия, жесты, прикосновения. • Чаще «обыгрывайте» информацию, помните, что этот ребенок – практик. • Позвольте ребенку двигаться, бегать. Дети познают мир через движение

Слайд 3

Если ребенок – аудиал : Используйте голосовые возможности: • паузы, интонацию, громкость. • Применяйте аудиоматериалы. • Позвольте ребенку «разговаривать с самим собой», шевелить губами. Если ребенок – кинестетик : • Объясняйте что-либо медленно, при этом рекомендуется использовать действия, жесты, прикосновения. • Чаще «обыгрывайте» информацию, помните, что этот ребенок – практик. • Позвольте ребенку двигаться, бегать. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию и развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Нейропсихологический подход

Слайд 4

Если ребенок – аудиал : Используйте голосовые возможности: • паузы, интонацию, громкость. • Применяйте аудиоматериалы. • Позвольте ребенку «разговаривать с самим собой», шевелить губами. Если ребенок – кинестетик : • Объясняйте что-либо медленно, при этом рекомендуется использовать действия, жесты, прикосновения. • Чаще «обыгрывайте» информацию, помните, что этот ребенок – практик. • Позвольте ребенку двигаться, бегать. Дыхательные упражнения

Слайд 5

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободо пользуются развернутой фразовой речью , разными конструкциями сложных предложений . Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей, даже при нормальном слухе и интеллекте, резко нарушается формирование всех сторон речи : звуковой, лексико-грамматической , семантической. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи(ОНР). Дыхательные упражнения. Улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Слайд 6

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободо пользуются развернутой фразовой речью , разными конструкциями сложных предложений . Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей, даже при нормальном слухе и интеллекте, резко нарушается формирование всех сторон речи : звуковой, лексико-грамматической , семантической. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи(ОНР). Кинезиологические упражнения

Слайд 7

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободо пользуются развернутой фразовой речью , разными конструкциями сложных предложений . Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей, даже при нормальном слухе и интеллекте, резко нарушается формирование всех сторон речи : звуковой, лексико-грамматической , семантической. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи(ОНР). Нейроигры и нейроприёмы

Слайд 8

Если ребенок – аудиал : Используйте голосовые возможности: • паузы, интонацию, громкость. • Применяйте аудиоматериалы. • Позвольте ребенку «разговаривать с самим собой», шевелить губами. Если ребенок – кинестетик : • Объясняйте что-либо медленно, при этом рекомендуется использовать действия, жесты, прикосновения. • Чаще «обыгрывайте» информацию, помните, что этот ребенок – практик. • Позвольте ребенку двигаться, бегать. Нейротренажёры Балансировочная доска Логопальцеход Визуально-ритмические тренажёры Межполушарные доски

Слайд 9

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободо пользуются развернутой фразовой речью , разными конструкциями сложных предложений . Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей, даже при нормальном слухе и интеллекте, резко нарушается формирование всех сторон речи : звуковой, лексико-грамматической , семантической. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи(ОНР). Результаты использования нейроигр и упражнений: Активизация энергетического потенциала организма Улучшение внимания, памяти, речи, мышления и воображения. Улучшение качества освоения учебного материала. Развитие творческих способностей Приобретение необходимых социально-поведенческих навыков взаимодействия, благодаря повышению уровня саморегуляции и самоконтроля. Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности, в процессе которой осуществляется всестороннее развитие ребенка, развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, мышление и речь. То есть в игре осуществляется одновременно развлечение, познание и творчество.

Слайд 10

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободо пользуются развернутой фразовой речью , разными конструкциями сложных предложений . Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу. Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей, даже при нормальном слухе и интеллекте, резко нарушается формирование всех сторон речи : звуковой, лексико-грамматической , семантической. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи(ОНР). Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нейропсихологических приемов и методик в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР

Представление системы работы по использованию нейропсихологических приемов в работе логопеда...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы...

Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. Эти дети соматически ослаблены, имеют хронические заболевани...

«Использование нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с детьми со статусом ОВЗ»

Применение нейропсихологических приёмов в коррекционной работе с деть имеющими речевые нарушения...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Использование нейропсихологических приёмов в логопедической работе»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования с использованием приёмов нейропсихологии для успешного преодоления речевых нарушений...

«Нейропсихологические приёмы коррекционно-логопедической работы в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционно-логопедической работе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на п...