Выступление на собрании по теме "Звуковой анализ слова"
методическая разработка по логопедии

Петрова Елена Юрьевна

Познакомить родителей с разбором слова: звуковой анализ слова; показать игровые приемы на звуковой анализ слова, которые смогут применять дома; напомнить правила фонетики русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  № 21»

                                                                                                                         

                                                             

 

                                                                                                         

                                                                                                         

                                                                                                         

               

                                                                           

        Конспект собрания

учителя-логопеда Петровой Е.Ю.

с родителями детей подготовительной группы

комбинированной направленности №8

Тема: «Звуковой анализ слова

Цель: познакомить родителей с разбором слова: звуковой анализ слова; показать игровые приемы на звуковой анализ слова, которые смогут применять дома; напомнить правила фонетики русского языка.

Добрый день, дорогие родители. Меня зовут Петрова Елена Юрьевна.

Тема моего выступления звуковой анализ слова.

Что же такое звуковой анализ слова?

Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный – согласный, звонкий – глухой, мягкий - твердый)

Звуковая схема слова – это последовательность цветов – символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.

Звуковой анализ слова - один из важнейших видов работы, который способствует формированию в дальнейшем орфографической зоркости, развитию фонематического слуха; развитию умений вычленить звуки в слове, правильно их назвать и охарактеризовать; умения соотнести слово с его звуковой схемой и многому другому.

Как выполнять с ребенком звуковой анализ слова расскажу немного позже, а сейчас мы с вами выполним задания, которые выполняют ваши дети на моих занятиях и которые подготавливают к выполнению звукового анализа слова.

    1. Ребенок должен усвоить, что звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.

2. В русском языке шесть гласных звуков: [А, О, У, И, Э, Ы]. Гласные звуки произносятся без напряжения, плавно, долго, без участия языка. Гласные звуки обозначаем красным цветом.

3. Есть еще и согласные звуки: звонкие-глухие, твердые-мягкие. Твердые согласные звуки обозначаем синим цветом. Мягкие согласные – зеленым цветом.

4. Назовите первый звук в словах.

5. Назовите первый звук в словах.

6. Назовите слова со звуком М. (Ни в коем случае не произносите «МЭ».) Пусть ребенок произносит слова так, чтобы было отчетливо слышно, что в них есть заданный звук. Одновременно учим ребенка определять, где находится звук в слове: в начале - мышка, в середине - сумка, в конце - дом.

    7. После того, как ребенок научился определять первый звук, последний и заданный звук, который мы слышим в середине слова, можно переходить к определению количества звуков в слове. Что это? (РОЗА). Сколько звуков в слове РОЗА? Назови звуки по порядку. Р-О-З-А.

 8. Выполним звуковой анализ слова МАК:

1. Выделим голосом первый звук.  Детей надо научить звук протянуть, искусственно удлинить его. Например, если звук взрывной ([к], [д], его можно повторить [ккот] или произнести с усилием на выдохе.

М-Мак – первый звук М – он согласный, звонкий, твердый - обозначим его синим цветом.

2. Выделим голосом второй звук:

М-АА-К - второй звук А – он, гласный – обозначим его красным квадратиком.

3. Выделим голосом третий звук:

МА-КК - третий звук К – он согласный, глухой, твердый – обозначим его синим цветом.

В слове МАК 3 звука.

Назовем звуки по порядку: М А К.

9. Звуковой анализ слова  КИТ

1. Выделим голосом первый звук:

кькькь – ит – первый звук Кь – согласный, глухой, мягкий, обозначим зеленым цветом.

2. Выделим голосом второй звук – И-ИИ-Т, второй звук И. Обозначим его красным цветом.

3. Выделим голосом третий звук – КИ-ТТ, третий звук Т, он согласный, глухой твердый, обозначим его синим цветом.

В слове кит 3 звука. Назовем звуки по порядку Кь, И, Т.

Большое спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  №21»

Мастер-класс:

 «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

для малышей»

г. Урай 2023

- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы проводим мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика».

Цель мастер-класса: Обучение педагогов приемам работы с детьми раннего возраста.

- Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, что бы окрепли наши мышцы рук и ног?

- Правильно, выполняем зарядку, занимаемся физическим трудом.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить  напряженность артикуляционных органов;

- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Рекомендации  по проведению артикуляционной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.
  2. Упражнения выполнять 1-2 раза в день 3-4 минуты.
  3. Выполнять 2-3 упражнения, одно из которых новое, второе и третье для повторения и закрепления.
  4. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
  5. Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  8. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  9. Во время выполнения артикуляционной гимнастики не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи.
  10. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
  11. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы  ребёнок усвоил основные движения.

Если своевременно начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!

Сегодня хочу показать вам основные базовые упражнения. Если эти упражнения будут не отработаны с детьми младшего возраста, то будет нарушение звуков позднего онтогенеза. Поэтому эти упражнения должны быть отработаны идеально.  

Нужно проводить такие упражнения:

Упражнения для губ

«ЗАБОРЧИК» (Оскал). Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Нам важно, чтобы в этой позе зубы были видны, губы максимально натянуты - это очень важно. И важно, что бы ребенок удерживал эту позу, в начале, хотя бы 5 секунд (доводим до 15 сек).

Из этой артикуляционной позы мы делаем упражнение -

 «ОКОШКО» (Бегемот). Широко открыть (закрыть) рот. «ЗАБОРЧИК» сделали и открываем рот широко, язык внизу, зубы видны.

Следующее упражнение -

«УЛЫБКА» (Лягушка). Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Зубы сомкнуты.

Следующее упражнение -

«ТРУБОЧКА» (Хоботок). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы сомкнуты (если зубы не сжаты, то не будет положительного результата в данном упражнении). Как мы выполняем:

Из артикуляционной позы «ЗАБОРЧИК» - делаем «ТРУБОЧКУ»

(когда ребенок делает «ТРУБОЧКУ» с разомкнутыми зубами - это видно, так как западают щеки)

«БУБЛИК». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Выполняем так же из положения «ЗАБОРЧИК»

«СЫТЫЙ ХОМЯК» - «ГОЛОДНЫЙ ХОМЯК». Просим ребенка надуть щеки, затем сдуть щеки (следим, что бы не просто сдул, а втянул щеки)

Упражнения для языка

 «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (следим, чтобы губы были расслабленны).

«ИГОЛОЧКА». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед (следим, чтобы губы были расслабленны).

«ЛОШАДКА ФЫРКАЕТ». Губы сомкнуты, выдыхаем, губы вибрируют (работают только губы).

«ГОРКА» рот открыт,  язык за нижними зубами, спинка языка немного приподнята.

«КАТУШКА». От упражнения «ГОРКА», только язык выкатываем (можно сказать, что мы едем с  «ГОРКИ», рот прикрываем, зубы видны.

Когда вы проводите Артикуляционную Гимнастику, старайтесь, чтобы она была более игровой, так как дети еще маленькие. Например, мы можем вместо «ЗАБОРЧИКА», предложить показать как рычит ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ТИГР.

Если сложно сделать «ТРУБОЧКУ», то предложите дотянуться губами до предмета (например: пробка, баранка).

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только учитель-логопед!

- Давайте подведём итог нашей встречи.

- Появилось ли у вас желание проводить  с детьми упражнения для развития артикуляционного аппарата?

- Мы благодарим вас за участие в мастер-классе, надеемся, что вы узнали много интересного.

Если своевременно начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Сегодня учителя-логопеды детского сада, провели, для воспитателей мастер-класс по артикуляционной гимнастике. Были показаны базовые упражнения, правильная и последовательная техника выполнения, даны рекомендации в проведении артикуляционной гимнастики.

Учитель-логопед Петрова Е.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Выступление. Мастер - класс "Звуковой анализ слова"

Как правильно проводить звуковой анализ слова...

«Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове....

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги» ...

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Цель: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова. Учить делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове.Задачи:Обучающая задача: В игровой форме учить дет...

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»

Тема: «Слова. Звуковой анализ слов. Деление слов на слоги»...