Технологическая карта по закреплению произношения звука Ш
план-конспект занятия по логопедии

Вьюн Елена Николаевна

Технологическая карта для проведения индивидуального логопедического занятия по закреплению произношения звука Ш для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Закрепление произношения звука Ш28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

ФИО педагога

Бухалова Елена Николаевна

Возрастная группа

Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР (6 – 8 лет)

Форма организации, количество обучающихся

Индивидуальное занятие

Тема занятия

 Закрепление правильного произношения звука [Ш]

Используемые методы и приемы

Словесные (речевой образец, проговаривание), наглядные методы (презентация компьютерных игр, показ картинок со звуком Ш), эвристический (вопросы, беседа, проблемные ситуации), игровой метод.

Название области

Речевое развитие

Интеграция областей

Речевое развитие, социально – коммуникативное развитие

Продолжительность занятия

15 минут

Цели занятия

 Создать условия для закрепления правильного произношения звука [Ш]

Задачи

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные

закреплять умение правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах;
- расширять словарный запас;
- развивать навыки фонематического анализа слов

 - развивать фонематический слух и восприятие; звуковой анализ
- развивать психические процессы: внимание, память, логическое мышление.
- развивать артикуляционную моторику и речь.

 - воспитывать правильность, красоту речи;
- формировать и развивать эстетические качества;
- формировать интерес к коррекционным занятиям.

Оборудование

Зеркало, мешочек с фигурками, картинка к игре «Лабиринт», игрушка мышь, предметные картинки, сюжетная картина «Змейка»; компьютер, коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры» https://www.youtube.com/watch?v=ZRXBbx_NeS8.

Материалы

Картинки с изображением слов со звуком [ш] для игры «Лабиринт», картинно – графическая игра «Лабиринт» с картинками с разными группами звуков (шипящие звуки [ш], свистящие [с], соноры [р]), картинки с изображением змей, животных, птиц для упражнения «Как шипит змея», картинки для игры «Четвёртый лишний»

Структура занятия

Этапы

Деятельность педагога, приемы работы

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Организационный этап

(2 мин)

Логопедом организуется проблемная ситуация: нужно помочь мышке добраться до сыра

- Сегодня гость нашего занятия – эта мышка. Она запуталась в лабиринте и не может найти правильную дорогу к сыру. Поможем ей?

Педагог предлагает назвать слова, которые встретились на правильной дороге и подумать, какой звук в них чаще встречается.

Логопед предлагает продолжить играть со звуком [Ш] с игрушечным помощником.

Игровая: Ребёнок проверяет, какая дорога может привести к нужной цели, выбирает дорогу с картинками со звуком [Ш] и перемещает по ней игрушечную мышку.

Коммуникативная:

Ребёнок называет слова со звуком [Ш]. шарик, шишка, мышка, машинка.

Ребёнок правильно определяет наличие в словах общего звука [Ш], называет картинки, заинтересован в выполнении заданий.

Основной этап

(10 мин)

1.Артикуляционная гимнастика (формирование артикуляционного праксиса по подражанию)

Педагог предлагает сесть напротив зеркала и выполнить артикуляционную гимнастику:
Упражнения: «Забор» - «Окно» - 6 раз; «Улыбка» – «Трубочка» - 6 раз;
«Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка».

2. Артикуляция звука

Педагог напоминает артикуляцию звука Ш. 

-Давай вспомним правильную артикуляцию звука [Ш]

При произнесении звука- ш- органы речи принимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. Произнеси – Ш-Ш-Ш-Ш

(Педагог контролирует точность повторяемых движений, корректирует  при необходимости повтор действий.)

3.Характеристика звука.

Логопед предлагает дать характеристику звука Ш.

 - Давай скажем, какой звук Ш. (при затруднении в ответе, предлагаются подсказки: он гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий).

4.«Как шипит змея» 

Учитель – логопед предлагает игру с произнесением звука Ш при показе карточки с изображением змеи.

 - Наша мышка наелась и предлагает поиграть. Ей очень нравится звук [ш]. Как ты думаешь, кто умеет шипеть? (ответ ребёнка – змея).

 - Мышка принесла тебе разные картинки, а ты как только увидишь змею – шипи как она.

 (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

5. Игра на развитие умения длительно произносить звук Ш «Проводи змейку»

 - Посмотри внимательно на картинку, попробуй пальчиком «проводить» змейку домой, произнося при этом звук [Ш].

 6. Игра «Поймай звук»

 Учитель – логопед предлагает ребёнку «поймать звук»

 -  Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь «как шипит змея»

Например: Ш, Д, К, С, Х, Р, Ш, Я, О, Ш, Н,

 затем ВА, ША, ТО, ШО, ЦО, СУ, ШУ.

7. Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в прямых и обратных слогах.

- А сейчас внимательно послушай и повтори за мной слоги:
Лексический материал:
ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЭ, АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЭШ.

8. Физкультминутка «Мышки»

Выполняем движения со словами: 

Веселые мышки бегут по лужайке (бег на месте).

На мышках красивые красные майки (рывки руками),

У мышек на лапках зеленые тапки (приседания).

Торопятся в школу веселые мышки (бег).

Боюсь, опоздают! Скорее вприпрыжку!

Вот узенькой стала лесная дорожка,

Мышата поскачут на одной ножке.

Портфель уронили!

Нагнулись, подняли.

Скорее бежим!

Уф! Успели (садимся на места)! Устали!

9.Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в словах.

Логопед выкладывает перед ребенком картинки и предлагает поиграть в игру «Четвёртый лишний»
-Назови картинки, отбери в сторону те картинки, в названии которых есть звук [Ш].
(Предлагаемый лексический материал:
Шапка, ваза, мышь;

хлеб, шишки, тигр;

 машина, часы, каша;

очки, шары, кошка;

собака, шалаш, зонт.
Ребенок выполняет задание.
Логопед: А теперь назови картинки, которые ты отобрал, четко проговаривая звук Ш

10. Фонематический анализ слов. Компьютерная коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры». «Фонетика» - Анализ - Игра «Поезд»

- Педагог предлагает определить место звука в слове с помощью интерактивной игры «Игры с Тигрой»

А теперь давай поиграем с Тигрой.  

- Рассмотри картинку, назови ее, и определи в какой части слова находится звук [Ш] и с помощью компьютерной мыши переместить ее в соответствующий вагончик поезда.

Практическая:

Ребёнок повторяет за педагогом артикуляционные упражнения.

Практическая:

Ребёнок выполняет правильный артикуляционный уклад для звука Ш.

Речевая:

Ребёнок даёт характеристику звука: согласный, глухой, твёрдый.

Речевая, игровая:

Ребёнок проговаривает звук Ш при показе картинки с изображением змеи.

Речевая:

Ребёнок хлопает в ладоши, услышав звук Ш в потоке звуков, прямых слогах.

Речевая: ребёнок повторяет за логопедом слоги со звуком Ш.

Двигательная:

Ребёнок выполняет движение за педагогом.

Коммуникативная:

Ребёнок выполняет задание, проговаривая только правильное, подходящее слово.

Игровая:

Ребёнок выполняет задания, определяя место звука в слове.

Ребёнок подготовлен к дальнейшему произношению звука Ш изолированно, в слогах и словах

Ребёнок владеет характеристиками звука Ш.

Развитие фонематического слуха и внимания.

Развитие навыка удерживание правильной артикуляционной позы для произношения звука [Ш], целенаправленной воздушной струи; фонематического восприятия.

Закрепление навыка правильного произношения звука Ш в слогах, словах, развитие слухового внимания.

Отдых в виде смены деятельности, снятие усталости, тонуса мышц,

эмоциональная разгрузка

Развивать

 умение предлагать правильное решение,   справляться с поставленной задачей, развитие мышления, звукового анализа слов.

Ребёнок заинтересован в правильном выполнении игровых упражнений, закрепление навыков звукового анализа, правильного произношения звука Ш в словах.

Заключительный этап (3 мин)

Рефлексия 

Педагог предлагает оценить занятия и свои успехи при выполнении заданий и игр:

 - Тебе понравилась наше занятие?

- Какое задание тебе показалась самым сложным, а какое больше всего понравилось, что нового ты сегодня узнала?

- Ты порадовал меня и нашего гостя - мышку своими ответами, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

Рефлексивная

Ребёнок рассуждает какие игры и упражнения понравились ему в процессе занятия.

Получение обратной связи по занятию для возможности оценки качества занятия.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Закрепление произношения звука [ Ч ]. Заучивание стихотворения «Скакалочка». Провела: воспитатель- Т.В.Кутузова

Цель: закреплять правильное произношение звука [ч] в речи; развивать слуховое внимание через опознание звука во фразе; упражнять детей в изменении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; ...

Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков П,П\',Б,Б\',Ф,Ф\',В,В\',Т, Т\',Д,Д\'.

Выполняя игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик», ваш малыш будет тренироваться в произношении «трудных» для него звуков в слогах, словах, предложениях. Одновременно познакомится с первыми н...

Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков К, К\', Г, Г\', X, X\', Й.

Выполняя игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик», ваш малыш будет тренироваться в произношении «трудных» для него звуков в слогах, словах, предложениях. Одновременно познакомится с первыми н...

Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков С, С\', 3, 3\', Ц.

Выполняя игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик», ваш малыш будет тренироваться в произношении «трудных» для него звуков в слогах, словах, предложениях. Одновременно познакомится с первыми н...

Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков Ш, Ж.

Выполняя игровые упражнения пособия «Говорящий карандашик», ваш малыш будет тренироваться в произношении «трудных» для него звуков в слогах, словах, предложениях. Одновременно познакомится с первыми н...

Дидактический материал на закрепление произношение звуков "Загадочные картинки"

Зашумлённые картинки представлены в виде наложенных друг на друга  контуров предметов.  Цель: Развитие целостного восприятия, внимания, образного мышления, активизация функций, обеспечивающи...